9 мин.

#ПоЛигам. Часть 2: ECHL

Если ещё не знакомы с первым выпуском проекта, можете сделать это здесь

Национальная хоккейная лига — главный хоккейный чемпионат в мире и мечта любого профессионального хоккеиста. Впрочем, хоккейный мир Северной Америки не ограничивается НХЛ. Тысячи  профессиональных игроков по разным причинам до нее не добираются. Так где же они играют? Это SportTalk и мы представляем новый проект — #ПоЛигам. Расскажем о самых популярных хоккейных чемпионатах США и Канады помимо НХЛ. В прошлый раз мы подробно обсуждали лигу фарм-клубов - АХЛ. Если ещё не видели, можете посмотреть по подсказке наверху. А сегодня на очереди третья по силе лига в Америке —ECHL.

ECHL – East Coast Hockey League или же хоккейная лига восточного побережья — это третья по силе профессиональная лига на континенте. Выше неё, как нетрудно догадаться, только НХЛ и АХЛ.

ECHL – вторая и последняя лига в США после АХЛ, которая имеет команды, афилированные с клубами НХЛ. В этом сезоне лишь 6 клубов сильнейшей лиги не имели своего представительства в ECHL – это «Анахайм», «Коламбус», «Флорида», «Монреаль», «Нэшвилл» и «Сан-Хосе».

В этом сезоне в Лиге были всё же 27 команд: 25 афилированных с клубами НХЛ и 2 самостоятельных коллектива — это «Гринвил Свомп Рэбитс» из Южной Каролины  и «Рэпид Сити Раш» из Южной Дакоты. Территориально клубы поделились в таком же соотношении: 25 из них расположены на территории США и лишь 2 в Канаде — это «Ньюфаундленд Гроулерс» и «Брэмптон Бист» — клубы из системы «Торонто» и «Оттавы» соответственно. Но уже со следующего года ECHL сократится — Лигу покинет «Манчестер Монархс», один из фарм-клубов «Лос-Анджелес Кингс». Соответственно, территориально клубы поделятся в соотношении 24 на 2.

Если помните, то применительно к АХЛ мы говорили о том, что команды имеют довольно слабые привязки к региону. Поменять название, место и владельцев там в порядке вещей. ECHL в этом плане более консервативная Лига, но всё равно со своими заскоками. Вот, например, клуб «Флорида Еверблейдс». Расположен в одноименном штате, но «Флориде Пантерс» этот клуб не нужен. 21 год «Еверблейдс» были афилированным клубом «Каролины Харрикейнз», но со следующего сезона они просто возьмут и перейдут под владение «Нэшвилла». Таким образом, у хищников впервые в истории появится своя команда в ECHL.

Но это еще цветочки по сравнению с тем, какие изменения претерпела ECHL перед сезоном 2018-19. Тогда поменяли владельцев сразу 11 клубов Лиги. При чем не стоит забывать, что все это происходит также и по инициативе больших клубов из НХЛ и АХЛ. Так, например, «Миннесота» просто взяла и поменяла себе фарм-клуб, сделав бывшую команду независимой и подписав клуб, принадлежавший раньше «Сан-Хосе». В общем, если покопаться в таких историях, можно найти много всего интересного.

Структурно ECHL поделена на 2 конференции и 4 дивизиона. Западную Конференцию представляют Центральный и Горный дивизионы, Восточную — Северный и Южный. В этом сезоне все клубы провели по 72 игры в регулярном чемпионате, несмотря на различное количество команд в дивизионах. Неравенство сохранится и дальше. Так, по 7 клубов будет в Южном и Горном дивизионах, а вот Северный и Центральный ограничатся 6 клубами. В новом сезоне все клубы ECHL также сыграют по 72 игры в регулярке.

А вот с системой плей-офф все намного проще. Без всяких заморочек туда попадают 4 лучшие команды от каждого дивизиона и дальше идет сетка, идентичная АХЛ. Первое место дивизиона играет с четвертым, второе — с третьим. Следующий раунд — финалы дивизионов, затем — финалы конференций и уже потом главный финал. Все серии играются по семиматчевой системе до 4 побед.

Последним триумфатором ECHL стала команда «Ньюфаундленд Гроулерс» — это клуб системы «Торонто Мэйпл Лифс». Причем появился клуб аккурат перед этим сезоном. Быстрее всех сориентировался «Торонто», который скинул свой бывший фарм-клуб в руки «Тампы-Бей» и подписал соглашение с новым клубом, созданным для расширения Лиги. Напомним также, что их фарм-клуб «Торонто Марлис», выступающий в АХЛ, брал свой кубок в прошлом году, но в этом сезоне слетел в финале Конференции. Так что резервные команды кленовых листьев работают пока куда лучше основного клуба.

Рекордсменами Лиги по трофеям являются клубы «Аляска Эйсес», «Хэмптон Роадс Адмиралс» и «Саут Каролина Стингрэйс». Первые год назад сменили название на «Мэн Маринерс» и переехали в Портленд, вторые фактически исчезли в 2000 году, третьи — в последний раз брали Кубок в 2009 году.

Кстати о главном трофее — за победу в ECHL вручается Кубок Келли. Трофей назван в честь Патрика Джея Келли — первого комиссионера Лиги — и вручается с 1997 года. Причем забавно, что по офисам клубов гуляет уже 4 копии этого приза. Например, в прошлом году Кубок выиграли «Колорадо Иглс» и сразу же после победы покинули ECHL. Видимо, посчитали, что Кубок возвращать не нужно, и не вернули! В итоге победитель этого года «Ньюфаундленд Гроулерс» получили точную копию приза. Кстати, до 1997 года клубы-победители получали Кубок Райли. Этот приз был назван в честь бывшего президента АХЛ Джека Райли. Вот такие вот перипетии.

В большинстве своём игроки ECHL — это люди, задрафтованные в низких раундах или вообще не проходившие процедуру драфта. Конечно, по уровню ECHL куда слабее АХЛ и пробиться отсюда в НХЛ невероятно сложно. По состоянию на начало прошлого сезона был зафиксирован 641 случай, когда игрок сыграл как минимум 1 матч и в НХЛ, и в ECHL. Тогда же в стартовые заявочные листы клубов НХЛ входили 66 игроков, имевших опыт выступлений в ECHL. Любопытно, но чаще остальных проявляют себя вратари: Томаш Вокоун, Тим Томас, Джонатан Куик, Брейден Холтби, Мэнни Легаси, Мартин Бирон, Ярослав Галак — все они показали свой уровень в лучшей лиге, хотя начинали именно в ECHL. Но все-таки, если говорить объективно, для подавляющего большинства игроков ECHL потолком является АХЛ, не выше.

А вот россиян в ECHL крайне мало и это понятно. Если игрок не пробивается из молодежных Лиг на драфт, то о карьере за рубежом можно фактически забыть. И если бегать в АХЛ ещё имеет смысл, то вот выступать в ECHL — практически нет. Всего же за всю историю Лиги в ней сыграли лишь 140 россиян. 140 человек за 31 год. Статистики по этому сезону пока нет, но в прошлом на площадки ECHL вышли лишь 8 россиян. Это говорит о многом.

Конечно, в ECHL, как и везде, есть свои звезды. Другой вопрос в том, что эти звезды за редким исключением получают шанс пробиться выше. Для начала было бы неплохо повыситься хотя бы до АХЛ, где риск увязнуть и вернуться обратно невероятно велик. Давайте взглянем, где же сейчас играют лучшие бомбардиры ECHL последних пяти сезонов. Сезоны 14/15, 15/16 и 16/17 — Чэд Костелло. 3 сезона подряд он набирал больше 100 очков, всего же в Лиге на его счету почти 500 баллов, в 2016 и 2017 признавался MVP сезона. Несмотря на это, ему не поступило предложения даже из АХЛ, там он был в последний раз в 2012. В итоге после трёх фантастических сезонов Костелло просто уехал играть в Германию. Сезон 17/18 — Шон Зыдловски, он же самый ценный игрок года. На его счету 80 матчей в АХЛ, но все — до его лучшего сезона в карьере. Половину этого года Шон провёл в ECHL, а половину и вовсе в Норвегии. Сезон 18/19 — Джесси Шульц, он же самый ценный игрок года. В АХЛ он дебютировал еще в 2004, а в 2007 даже сыграл два матча за «Ванкувер» в НХЛ. А потом начались скитания: Швеция, Германия, Италия, Словакия, Венгрия и даже Англия. Под конец карьеры Шульц все же вернулся в ECHL, где, видимо и закончит карьеру.

Вывод простой — лучшими в ECHL чаще всего становятся игроки, уже имеющие за плечами хоть какой-то опыт в АХЛ и осознавшие, что здесь — их потолок. Как видим, за последние 5 лет ни один из лучших игроков Лиги не пошел на повышение просто потому, что никто им этого не предлагает.

Конечно, уровень организации в ECHL прямо пропорционален уровню интереса к этой лиге. Всё сделано на вполне себе добротном уровне: есть свой Матч звёзд, Зал Славы и своё внутрилиговое телевидение — все как у любой профессиональной Лиги. Арены тоже на высшем уровне: семитысячники здесь сплошь и рядом, есть клубы с аренами даже на 15 тысяч зрителей и больше. Правда, это уже излишки — средняя посещаемость лучшего по этому показателю клуба «Форт Вейн Кометс» в этом сезоне равнялась 8 тысячам зрителей.  

Причем, ECHL — это отнюдь не дешевая лига. Билет на домашний матч тех же «Кометс» на центральный сектор второго яруса стоит 26 долларов. Да, некоторые клубы заряжают ценник даже дороже, чем в АХЛ. Впрочем, удивляться нечему. ECHL — это такой же успешный бизнес, как и другие профессиональные спортивные лиги Северной Америки.

При этом сами игроки в ECHL — отнюдь не богачи. Средняя недельная зарплата в лиге составляет от 650 до 900 долларов. Свыше 1000 баксов в неделю получает лишь немногие топовые игроки типа Чэда Костелло. Вот и считайте — 4 тысячи баксов в месяц для США — разве это много?

Давайте подытоживать. ECHL — это вторая и последняя профессиональная хоккейная лига в Северной Америке, которая напрямую связана с НХЛ. Практически у всех клубов выстроена своя вертикаль: НХЛ — АХЛ — ECHL. Причем если скатиться из АХЛ в ECHL проще простого, то вот подняться обратно — задача не из легких. Настоящих хоккейных звезд, которые вышли из клубов ECHL — единицы, и почти все они — вратари. Полевые игроки, попавшие сюда, пожалуй, могут навсегда забыть об НХЛ. На самом деле, что АХЛ, что ECHL далеки от идеала в плане структуры. В ECHL вообще творится что-то невероятное. Мы, конечно, понимаем, что это все бизнес и рыночные механизмы, но когда клуб НХЛ за одно лето просто берет и меняет себе фарм-клуб — это вообще как? Вот вам, кстати, и наглядный пример, насколько клубам лучшей лиги уперлись команды из ECHL.

Больше интересных видео о хоккее на нашем Yotube-канале

Больше интересных текстов в нашем Telegram-канале