Хартли снова разнес Билялетдинова. «Авангард» – сила
12:3 в двух матчах. У чемпиона большие проблемы.
И снова с праздником. Ни капли ненависти к «Ак Барсу», даже наоборот – три гола в большинстве держали его в игре, и до самой сирены это был хоккей, а не фигурное катание. Все-таки серия «Авангард» – «Ак Барс» – редкий слот в расписании Кубка Гагарина, когда очень хочется видеть хоккей, а не его имитацию (может быть, вы помните вчерашний день).
Но эти же три шайбы и в целом близость по счету не замаскировали главное: «Ак Барс» пропустил 12 раз (строго по паре на каждый период), по делу проиграл оба матча и едет домой с довольно условными шансами на второй раунд. Если через два дня «Ак Барс» не изменится, это точно будут 0-4. «Хартли против Билялетдинова» – это сочный тренерский спарринг, две абсолютно разные, но вроде как эффективные (у Боба пока нет нашего кубка, поэтому такая оговорка) системы. С точки зрения теории в КХЛ нет ничего интереснее, чем выяснять, где конкретно Билялетдинов уступает.
Движение
Есть серьезная разница в тренерских подходах к первому раунду плей-офф. Билялетдинов – это классический кахаэловский стиль: начнем так себе и будем прибавлять по ходу, потому что для нас этот турнир устроен так. Для топ-клубов неслучайные соперники в Кубке Гагарина начинаются примерно с финала конференций. До этого можно вкатываться и местами даже валять дурака (как год назад СКА против «Северстали»).
Хартли сформировался в среде, где, если ты не готов к первому раунду как к финалу, тебя просто выносят: его «Авангард» готовился к тому, чтобы полететь с первых минут первой игры – и полетел. Возможно, у Билялетдинова был план связать эту активность, но явно не вышло: первый матч в Балашихе закончился минуте на тридцатой. Игроки «Ак Барса» медленнее, у них проблемы с концентрацией в эпизодах и реакцией на изменения. Не глобальные, но на фоне «Авангарда» легко считываемые. Хозяева 120 минут успевали почти все, гости – почти ничего. С такой разницей в чистом движении играть почти нереально – ну и посмотрите на счет. Возможно, это часть плана, и на третью игру вылетят переварившие нагрузку казанские супергерои, но пока движение – чуть ли не самая большая проблема Билялетдинова.
Начало атак «Ак Барса» / отборы в чужой зоне у «Авангарда»
Мы все знаем, что «Авангард» нацелен на борьбу с места потери. Метрики InStat не показывают этого с учетом всех 60 минут, но, думаю, дело в том, что в третьих периодах почти выигранных матчей Хартли переходит на более скромную модель – и данные выравниваются. Картинка более категорична: быстрые нападающие гостей напрягают защитников «Ак Барса», те спешат, отдают неудобные передачи своим нападающим, и дело заканчивается потерей, перехватом или отбором – уже и неважно в какой зоне.
Причем, если у Михеева/Зернова не получается зацепить защитника в единоборство на движении вперед, они резко делают вираж и коллективно догоняют игрока с шайбой еще в чужой зоне – преимущество в скорости позволяет. В итоге – у «Ак Барса» плюс-минус катастрофа с началом атак, и даже в большинстве был эпизод, когда Марков в отчаянии зарядил шайбу в чужую зону банальным броском – и секунд через семь она снова была за воротами «Ак Барса». Это как пинбол, только наоборот.
Позиционная атака «Ак Барса» / позиционная оборона «Авангарда»
Еще одна рабочая фишка хозяев – высокая плотность в районе пятака. В недавнем интервью Боб Хартли рассказывал, что один из его главных принципов – пятеро в атаке, пятеро в обороне. И вне контекста это могло показаться банальностью (ну вроде «так говорят все тренеры»), но «Авангард» действительно выкладывается, чтобы иметь численное преимущество в каждой из трех зон – за счет скорости, разумеется. Не тормознули атаку на чужой синей – не беда, летим в свою, поборемся там.
Все садятся поближе к воротам, чтобы блокировать прицельные броски (неподготовленные пусть летят, Бобков разберется), центральный нападающий помогает на пятаке, крайние спускаются на полборта и охраняют фланги. Если шайба проникает внутрь этой конструкции, игроки прижимаются к воротам в поисках шайбы и выкидывают ее наружу. Подставления, добивания – вся эта ерунда запрещена. «Ак Барс» может сколько угодно гонять шайбу по периметру, но голы приходят не оттуда. И к «Ак Барсу» они и не приходят – только в большинстве.
Отмечу слегка за скобками: в этой конструкции очень важная роль у Бобкова. Он работает по первым броскам, высматривает их сквозь свою пятерку (это сложно) и не стопорит шайбу, когда она попадает к нему. Его базовая установка – побыстрее отдать ее защитникам, чтобы обойтись без вбрасывания в своей зоне и побыстрее начать атаку, ведь Манукян/Михеев/Бек уже летят к чужой синей линии.
План на третий период
Сегодня я реально, извините, хохотнул над одним эпизодом. Примерно 2:40 до конца матча, счет 5:3, «Ак Барсу» тяжело, но немного везения – и все получится. Шайба у «Авангарда»: Медведев за своими воротами, рядом Фрэнсон – а гости расставляются в привычные 1-2-2 в средней зоне. Ткачев караулит на синей линии (!). Фрэнсон посмотрел на эту картину и сказал Медведеву, по ощущениям, следующее: «Какого хрена нам выходить самим? Давай подождем здесь?». Секунд через семь Ткачев понял, что время уходит и полетел за чужие ворота, «Авангард» вынужденно включился и вывел шайбу из зоны. Но упущенное время было не вернуть.
Хартли укоротил зону активного давления, но скорость контратак еще и прибавил: так получилась пятая шайба. С преимуществом в «+2» играть всегда проще, но эту разницу «Авангард» добыл честным трудом. Как собственно и обе домашние победы. Если Билялетдинов не повлияет на сценарий игры (если округлить, первые две развивались одинаково), то у КХЛ будет новый чемпион.
Когда о тебе не написали в канале «овечкин и седины»
Фото: hawk.ru