Снова о Шумакове
В своё время Шумакова, Шалунова и Окулова брали в ЦСКА для того, чтобы те тащили на себе бремя белого человека команду. Точнее Окулова брали как бы на вырост, а тех двоих и Капризова из Уфы – чтобы сразу. То есть мы тебе (вам) сто с лишним миллионов в год, первое звено и большинство в неограниченных количествах, а ты (вы) нам будешь (те) тащить. В рамках регулярки система работала более-менее гладко. Ну так ведь за спиной Шумакова люди были по меркам КХЛ прекрасные, способные в случае чего грудью на амбразуры.
Проблемы в плей-офф начались. Точнее, в той его части, где уже не было «Спартака». Где соперники стали действовать плотнее, быстрее, жёстче (и умнее). Шумаков же (и Шалунов – тут из песни фамилию не выбросишь) играл так, как будто всё ещё находился в «Сибири». То есть вышли в плей-офф - отлично, ну а дальше уже как придётся; да и кубок – это не весомый, грубый и зримый предмет поднятый над головой, а нечто абстрактное вроде бога или построения коммунизма в отдельно взятой стране.
Но это одна сторона медали. Другая – пресловутое нарушение режима, откомментированное всеми; при этом, правда, деталей не знал никто. Что там было – пьянство, б##дство или банальное расово правильное русское расп##дяйство – каждый волен выбирать по желанию. Я же скажу, что мне плевать на детали. В русском хоккее за результат всегда отвечает тренер, иногда – игрок, и никогда – менеджер. А демократия заканчивается аккурат перед служебным входом на ледовую арену. Поэтому если тренер решил, что нужно так, то должно быть именно так. А если на самом деле надо было иначе, то здравствуй увольнение. Формула проста и многократно доказана примерами. Но вот Шумакову показалось, что решать может кто угодно, если только его фамилия не Никитин. Занятное, конечно, богоборчество: я тут капитан, командир, а ты – х#й. Есмантовичу пришлось, потея и кряхтя, объясняться перед Мишустиным и Сечиным по поводу демарша самого дорогого хоккеиста ЦСКА. Пожалуй, это был единственный плюс во всей затее Шумакова. Нет, ну а как ещё отучать отдельных кипучих генеральных менеджеров тире президентов при комплектовании команды думать казённой мошной? Только вот такого рода фокусами, когда мы за тебя под двести миллионов компенсации, мы тебе за сто миллионов контракта, а ты нам: «Дорогой Мартин Алексеевич!»
Ладно, с этим худо-бедно удалось разобраться. Заинтересованные в Шумакове стороны оказались не настолько заинтересованными, чтобы разбрасываться ценными активами. Ну или тем, что на тот момент выглядело как ценный актив (и Шумаков тоже, к слову). Пациент отбыл в Северную Америку для потрясения основ, но там слухи о его выдающихся способностях сильно не подтвердились. Да, в «Херши» была травма – перелом руки. Но в «Спрингфилде» травмы не было, однако, итог и там, и там одинаково уныл. Ну, разве что в «Херши» Шумаков стремительно переболел синдромом Пёрселла, что вылилось в забивание болта на тренировку. На этом первое отделение концерта завершилось.
Второе стартует буквально сейчас, после крошечного антракта, связанного с перелетом из Америки в Россию. Шумаков вернулся, ещё раз наградив Есмантовича головной болью и перспективами нерадостных бесед с Мишустиным. ЦСКА, летом лишившийся четырёх бомбардиров (№2, №4, №5 и №6 по списку), на удивление довольно легко пережил потерю. Разыгрались Григоренко и Окулов, появился Вей. В общем, просто так взять и впихнуть Шумакова сейчас в первые два звена сложно – надо резать по живому. Да и с точки зрения внутреннего микроклимата было бы странно человека, пославшего летом команду в Лигу сексуальных реформ, принять обратно на жирный контракт и ведущие роли. Показательно выпороть, посадив на двусторонний контракт и отправив в «Звезду», ещё более скверный выход. Тут две причины. Во-первых, «Звезда» официально является платформой для подготовки внутреннего резерва ЦСКА ко взрослому хоккею. А значит, Шумаков просто займёт в команде чужое место: в МХЛ уедет кто-то из парней, подходящих по возрасту – Попугаев, Филин, Комиссаров. Во-вторых, какие-то спортивные задачи у «Звезды» тоже имеются, но я не верю, что Шумаков станет прикладывать усилия для их решения. Вариант же обмена в другую команду до закрытия текущего окна переходов плох несколькими моментами. Во-первых, ЦСКА этим усиливает своих конкурентов. Во-вторых, в проблеме лишнего человека меняется только фамилия – вместо Шумакова появится, скажем, Ткачёв (неважно какой), и ему точно так же необходимо будет найти место в команде. В-третьих, конкретно для Есмантовича существует риск утраты доверия в глазах Мишустина и Сечина, если ЦСКА уступит права на Шумакова менее чем за 100 миллионов. Короче, с кисетом было трудненько, мил человек.
Так что при всём видимом богатстве решений у Есмантовича реальный выход только один: новый, серьёзно менее жирный, контракт с Шумаковым, и передача последнего в Новосибирск до конца сезона. Возможно, болельщики «Сибири» будут не в восторге от такого хода, но когда в России любое спортивное руководство интересовалось мнением болельщиков? В Новосибирске Шумаков получит хорошее игровое время и возможность принять верное решение о своём будущем. Не обязательно это будет возвращение в ЦСКА. Вероятно - обмен в другую команду. Но это уже совсем другая история