Звездопад
Выступает Чебатуркин. «Для ребят помоложе, – говорит, – это будет хорошим опытом, «пощупали» в игре, – говорит, – что такое плей-офф, как увеличивается чувство ошибки. Здесь всё нужно, – говорит, – и силёнка, и решения принимать быстрей, и, в первую очередь, – говорит, – правильные решения. Надеюсь, – говорит, – что эта серия станет для нас для всех уроком».
Бла-бла-бла
Натурально, если бы я не видел матчи с протоколами, то решил, что был свирепый бой, по итогам которого «Звезда» – точно «Варяг» – ушла под воду с поднятым флагом. Но цепочка результатов 1-4, 2-6, 4-5, 4-3, 2-7 если и говорит о свирепости, то лишь о той, с которой «Звезда» продула серию. Как бы оскорбительно не звучало слово «продула», оно полностью описывает сезон 2020/2021.
Виноваты ли игроки? На скудной официальной страничке команды в ВК (а больше нигде игру «Звезды» не обсуждают) есть люди, соблазнившиеся этой идеей. Они, правда, часть грехов повесили-таки на функционеров ЦСКА, проведших селекционную работу на отъе… очень слабо. По мнению этой части болельщиков, раздав лидеров, «Звезда» осталась с голой жопой пустым скелетом, без мяса и мышц. Ну и сопутствующих органов тоже.
Свои резоны в этом есть. В разные стороны разъехались первый, четвёртый, пятый, шестой и восьмой бомбардиры команды.
Вадим Пешехонов (1993), 54 матча, 14+23, +19; 9 игр, 2+1, -1;
Игорь Мясищев (1997), 53 матча, 5+23, +15; 9 игр, 0+6, +10;
Артём Антипов (1994), 38 матчей, 10+15, +15; 9 игр, 3+2, 0;
Максим Рыжков (1996), 43 матча, 12+10, +15; 9 игр, 5+5, +8;
Никита Мокин (1995), 52 матча, 14+7, +2; 8 игр, 1+1, -1;
Фатально? Да как сказать… В строю остались, как видно, второй, третий и седьмой бомбардиры. Да, ещё девятый и десятый, но это защитники Ибрагимов и Чмыхов, то есть нападающему Афонасьевскому должно быть стыдно, потому что не понятно, чем он занимался и занимается в «Звезде». В общем, ничего страшного не произошло:
Сергей Лапин (1996), 48 матчей, 17+16, +13; 8 игр, 2+2, +4 – совсем немного уступил Пешехонову, а
Егор Филин (1999), 42 матча, 10+18, +21; 3 игры, 0+1, 0 – должен был творчески расти дальше, а
Иван Силаев (1996), 37 матчей, 8+14, +11 – ну просто: Иван Силаев, ему надо доказывать, что он готов уйти на повышение в КХЛ (вообще в КХЛ, а не конкретно в ЦСКА), а
Владислав Барулин (1996), 49 матчей, 18+20, +5; 6 игр, 1+3, 0 – выдернутое из «Дизеля» дитя нескольких московских хоккейных школ – должен был добавить креатива, и вообще рассматривался как возможный кандидат на попадание в основу. То есть второй такой игрок за всю (недолгую, правда) историю армейского фарма.
Но вся эта чудо-конструкция, куда добавились арендованный Кирилл Максимов (1999) и переехавшие из МХЛ (наконец-то!) Тахир Мингачёв (2001), Егор Брютов (2001), Никита Долгопятов (2000), Никита Солопанов (2000), вместо того, чтобы взлететь, развалилась с чудовищным грохотом. Вдруг оказалось, что кроме Лапина, Барулина и Максимова в нападении буквально некому играть. Известную степень прогресса показал разве что Евгений Каницкий (1999), набравший в 48 матчах 8+12 очков. Можно, натурально, хохотать сквозь слёзы от таких показателей, но для человека, настрелявшего за предыдущие 126 игр 17+9 очков, результат нынешнего сезона - выход на другой уровень.
В ту же бездну канула и оборона, менее пострадавшая от весенних чисток. Ну да, в сторону «Салавата» уехал Мясищев, расстались с Евгением Воронковым (1996), отправили куда подальше в свободное плаванье Константина Чернюка (1998) и Ивана Биткина (1997). Последний, впрочем, практически и не играл. Да и Чернюк не потеря. Но костяк-то сохранился! Но если Артём Чмыхов в регулярке ещё держал марку (+8), то Кирилл Голощапов допривозился до -15 (!!!) Даже в провальном первом сезоне – это когда 21 место, с бора по сосенке и 142 пропущенные шайбы – Леонид Беленький и Александр Титов набрали -9 и -8.
Ну и вратари.
Это отдельная тоскливая песня. Даже не песня, а натуральный волчий вой в лютые февральские морозы.
Александра Самойлова (1997) и Всеволода Скотникова (2001) страшно шалтай-болтаило весь сезон. Зимняя стабилизация оказалась мнимой – непосредственно перед плей-офф «Звезду» чудовищно растоптал Воскресенск (8-0). Ну а затем случился дикий плей-офф. А ведь прошлый чемпионат Самойлов проводил так, что казалось, КХЛ от него на расстоянии вытянутой руки, и что следующий сезон он начнёт если не вторым вратарём в ЦСКА, то в Новосибирске, куда протоптана давно тропа аренды. Но сыпался он, бросало в холодный пот Скотникова, штормило Артёма Корепанова (1998). В плей-офф что Самойлов, что Скотников показали ужасающую игру. Пожалуй, самым жутким стал пятый матч, когда Самойлов через 48 секунд отправился на скамейку запасных, пропустив две шайбы. Скотников нахлебался пятью.
В общем, отвратительно настолько, что одной слабостью оставшихся игроков и непродуманными селекционными решениями ситуация не объяснить. А вот ограниченной тренерской концепцией – вполне.
Чебатуркин исповедует квадратный хоккей самого заскорузлого периода Квартальнова в ЦСКА – это когда Радулов уже ушёл, а Капризов ещё не появился. Это когда Ворошило до дедлайна – невиданное усиление. То есть огромный объём движения, пахота на всей площадке, высокие скорости, минимум поперечных передач, всё вперёд, всё на ворота и там копаем до кровавых мальчиков перед глазами, если сразу не залетело. Для такого энергозатратного хоккея нужна хорошая физическая база. Да что там хорошая – выдающаяся. Именно она позволила «Звезде» в прошлом году хорошо пройти по регулярному чемпионату и остановиться в шаге от полуфинала. Пандемия коронавируса скомкала предсезонку, лишив «Звезду» козырей. Да, не она одна оказалась в такой ситуации, но Чебатуркину не хватило способностей по ходу чемпионата ни физику добрать, ни перестроить игру команды. Обогатить силовой хоккей сложносочинёнными решениями игроки «Звезды» не могут, ибо их к такому не готовят. А всё вместе это вылилось в позорный итог. Даже если бы руководство «Звезды» не стало заниматься перетряхиванием состава, оставив в строю Пешехонова, Антипова и Мокина с Рыжковым, результат был бы разве что менее пугающим. Ну, допустим, проиграли бы серию не 1-4, а 2-4, и обошлись бы без разгромов 2-6 и 2-7 – разве от этого что-то изменилось?
Вывод один. Чебатуркин – неплохой специалист, но он не должен работать с командой, главной задачей которой является подготовка хоккеистов к игре в клубе КХЛ. Его стезя – не слишком богатые клубы, не имеющие возможности подписывать звёзд. Вот для таких команд его сермяжный хоккей будет органичен: ватага простых парней, все бегут, все втыкаются, пятилетка за три года. В противном случае мы будем иметь небольшой всплеск результативности на этапе в один сезон, а затем скатывание в посредственность. Матч ЦСКА против рижского «Динамо» показал, насколько быстрее вэхаэловцев в игру вошли парни из «Красной Армии».