Келоуна Пэкерс - ЦСКА. Продолжение
Перед серией выставочных матчей «Келоуна Пэкерс» в «Советском спорте» была дана ну, наверное, для того времени довольно исчерпывающая информация, в которой рассказывалось как об игре канадцев в целом, так и давались краткие характеристики хоккеистов. В силу того, что ни сканер, ни ксерокс в библиотеке по выходным дням не работают, мне пришлось ограничиниться краткой выжимкой из краткой выжимки. Итак, состав канадцев:
Дейв Гатерум – вратарь (25 лет, 80 килограммов (изначально вес давался в фунтах я перевёл его в килограммы. Не совсем понимаю, честно говоря, смысл «весовой характеристики», но решил слов из песни не выбрасывать). В его послужном списке к осени 1958 года числился один сезон в «Ред Уингс» http://www.hockeydb.com/ihdb/stats/pdisplay.php?pid=11419
Гарри Смит – защитник (23 года, 87 кг) по прозвищу «Ураган». В сезоне 1957/1958 получил как самый популярный игрок лиги (имеется в виду, надо понимать, лига Оканагана).
Энди Маккеллам – защитник (29 лет, 90 кг). Охарактеризован как жёсткий игрок. Был помощником капитана команды.
Вейн Норт - защитник (20 лет, 81 кг) На его счету был сезон в НХЛ.
Билл Джонс - нападающий (29 лет, 78 кг). Поиграл в профессиональных лигах, в том числе в НХЛ (в составе "Бостона") Ассистент капитана.
Гордон Янг - нападающий (30 лет, 79 кг). Неоднократно входил в сборную звёзд окагонской лиги.
Майкл Дурбан - нападающий (28 лет, 77 кг). Помимо родителей-украинцев и знания русского языка мог похвастать тем, что отменно "убивал" время при игре в меньшинстве.
Джо Кайзер - нападающий (28 лет, 74 кг). По итогам предыдущего сезона набрал 28+49 очков по диковинной для тогдашнего советского любителя хоккея системе подсчёта баллов, ибо в СССР формула "гол + плюс" начала действовать лишь с сезона 70/71.
Брайан Рош - нападающий (29 лет, 68 кг)
Джим Миддлтон - нападающий (29 лет, 88 кг). До 1949 года играл в составе Лос-Анджелес Монаркс (правда, http://www.hockeydb.com/ihdb/stats/pdisplay.php?pid=14318 не совсем согласен с этим). Наколотил в предыдущем сезоне 40 шайб, став самым результативным снайпером «Келоуны», ну а прибавленная к голам 61 точная передача сделала Миддлтона главным бомбрадиром команды. Капитан.
Джерри Гойе - нападающий (22 года, 81 кг). Ассистент капитана.
Грег Яблонский - нападающий (24 года, 83 кг). Первый Яблонски, сыгравший в России. Правда, всего пяток матчей, но, тем не менее...
Рэсс Ковальчук - нападающий (25 лет, 90 кг). Ещё одна знакомо звучащая фамилия в составе. К 1958 году канадец провёл пару сезонов в АХЛ - в Баффоло и Спрингфилде. Плюс, Ковальчук играл против сборной СССР в составе сборной провинции Онтарио.
Кроме того, нужно отметить, что состав "Келоуны" был усилен за счёт голкипера Эдвардса (одного из лучших вратарей лиги Онтарио), нападающих Дансмора и Мейсона, а также защитников Бергерона и Ланьсена (у последнего имелся опыт выступлений за "Рейнджрес").
Тренеры команды: Джек О’Рейли – главный, Эвельт Сапинский – помощник. Кроме них в составе делегации присутствовал Боб Джиордано, названный в советской прессе руководителем команды.
И ещё одна деталь: вышеприведёный состав журналисты "СС" назвали основным, в него не были включены Эд Найетт, нападающий Билл Сворбрик, а также вратарь Колин Маккормик, присутствовавшие в напечатанном в газете групповом фото команды. Но самое забавное, что ни на фото, ни в материале не было защитника Тома Стесюка, появившегося в "Келоуне" на игре с ЦСК МО.
Итак, в воскресение 16 ноября 1958 года, команды вышли на лёд дворца спорта в таких составах:
Келоуна Пэкерс:
Гатерум; Стесюк - Ланьсен, Смит - Маккеллам; Дурбан - Джонс - Янг, Дансмор - Миддлтон - Рош, Ковальчук - Гойе - Яблонский.
ЦСК МО:
Пучков; Сологубов - Трегубов, Уколов - Сидоренков; Локтев - Александров - Черепанов, Пантюхов - Баулин - Брунов; Елизаров - Копылов - Деконский
1-0 Баулин (Сидоренков) – 10 минута,
2-0 Пантюхов (Трегубов), ГБ – 30 минута,
2-1 Стесюк, ГБ – 31 минута,
2-2 Янг (Джонс) – 35 минута,
2-3 Гойе (Ковальчук) – 36 минута,
3-3 Александров – 44 минута,
4-3 Александров (Черепанов) – 49 минута
Штрафное время 8-2.
Арбитры матча – Эрнст Вилькерт (Швеция), Ярослав Покорны (ЧССР)
Прекрасно зная о канадской тактике – ошеломить соперника с первых же минут стремительным натиском – Тарасов решил бить соперника его же оружием. И едва только прозвучал стартовый свисток, как армейцы бросились в атаку, буквально смяв оказавшихся не готовыми к такому развитию событий североамериканцев. По свидетельству очевидцев, ЦСКА играл в сумасшедшем темпе – смены длились по 50-70 секунд, и, отработав на льду, хоккеисты от усталости просто валились на скамейку запасных, а за их спинами как тигр в клетке метался Тарасов, крича:
- Быстрее! Ещё быстрее!
Прижатые к своим воротам канадцы лихорадочно отбивались, а армейцы создавали голевые моменты и упускали их, создавали и упускали. На пятой минуте из выгоднейшего положения не забил Юрий Пантюхов, на восьмой – Александр Черепанов. Лишь в середине двадцатиминутки Юрий Баулин смог переправить шайбу в сетку ворот Гатерума. Закрепить преимущество до перерыва не удалось, хотя армейцы продолжали владеть инициативой, но вновь подвела реализация.
Следующая шайба побывала в воротах «Келоуны» только в середине второй трети матча: Пантюхов реализовал большинство, после чего всё в действиях хоккеистов ЦСКА пошло наперекосяк. Решив, что соперник деморализован, и довести матч до победы не составит труда, армейцы ослабили хватку, за что буквально сразу же поплатились. Вениамин Александров укатил на скамейку штрафников, а североамериканцы как по нотам разыграли лишнего, выведя на бросок Стесюка, а тот так пальнул из-за синей линии, что у Николая Пучкова просто не было шансов парировать шайбу. Но на этом неприятности для красно-синих не закончились – несмотря на все старания Тарасова встряхнуть своих подопечных, родоначальники хоккея сумели переломить ход борьбы и сравняли счёт, а через тридцать три секунды после второй шайбы вышли вперёд. Это был если не нокдаун, то что-то на него очень похожее.
Неизвестно, что Анатолий Владимирович в раздевалке сказал своим игрокам, но на заключительный период ЦСКА вышел как на последний бой. Вновь красно-синие взвинтили темп, вновь побежали к воротам Гатерума, и Александров дважды сумел пробить канадского вратаря. После чего игра стала похожа на качели – за атаками хоккеистов «Келоуны» следовали атаки армейцев. Александров был в шаге от хет-трика, а Гойе едва не убежал на рандеву с Пучковым – североамериканцу не хватило каких-то сантиметров, чтобы дотянуться до шайбы. На последних минутах матча Джек О’Рейли порадовал советских зрителей диковинным зрелищем – игрой без вратаря – напряжение на льду было чудовищным, но счёт матча не изменился.
Эта встреча дала большую пищу для размышлений. Тот же Тарасов в небольшой заметке, опубликованной спустя день после матча, писал о том, что советские хоккеисты слабо играют на добивании. Всеволод Бобров указывал на робость действий советских нападающих, а Григорий Мкртычан обращал внимание на работу Дейва Гатерума. Канадский кипер, между прочим, получил хорошую прессу – обращали внимание как на его уверенные действия в рамке, так и на зычный голос, которым он руководил оборонительными порядками «Келоуны». Причём последнее выгодно отличало его от советских коллег по амплуа.
P.S. После того, как сборная команда Москвы (по сути – та же сборная СССР), проиграла «Келоуне» со счётом 1-5, на команду обрушилась волна критики. Ну то, что Тарасов поставил в состав не тех – это понятно. То, что «Труд» обвинил Тарасова в «легкомыслии» и «преследовании узкоклубных интересов» – тоже ясно: это вполне вытекает из тезиса о неправильном составе. Любопытно другое – обвинение конкретных хоккеистов в трусости. А это куда серьёзнее, чем обсуждение в ток-шоу видеозаписи курящих хоккеистов.