6 мин.

Четвертое лето

 

Накануне старта четвертого регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги, болельщики рижского «Динамо» переживают, пожалуй, самое насыщенное событиями межсезонье, если вынести за скобки период подготовки команды к дебютному сезону. Хотя, по большому счету, непосредственно событий как раз немного, зато уж больно они громкие и многое определяющие.    

 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Концепция изменилась. Мы «оскандинавились».    

Возьмем, для начала, уход с поста главного тренера Юлиуса Шуплера. Но, положа руку на сердце, отметим, что вряд ли для кого-то из болельщиков нашего клуба смена главного тренера  стала сюрпризом. Тем более, каким-то откровением. Перемены на  тренерском мостике назревали, причем не столько по игровым причинам, сколько по моральным. Откровенно говоря, Юлиус Шуплер, при всем к нему уважении и благодарности за неплохие результаты, элементарно надоел, да не сочтите это слово за грубость. Надоел в хорошем смысле слова, своей предсказуемостью, консервативностью и пр. В конце концов, три года – весьма немаленький срок, и во имя дальнейшего профессионального роста и самого наставника, и команды, были необходимы  перемены. Не буду сейчас строить каких-либо прогнозов в отношении  приглашенного финского тренера, но вот пройти мимо кадровых изменений в составе команды, произошедших этим летом, никак не могу.

Начну, пожалуй, совсем издалека. Признаюсь, что никого из потенциально подкованных в данных вопросах людей напрямую не спрашивал, в результате чего за три года существования КХЛ я так и не узнал элементарной вещи: кто же именно комплектует состав команды «Динамо» Рига? Про кадровые дела в остальных клубах Лиги я даже и не надеюсь чего-то конкретного выведать, а вот кто занимается селекцией любимой команды хотелось бы знать точно. Оглядываясь на работу, проделанную в данном аспекте руководством клуба в предыдущие три года, мы имели полное право думать, что подбором игроков занимается генеральный менеджер Нормундс Сейейс, что весьма логично, если отталкиваться от модели НХЛ, где, как известно, ГМ – должность необычайно важная, можно сказать, ключевая. От действий или бездействия генерального менеджера в заокеанских клубах, порой, зависит выполнение или провал самых высоких задач. Об удачных или неудачные обменах, проведенных этими ценными сотрудниками, в болельщицкой среде часто ходят чуть ли не легенды. Лично мне на ум приходит, чисто в виде примера, прошлогодний обмен, проведенный клубами «Миннесота Уайлд» и «Монреаль Канадиенс». Две команды поменялись зауряднейшими, на первый взгляд, форвардами (Гийом Латендресс и Бенуа Пулио), причем оба выступали в своих клубам в четвертых звеньях и статистическими рекордами похвататься никак не могли. Однако, вскоре, уже в новых коллективах, оба нападающих раскрылись настолько ярко, что заслуженно стали считаться одними из лидеров своих команд. Из чего следует, что генеральный менеджер в Северной Америке, во всяком случае хороший менеджер, обязан обладать не только хоккейными знаниями, но и неким чутьем. Существуют и обратные примеры, но грузить американскими фамилиями я вас больше не собираюсь. Бесспорно, что в тех же «америках» генменеджер подбирает исполнителей, что называется, под тренера, тем более что он же и принимает на работу весь тренерский состав.

Что-то похожее происходило и в нашем клубе, когда симпатизирующий заокеанским игрокам Сейейс умело «разбавлял» приглашенных им канадцев чехословацкими легионерами, которых, смеем думать, настойчиво продвигал главный тренер Юлиус Шуплер. Но общее впечатление от селекции создавалось именно такое: ни одно кадровое приобретение не проходит мимо генерального менеджера, и решения стороны (тренер и селекционер) принимают сугубо коллегиально, другими словами,мило договариваются. Более того, именно Нормундс рьяно отстаивал в прессе кандидатуры того или иного игрока, когда журналисты начинали сомневаться в целесообразности покупки легионера (например, вспомните, как в начале прошлого сезона Сейейс яростно защищал в печати Брока Троттера).

А что мы видим сейчас? Мало того, что в прессе уже промелькнуло высказывание нового наставника о том, что в его команде вряд ли найдется место для игроков «чехословацкой» школы, так и три уже приобретенных клубом легионера являются практически земляками главного тренера. Правда, Никласа Луцениуса рижское «Динамо» выбрало на драфте КХЛ без непосредственного участия финского специалиста, но крен в селекционной политике в сторону скандинавского полуострова пока что просматривается весьма отчетливо. Не подумайте, что я имею какую-то личную антипатию в отношении финских или шведских игроков, но пугает не столько упор на скандинавов в селекции, сколько обещание Раутакаллио «научить Ригу играть в финский хоккей». Получается, что в хороший, интересный для зрителя хоккей могут играть кто угодно, а в финский... Ну, кто же, кроме шведов и финнов?

Яркое подтверждение тому, приобретение еще в мае шведа Фредрика Варга. Эта покупка идет вразрез со всеми ранее озвученными Нормундом Сейейсом заявлениями. Помнится, наш генменеджер каждое межсезонье просил болельщиков набираться терпением и ждать новостей чуть ли не к концу лета, когда, мол, «сильные мира сего» вдоволь опустошат свои бездонные карманы, напокупают по-дорогому всех суперзвезд, а мы, что называется, тихо и спокойно ухватим за приемлемые деньги незамеченных клубами-олигархами добротных хоккеистов. Причем, точно помню, что в отношении легионеров существовал четкий возрастной лимит – не старше 30-ти лет. Под эту теорию никак не подлезает Фредрик Варг, ну, просто, никак его туда не впихнуть. 32-летний легионер, купленный нашим клубом еще в мае.   

  ЧАСТЬ ВТОРАЯ. А пропасть все шире и шире.    

Здорово, на мой взгляд, что руководство молодой еще Континентальной хоккейной лиги искренне хочет как можно быстрее догнать своего американского «родителя» - Национальную хоккейную лигу. Для достижения этой святой цели делается многое. Для начала ответственные персоны КХЛ все же сумели признать, что придуманные заокеанскими менеджерами и маркетологами методы управления хоккейным хозяйством весьма качественны и разумны, и перестали «изобретать свой велосипед». Помимо банального деления на конференции по географическому принципы, в КХЛ внедрили фарм-клубы, молодежную лигу, драфт, наконец. Звучит красиво. Но то, что успешно работает за океаном, пока что совсем не подходит нам.

В Северной Америке уже много лет ломают голову над вопросом уравнивания шансов, то есть всеми силами создают спортивную конкуренцию между командами. Для достижения этой цели давным-давно и был придуман драфт молодых талантов. Совсем недавно функционеры НХЛ обозначили «потолок зарплат», дабы не допустить тотального натиска богатых клубов, имевших раньше возможность просто очень тупо скупать всех лидеров. В КХЛ же, как драфт, так и потолок зарплат, пока что являются только красивыми словами. Особенно пресловутый «потолок», над которым явно забыли возвести крышу.

Но есть еще один странный местный нюанс во взаимоотношениях между клубами, который в Северной Америке невозможен по определению. Это я про так называемую «продажу игроков». Благо, за примером далеко ходить не надо. Еще в прошлом году Лаурис Дарзиньш заключил двухлетнее соглашение с рижским «Динамо», что в той же НХЛ гарантировало бы выступление этого игрока в составе рижского клуба именно в течение двух лет. За океаном единственным способом перехода хоккеиста под контрактом в другой коллектив может быть только обмен, совершаемый упомянутыми мною выше мудрыми генеральными менеджерами клубов. У нас же все иначе. Хозяевам клуба КХЛ достаточно лишь иметь желание и некую сумму денег, и в результате нужный игрок с радостью поспешит под знамена другой команды. Причем преподносится это в нашей Лиге как нечто элементарное, неизбежное и абсолютно нормальное. Как итог: «богатый» клуб, в нашем случае «Ак Барс» Казань, получает Дарзиньша, руководство «бедного» клуба, в нашем случае «Динамо» Рига, получает деньги, болельщики с родины Дарзиньша не получают НИЧЕГО! Ну, или Фредрика Варга. А будь все по правилам НХЛ, глядишь, и выменяли бы у казанцев какого-нибудь Хоссу, хотя в нашей текущей ситуации скорее Капанена. Но ведь тоже неплохо, а?

Да и внезапный уезд Троттера плоховато пахнет. Читал в прессе, что был, якобы, в контракте Брока некий пункт, позволивший канадцу по первому зову с далекой родины умчаться покорят Монреаль, но что-то слабо в это верится. А если и так, то почему не продумана система аренды, по которой отпустивший хоккеиста клуб смог бы получать какие-то деньги, пока юридически их игрок выступает в другой стране?           

  Как-то оно бестолково все...