10 мин.

Кто лучший российский вратарь в истории НХЛ?

 Превью.

Мы случайно наткнулись на двухлетней давности рейтинг лучших российских нхловцев, сделанный Матч-ТВ. Федорова на первом месте мы могли понять – это было два года назад, Овечкин еще не выиграл свой КС (Кубок Стэнли) и КС (Конн Смайт трофи). С другой стороны, там были Ларионов и Фетисов – легендарные фигуры, чье лучшее время прошло, однако, в чемпионате СССР – и при этом не было Сергея Бобровского, дважды обладателя «Везина трофи» и при этом единственного россиянина с таким статусом.

В результате мы погрузились в самозабвенные и увлекательные споры, кто же на самом деле были лучшими десятью российскими нхловцами. Так как здесь всегда вкусовщина, мы задумались: можем ли мы как-то математически определить лучшего? И если да, то как это сделать?

Далее мы подумали, что наш Кубок мира среди подруг хоккеистов закончился. Почему бы теперь не провести всеблоговое голосование на Гейм Олл-Стар фром Russia? Разве мы хуже экспертов Матч-ТВ? И сделаем все по-настоящему: проведем голосование по каждому амплуа, просчитаем каждого по формуле и в итоге создадим три пятерки с вратарской бригадой (один основной, один запасной, и еще один третий).

Если вам эта идея нравится, то приглашаем читать дальше и принять участие. Начинаем сегодня с вратарей.

Часть первая. Как считаем?

Если вы читали наши предыдущие посты, то знаете, мы любим точность и при этом простоту.

Как статистически можно измерить вклад голкипера в историю НХЛ?

Во-первых, в голову приходит мысль о количестве сыгранных им матчей. Кто дольше и больше играет, кому доверяют, кто не сидит на лавке или в фарме – тот и влияет на игру.

Во-вторых, количество побед. Отчасти оно будет зависеть от количества игр, но не в полной мере – как мы это впоследствии и увидим. Думаем, тоже споров не будет по этому поводу?

В-третьих, процент отраженных бросков и коэффициент пропущенных шайб в среднем за игру. То есть еще два главных вратарских показателя. Но с ограничением – при условии, что вратарь провел не менее 150 игр в лиге.

Навскидку уже видим, что у тех, кто провел всю карьеру, будет заведомое преимущество перед теми, кто лишь недавно стартовал, или у кого карьера на пике? Да, и думаем, вы согласитесь, это справедливо. Ведь мы же определяем тех, кто был лучшим за всю историю НХЛ. А кто дольше играл, у того больше и вклад. Все-таки и Федоров совсем не давно еще в неофициальной табели стоял выше Овечкина и окончательно уступил только после прошедшего сезона. А ведь и Овечкин уже 13 лет в лиге отыграл.

Какие еще есть показатели?

Одной из важнейших частей лиги являются игры плей-офф. Это игры против наиболее сильных соперников – раз. Это серии, состоящие из нескольких игр, - значит, команды могут приспособиться друг к другу. Нужно быть готовым к неожиданностям самому, и быть способным устроить сюрприз для соперника. И наконец, это игры после длинного сезона, игры с высочайшим напряжением, на фоне усталости, которой с каждой неделей становится все больше. Если в регулярке у вратаря часто бывает сменщик, то в постсезоне все матчи проводит сам – а если меняют – это означает, что либо он лажает, либо получил травму.

Что из этого следует? Плей-офф совершенно точно в списке критериев должен быть тоже.

В-четвертых, количество матчей плей-офф; в-пятых, количество побед в плей-офф.

В-шестых и седьмых, - аналогично присутствие показателей отраженных бросков и пропущенных шайб в среднем за игру. При условии не менее 12 матчей ПО – то есть, минимум, три серии с разгромным счетом (4:0 в чью-либо пользу) или две серии с более упорной борьбой. То есть для большинства даже одного проведенного ПО будет достаточно, чтобы попасть в рейтинг по этому показателю.

Как будем считать и присваивать баллы? По знакомой уже схеме, если вы читали наши предыдущие посты: выбираем пятерку лучших голкиперов по каждому показателю и потом ранжируем их. Кто занял первое место, получает пять баллов в общий рейтинг; у кого второй результат – четыре; и так далее, за пятое место один балл; а кто не попал в пятерку по конкретному показателю, баллов не получает совсем. А далее, соответственно, эти баллы суммируем.

Хотим ли мы ввести еще какие-то корректировки?

Конечно. Количество матчей в ПО хорошо, но мы считаем, что есть большая разница, провести ли 5 серий первого раунда по пять матчей, либо отыграть один плей-офф, но с тем же общим количеством матчей. Поэтому голкипер, который вывел свою команду в финал конференции, получает от нас еще один балл дополнительно; тот, кто прошел в финал КС, - еще два балла сверху; и тот, кто выиграл Кубок Стэнли, - еще три балла. Таким образом, голкипер, выигравший Кубок Стэнли, получает аж шесть баллов дополнительно к рейтингу.

Также мы считаем, что провести сорок матчей и выиграть Везину не то же самое, что просто провести сорок матчей в старте. Тот, кто был номинирован на главную награду, или тем более, выиграл ее, - заслуживает более высокой позиции. За номинацию на Везину голкипер получает два балла дополнительно, за выигрыш Везины – еще два балла. Как видите, мы ценим Везину высоко (4 балла в сумме), но все же меньше, чем выигрыш Кубка Стэнли (6 баллов).

И наконец, самое главное. Есть в игре что-то такое, что не поддается измерению. В случае с хоккеистами это, наверное, харизма.

Поэтому еще один корректирующий фактор – мнение экспертов и болельщиков. Для этого мы проводим здесь голосование – нам, уважаемые комментаторы, добавляется возможность скорректировать рейтинг в соответствии с нашими личными предпочтениями.

Для этого мы сначала с помощью цифр определим лучших по сводному рейтингу, а затем предложим вам проголосовать, кого лично вы считаете лучшим (учитывая цифры или игнорируя их). Первое место получит пять баллов, второе четыре… и так далее.

Наш предыдущий Кубок мира переживал разные времена, поэтому здесь тоже уточним. Если голосующих комментаторов будет больше 10 (включая нас, двух авторов), значит, оценка будет более объективной, и количество баллов умножим на два. Весьма вероятно, этого будет достаточно, чтобы изменить место на пьедестале. Или не будет. Это мы узнаем позднее.

Пожелания и замечания тоже приглашаем высказывать в комментариях.

Итак,

Часть вторая. Считаем!

Игры в регулярке: Николай Хабибуллин (5 баллов) – 799; Евгений Набоков (4 балла) – 697; Илья Брызгалов (3 балла) – 465; Семен Варламов (2 балла) – 399; Сергей Бобровский (1 балл) – 395.

Победы в регулярке: Евгений Набоков (5 баллов) – 353; Николай Хабибуллин (4 балла) – 333; Илья Брызгалов (три балла) – 221; Сергей Бобровский (2 балла) – 218; Семен Варламов (1 балл) – 193.

Процент отраженных бросков в регулярке: Сергей Бобровский (5 баллов) – 0,92; Андрей Василевский (4 балла) – 0,917; Семен Варламов (3 балла) – 0,916; Илья Брызгалов (2 балла) – 0,912; Евгений Набоков (1 балл) – 0,911.

Заметили, как резко помолодел рейтинг? Даже Василевский успел вскочить.

А Хабибуллину (0,907) показатели подпортили, видимо, последние сезоны в слабейшем тогда «Чикаго Блекхокс». Антон Худобин был бы даже выше Брызгалова (с 0,915), но статус бэкапа ему помешал – всего 147 игр, трех не дотягивает до минимального уровня.

Количество пропущенных шайб в среднем за игру: Евгений Набоков и Сергей Бобровский делят первое место с идентичным показателем 2,44 – по 5 баллов; Илья Брызгалов (2,58) – четыре балла; Андрей Василевский (2,61) – три балла; Семен Варламов (2,65) – два балла.

Игры в плей-офф: Евгений Набоков (5 баллов) – 86 игр; Николай Хабибуллин (4 балла) – 72 игры; Илья Брызгалов (три балла) – 47 матчей; Андрей Василевский (2 балла) – 29 игр; Семен Варламов (1 балл) – 26 игр.

Вы знали, что Василевский уже обошел Бобровского (24 игры) по числу матчей в плей-офф? Мы были удивлены. Понятно, что «Тампа» и что «Коламбус», но все равно удивились.

Победы в плей-офф: Евгений Набоков (5 баллов) – 42; Николай Хабибуллин (4 балла) – 39 ; Илья Брызгалов (3 балла) – 20; Андрей Василевский (2 балла) – 15; Семен Варламов (1 балл) – 13.

Процент отраженных в ПО: Андрей Василевский (5 баллов) – 0,919; Николай Хабибуллин (4 балла) – 0,917; Семен Варламов (3 балла) – 0,915; Евгений Набоков (2 балла) – 0,908; Илья Брызгалов (1 балл) – 0,905.

У Бобровского только 0,891, и в пятерку он вновь не попадает.

Количество пропущенных в среднем за игру плей-офф: Николай Хабибуллин (5 баллов) – 2,4; Евгений Набоков (4 балла) – 2,43; Семен Варламов (3 балла) – 2,57; Андрей Василевский (2 балла) – 2,68; Илья Брызгалов (1 балл) – 2,78.

У Бобровского 3,49, и в пятерку он не попадает.

Считаем по цифрам, у кого что: Евгений Набоков – 31; Николай Хабибуллин – 26 баллов; Илья Брызгалов – 20; Андрей Василевский – 18; Семен Варламов – 16; Сергей Бобровский – 13.

Вводим корректирующие коэффициенты – бонусы за плей-офф.

Евгений Набоков: финалы конференции 2003-2004 и 2009-2010 (2 балла в сумме).

Николай Хабибуллин:  в сезоне 2003-2004 выиграл Кубок Стэнли – единственный из россиян-основных голкиперов – шесть баллов за тот сезон; в сезоне 2008-2009 с Чикаго вышел в финал конференции – плюс еще один балл. Итого в сумме 7 баллов бонусы за плей-офф. Всего через год Чикаго выиграет Кубок Стэнли, но Хабибуллин в это время будет уже в Эдмонтоне и больше не сыграет ни одного матча ПО в карьере.

Илья Брызгалов: финал конференции 2005-2006, 1 балл. В первом постлокаутном ПО Илья одержал 6 побед из 9 у Анахайма в том сезоне.

Андрей Василевский: финал конференции 2017-2018, 1 балл. Двумя годами ранее основным был Бен Бишоп.

Сергей Бобровский дальше первого раунда ПО пока не проходил.

Для Семена Варламова потолок пока – второй раунд ПО.

Бонусы за индивидуальные награды.

Сергей Бобровский – 8 баллов. Единственный из россиян, кто выигрывал Везина трофи, уже сделал это дважды.

Андрей Василевский – 2 балла. Номинация в сезоне 2017-2018.

Семен Варламов – 2 балла. Номинация в сезоне 2013-2014.

Илья Брызгалов – 2 балла. Номинация в сезоне 2009-2010.

Евгений Набоков – 2 балла. Номинация в сезоне 2007-2008.

Николай Хабибуллин на Везина трофи никогда не номинировался.

И вот наш итоговый рейтинг с учетом корректирующих коэффициентов: Евгений Набоков – 35 баллов; Николай Хабибуллин – 33 балла; Илья Брызгалов – 23; Сергей Бобровский – 21; Андрей Василевский – 21; Семен Варламов – 18.

Пока вратарская бригада определяется так: первый номер Евгений Набоков; с небольшим отставанием резервный вратарь Николай Хабибуллин; третий вратарь Илья Брызгалов. Таким состав мог быть на Олимпиаде-2006, но там Соколов был вместо Хабибуллина.

Здесь вступает в дело голосование комментаторов. Позиции первых двух номеров абсолютно незыблемы, нашим молодым талантам потребуется не меньше нескольких лет, чтобы побороться. Однако волей читателей Бобровский или Василевский еще могут войти в третий состав команды всех звезд. Пишите в комментариях, кого вы считаете лучшим: как в голосовании на Везину, указывайте ваши варианты первых трех мест.

Заключение.

 Когда смотрели рейтинг Матч-ТВ, мы недоумевали, почему лучшим вратарем был указан Николай Хабибуллин. Нам казалось, что своим историческим достижением Сергей Бобровский по праву уже может называться первым среди лучших. Но вот мы сами посчитали, и обнаружилось, что его карьера длится еще слишком не долго. Что ж, для того мы и пользуемся формулами, за это их и любим.

Зато как же мы были удивлены, обнаружив, что и Василевский стоит уже настолько высоко.

Будем болеть за них и дальше, и будем надеяться, что у отечественной вратарской школы прекрасное будущее.