Размышления о некоторых проблемах массового детского хоккея в США
Размышления о некоторых проблемах массового детского хоккея в США.
Наверняка, практически каждый, кто потратил хоть немного усилий, времени и нервов на участие в процессе создания любых команд и развития игроков задавал себе если не все, то некоторые вопросы представленные и проанализированные ниже, а может и какие-то другие.
Я позволю себе порассуждать на тему некоторых проблем массового (не клубного) детского хоккея вообще и перспектив детского хоккея в IFYHA (далее ассоциации), в частности. Думаю, что подобная ситуация носит системный характер и встречается не только у нас.
Начнем с установления и понимания общих аспектов:
Прежде всего, каждому родителю, а именно из большинства мнений активной части (не всех) которых формируется политика ассоциации, надо понять и честно ответить себе на вопрос: «Для чего это мне и моему ребенку надо? Какую цель я и мой ребенок перед собой ставим?» И ответы могут быть самыми разными:
физическое развитие ребенка и воспитание характера
воспитание из ребенка спортсмена и возможность соответствующей карьеры (школа, университет, лига и т.д) в будущем
удовлетворение амбиций ребенка и потакание детскому капризу
удовлетворение собственного, здесь родительского тщеславия и амбиций как волонтера.
Вы ответили себе на первый вопрос? Будем считать, что вы (здесь вы, это и ребенок) решили зачем и куда будете двигаться, наметили цель. Но теперь, надо понять с кем, в каких условиях, атмосфере, в какой системе отношений. С чем вам придется иметь дело? А значит, становясь членом существующей системы вам важно понять, какова политика и кто ее определяет, кто создает и форматирует систему, кто «двигает прогресс», кто «рулит процессом» в организации, в которой будет заниматься ваш ребенок. Реальное большинство родителей «в деле» или лишь активная часть? Выражает ли правление (борд) общее мнение членов ассоциации через официально представленных в нем родителей и функционеров?
Ответы на подобные вопросы тоже могут быть разными:
меня кое-что не устраивает, но я не могу повлиять на ситуацию
мне это не интересно, ситуация меня устраивает
борд и представители членов ассоциации вполне адекватно выражают наши интересы и хорошо делают свое дело.
Постепенно, вы вникаете в суть процессов и возникает следующий закономерный вопрос. Даже если ассоциация и борд действуют выражая интересы членов этой ассоциации, требуется ли корректировка действий при работе? И вот тут начинается самое интересное и возникает следующая серия вопросов:
как донести до борда свои сомнения?
как убедить в том, что твое понимание полезно?
понимаю ли я что реально происходит, чтоб критиковать? И если ты принес на рассмотрение проблему, принеси и варианты ее решения.
но поймут ли меня правильно? А не навредит ли это моему ребенку?
(еще раз, см. выше п. 2) а надо ли, и имею ли я возможность влиять на ситуацию? И какой смысл «гнать волну»?
Все эти, как и любые другие вопросы и ответы на все поставленные во всех пунктах вопросы имеют право на существование. Но отвечая на эти вопросы, хорошо бы прежде всего родителю вернуться в начало текста и понять, совпадают его цели и цели ребенка? А вот то, как меня поймет «широкая общественность» мне практически безразлично. Воспитание ребенка и есть конечная цель семьи и наши инвестиции в будущее.
Тем не менее, если ты разобрался с задачей? Если хочется прослыть маргиналом? Тогда выражай свое мнение. Но готовься к противодействию и плевкам в спину, клевете и противостоянию. Попробуйте понять свои возможности и желание что-то поменять (а может и так все хорошо и в болоте тепло и уютно? Поквакивай себе…), и отойти в сторону если не получается, или же, как вариант, решать проблему своими методами, двигаясь к своей, вами обоснованной и определенной цели. Это тоже нормально и понятно.
База для понимания ситуации:
Ответив себе на поставленные вопросы мы определились с тем, чего хочется вам, и чего же хочется не конкретным людям, родителям, родственникам, игрокам, а структуре в которую организованна группа, ассоциация детского хоккея. То есть, это то “поле”, на котором приходится “играть”, те правила, по которым вам приходится “играть” и ваш ребенок, пока еще как субъект, всего лишь со сформированной вами совместно целью. Если не нравится, еще не поздно остановиться. Подумайте.
Мы должны понять, что у ассоциации есть своя цель, она определена каким-то способом, исторически, микро-политически, на уровне города, внутри самой ассоциации и т.д. И в идеале, цели родителей, детей и ассоциации должны совпасть. Но ключевое слово здесь «в идеале».
Допустим даже, что эта цель или эти цели примерно совпадают или совпадают на определенном этапе. Теперь, оценим ресурсы и возможности ассоциации и поймем, достаточны ли они для достижения таких целей? Наверное, основными компонентами из которых состоит структура выдающая конечный продукт, в нашем случае детскую хоккейную команду (любого возраста и уровня), являются:
Тренировочная база (каток и вспомогательные залы, оборудование)
Административные ресурсы ассоциации: волонтеры обеспечивающие функционирование процесса
Административное обеспечение: правила и система допусков, структурная организация ассоциации, финансирование
Человеческий капитал (игроки)
Помощь родителей в подготовке игроков, взаимодействие с тренерами
Методологическое обеспечение тренировочного процесса
Тренерский состав
Тренировочный процесс и специальная подготовка
Паблик-релейшн и спонсоры.
Я определил список именно в этом порядке. Я что-то забыл? Поправьте и дополните.
Конкретика по пунктам:
Персонально для меня, нет абсолютно никаких проблем и вопросов к 1, 2, 3, 4 пунктам. Действительно, каток как каток, очень даже ничего, off-ice facility тоже не вызывает вопросов (хотя я его не имею возможность использовать), ассоциация работает вполне нормально, освобождая тренеров от ненужной им административной рутины, волонтеры помогают активно, дети как дети, не лучше и не хуже, как везде. Но вот по пунктам 5, 6, 7, 8, 9 мне хотелось бы высказать свое мнение.
Заранее оговорюсь, что мое мнение полностью субъективно и основано только на моем опыте и знаниях. Я никому его не навязываю.
5) Помощь родителей:
Родителям важно понять, что их помощь тренерам, это даже не вопрос участия в общем волонтерстве или оплата взносов, а вопрос участия конкретного родителя в развитии конкретного игрока. Это не вопрос подвоза и отвоза на тренировки, поездок на соревнования, покупки формы и заточки коньков. Хоккей не дешевый спорт и выбрав его вы уже решили пойти на затраты.
Вопрос в том, какая нужна родительская помощь тренеру в воспитании игрока? Если нужна, то в чем ее суть такой помощи именно для тренера определенной возрастной группы, команды, не для всей ассоциации?
Есть несколько аспектов, которые не учитываются нами в тренерской работе и которые мы не координируем с родителями и пока не в состоянии учесть в нашей ассоциации:
Питание ребенка
Режим, распорядок дня
Домашние задания (dry-land) индивидуальная практика
Индивидуальная психологическиая готовность игрока.
Важно понять, что непрофессиональный, точнее практически не имеющий специальной теоретической подготовки и игрового опыта тренерский состав в варианте «тренеры-волонтеры» сегодня не имеет возможности полностью контролировать ситуацию с развитием игроков. Очевидно, что у наших тренеров недостаточно подготовительной базы и теоретических знаний даже не дает возможности тренеру задать себе вопросы о необходимости контроля всех этих аспектов.
Не думаю, что эта проблема специфическая лишь для нашей ассоциации. Есть регионы с хоккейной историей или где живут люди поигравшие в хоккей, есть места где все держится на энтузиазме одиночек. Кому-то повезло больше, кому-то меньше. Но это серьезный аспект проблемы и к нему придется возвращаться снова и снова.
Для решения проблемы (5) предлагается (в порядке постановки вопросов):
разработать рекомендации по питанию (для разных возрастных групп и индивидуально). Обратиться к соответствующим специалистам или на кафедры в местных университетах, переработать документы и публикации, в конечном итоге получить необходимые рекомендации и, принять на вооружение, и что самое важное, следовать им в семьях.
разработать для игрока рекомендуемый распорядок дня, который будет помогать в организации тренировочного процесса и корректировках индивидуального развития
ввести в практику систему «домашних заданий» (в некоторых случаях с учетом имеющейся индивидуальной подготовки игрока) и контролировать домашнюю часть тренировочного процесса, поставить его под родительский и тренерский контроль (электронные браслеты типа FitBit, отчетность) – об этой части надо поговорить дополнительно
Последний вопрос, это почти полностью вопрос воспитания и семьи, вопрос, на который родителям придется ответить самим (см. п. 1 выше). Исключение составляет работа тренера на повышение самооценки игрока с ростом подготовки и его место в команде.
6) Методологические обеспечение процесса:
Я бы подкорректировал этот вопрос. Согласимся, что есть огромная помощь со стороны USAHockey и регулярные тренерские семинары, что есть рекомендации AMD (это именно рекомендации, а не догма, не надо заблуждаться и не надо слепо им следовать) и есть собственные планы тренировок и собственные упражнения у каждого тренера. Каждая команда индивидуальна и каждая команда должна работать по индивидуальным планам.
Давайте посмотрим на все немного с другой стороны. Прежде всего я хотел бы спросить, если все так хорошо, если в ассоциации внедрена и используется такая прекрасная AMD модель развития, то почему:
Несколько сезонов подряд планы тренировок (мой опыт тренера в США, 5 лет) в разных группах одинаковы на протяжении сезона (я имею ввиду одну возрастную группу)? На 85-90% дети делают одни и те же упражнения весь сезон. Практически их меняя. Что развивает такой комплекс одинаковых или полностью подобных упражнений, да еще и неадаптированных под занятия?
Почему при такой “хорошей“ AMD модели внедренной в ассоциации, наши дети, в массе, переходят на следующий возрастной уровень без элементарных базовых знаний, зачастую не имеющие минимальной подготовки? Где их “undergraduate hockey skills”? Простая статистическая оценка выполнения технических действий во время игр показывает около 80% брака даже на уровне игроков high-school. А о каком качестве игры можно говорить на более низких уровнях?
Почему при использовании AMD модели, разработанной на повышение эффективности использования льда, эта эффективность по факту ниже 50%, а зачастую 30-40%?
Почему имеющиеся в регионе знающие тренеры с опытом не задействованы в тренировочном процессе? Были такие попытки? Или их специально выдавливают из процесса?
Как результат, наша ассоциация (все команды) всегда находится в уровне “B” и это ее удел. Нам надо ответить себе на вопрос, мы хотим быть лучшими среди кого? Среди каких команд? Кто наши соперники? Чего вы хотите от команды в которой играет ваш ребенок? Такое состояние отвечает вашим запросам?
Первое: Тренер как никто другой должен знать свою команду и особенности подготовки и готовность игроков. Если тренеру не хватает знаний, если его амбиции перевешивают объективный анализ, то команда обречена на провал. Как бы он и его помощники не агитировали детей на самоотверженную игру.
Второе: Мне кажется, что существует не понимание и явный перекос между “have fun” и “hard work”. Это поразительно, но в регионе, где тяжелый труд и работоспособность в почете (это не гламурный New York или Los Angeles), тяжелая работа детей на тренировках часто критикуется.
Алло, вы серьезно? Как вы хотите воспитать игроков? Легкими пробежками? Радостными играми? Любой спорт это труд, с самых малых лет. Хотите радости для детей, не надо тренировок. Да, дети радуются обычным играм. Тогда зачем вам тренеры? Получите свое время на льду и валяйте дурака с детьми. Перейдите в группу обучения «Lern-to-skate», там веселее и все будут довольны. Тренировка, это тяжелая работа. Боль, пот, слезы. Воспитание характера. Вспомните Эйнштейна, успех это 95% работы, 5% таланта. Хотите поспорить на эту тему?
Третье: В более старших возрастных группах, начиная со Squirt практикуется так называемое evoluation. Для чего? Вы серьезно готовы делить команду на тех кто лучше и кто не очень хорош в 9-10 или 12-14 лет? Просматриваются выполнение 5-6 странных упражнений и делаются выводы о том, какого уровня подготовка игрока. При том, что как я упоминал выше, игроки не имеют базовой подготовки самого простого уровня. Все разделение до 14 лет определено лишь особенностями физической подготовки и индивидуального развития.
Хорошо, допустим тренеру надо понимать возможности игроков в сезоне. Но понимает ли такой тренер, что за год-два все может поменяться радикально? И на деле его данные не стоят и цента. Никакого смысла в таких действиях нет. Уж тем более выделять «элитные» группы и клеить разноцветные бумажки на шлемы.
И уж если проводить оценку игроков, то она должна быть строго индивидуальное, разноплановое. Такая оценка должна включать все аспекты подготовки игрока (обычно это около 100 пунктов) и ее цель не выделить «условно лучших» (куда кстати часто попадают по совершенно необъективным показателям, «не обидеть бы друга»), а понять, в каком направлении надо работать с каждым игроком. На основании таких тестов необходимо сформировать группы для усиления слабых навыков, сформировать тренировочные планы и индивидуальные «домашние задания».
Вы что, не встречали детей, которые за счет упорства или таланта за 1-2 года проходили путь иных за 4-5 лет? А тех кто был на вторых-третьих ролях, но за год-два становился лидером команды? Такие дети есть и в нашей ассоциации.
Вывод (6): Методология плохо, не корректно внедрена в тренировочный процесс, не откорректирована под нужды ассоциации и отдельных команд, зачастую не верно интерпретируется и/или не используется правильно. Специфика ассоциации, команд и индивидуальность игроков не учитывается.
7) Тренерский состав:
Это самый сложный вопрос. Мы (родители) рады любым тренерам волонтерам. Разумеется. Кто еще будет вытирать сопли нашим детям на льду? Но мы/вы не должны их/нас переоценивать. С одной стороны, надо понять, что тренерское волонтерство, это практически работа «full time» только лишь без оплаты. С другой стороны, вы же не позволите вырезать вам аппендицит врачу любителю? Или все-таки позволите? Вы отдаете нам самое дорогое, ваших детей. Вы должны нам доверять и быть в нас уверены.
Да, в USA Hockey создана очень неплохая система подготовки тренеров для массового хоккея начального уровня. Но в большинстве своем, их того материала, который есть эта система готовит лишь тренеров-помощников. Ассистентов на площадке. В нашей ассоциации примерно из 30 тренеров может быть 5 имеют опыт игры за команды high-school, и 2-3 за команды университетов или лиг. При этом, довольно большое количество имеют «профессиональный» уровень сертификации L4 и несколько даже L5 (к слову, я сам L4).
Занятно. Вам не приходилось видеть тренера уровня L4 или L5 не сыгравшего в жизни ни одной официальной игры и не умеющего кататься на коньках? Такое вокруг встречается сплошь и рядом, а амбиций и апломба имитирующего знания хоть отбавляй.
В нашей ассоциации нет вице-президента по тренерской работе. Да, у нас даже есть шеф-тренер USA Hockey по региону. Он многое делает для других регионов и для своей девчачьей команды, а для остальных? Кто из нас его видел на тренировках? У нас что, есть тренерские семинары и обмен опытом? Я не слышал. Может у нас есть тренеры желающие поднять свою техническую, функциональную, игровую подготовку, квалификацию (я говорю о реальных знаниях, а не о непонятно зачем приобретаемом ими L4 или L5)?
Надо сказать пару слов о так называемом «назначении» главным тренером. Голосованием выбирается директор возрастной группы. Как правило на эту позицию подвигают кого-то постепенно и даже условия занятия этого поста разработаны непонятно кем. Ну хорошо, не каждый отдаст половину своего свободного времени, не каждый готов возиться с административной рутиной.
Но затем, директор, человек зачастую совсем далекий от коньков и льда, выбирает себе главного тренера. Если они дружат вне хоккея, то зачастую это его приятель. Хорошо если этот выбор правильно мотивирован, интересами детей. А если нет? Вопросы есть? Понятно кто и как «рулит подготовкой» и почему она такая как есть?
Главным тренером команды (возрастной группы) не должен быть тренер-помощник едва катающийся на коньках. Да, на скамейке во время турнира психологическая работа и помощь может выполняться и такими тренерами. Но контроль должен быть сосредоточен в одних руках. И главный тренер должен быть тренером знающим и умеющим. Он единственный авторитет на льду и все задания должны выполняться беспрекословно и четко всеми, в том числе и теми, кто ему помогает. Тренер-помощник должен понимать кто главный на льду и что он делает. Если умеющего тренера нет, надо приглашать тренеров из других возрастов. Надо готовить тренеров внутри ассоциации.
ADM и USA Hockey рекомендуют тренерам показывать упражнения и четко говорят о том, что если тренер не может показать, он должен использовать видео. Не припомню ни одного показа и объяснения, кроме вариантов «беги туда, стой там». Позвольте спросить, зачем? Снова и снова вопрос, если ваш игрок в 10 лет не умеет кататься на коньках, что вы от него требуете в понимании игровых моментов? Или вы проводите иной разбор игры кроме того, что 2 минуты после турнира говорите детям какие они хорошие и что им надо работать больше и больше? Уж точно, лозунги и призывы не решают проблемы обучения. Особенно когда это призывы «в песок».
Для решения проблемы (7) предлагается:
Организовать тренерский совет с обязательным собранием раз в месяц, не только во время сезона.
В совете должны быть представлены тренеры-наставники по направлениям: индивидуальная подготовка (катание и бросок - знания, физическая подготовка) функциональная подготовка (нападающие-защитники-вратари), игровая подготовка (специфика игры и командная тактика). Возможно в направлении должны работать совместно по 2-3 человека.
Организовать семинары для тренеров. Подразумевается участие каждого из тренеров в разборе отдельной проблемы (тема, анализ, развитие, рекомендации), домашнее задание, презентация и совместное решение.
Подумать о приглашении подготовленных тренеров специалистов на одно-двухдневные семинары. Как это было с тренером по физической подготовке а мае этого года).
Организация видеозаписей игр и разбор видеозаписей после турниров. Перекрестное посещение и анализ тренировок. Выявление слабых мест и разработка рекомендаций по корректировке процесса с учетом выявленных проблем.
8) Тренировочный процесс:
Мое любимое. Частично вопрос пересекается с теми, что я ужу описал выше (см. 6 и 7). Для начала вернемся к эффективности использования льда и дополнительным занятиям.
Простой вопрос, сколько повторений делают ваши дети «на станции» за 10 минут? В чем смысл таких повторений? Не питайте пожалуйста иллюзий, Если повторения делаются не верно, смысла в них нет НИКАКОГО!
Может быть упростить задачи? Не надо учить сложным перестроениям, не надо сложного катания. Если тренер объясняет больше одной минуты, если он не может показать или объяснить движение, смысла в таком упражнении нет. Что я вижу на льду? 10 выбранных «элитных» игроков кое-как выполняют упражнения (из них 2-3 относительно правильно), а группа отсортированных «не элитных» стоит и слушает 10 минутное объяснение и призывы к усердным занятиям?
Ну ладно бы дети послушали и посмотрели примеры, так подобные тренеры еще и возмущаются, мол не моги их критиковать, у них высокий тренерский уровень… их назначили главными. Не именно уровень знаний и умение выполнять техническое действие, а он послушал семинары и думает, что он уже тренер. Мол ты не можешь делать замечания нашим тренерам, они тяжело работают. Так может им землю в тачках повозить, тоже тяжелая работа. Смысла и пользы будет больше…
Что мы имеем в итоге? Вы никогда не задумывались о том, что все наши команды играют в одинаковый хоккей? Как под копирку. Одни схемы, однотипные действия, одни и те же проблемы.
Для решения проблемы (8) предлагается:
Главный тренер и его бригада должны утверждаться советом тренеров исходя из интересов, а не дружеских пожеланий. Бригада должна включать тренеров по физподготовке и по функциональной подготовке.
Весь тренировочный цикл (сезон) разделить на части: подготовительный, учебный и соревновательный. Независимо от того, что даже осенью могут быть турниры и контрольные игры. Основная цель 2-3 турнира верхнего уровня в конце сезона. Остальные турниры, проходные, как поддержка тренировочному процессу.
Организация индивидуальной, физической и функциональной подготовки:
Если, к примеру дети 10 лет тренируются лишь 4 часа в неделю, то минимум еще 3-4 должны быть отданы физической и индивидуальной подготовке вне льда. Не надо просить больше времени на льду, игрок должен приходить на тренировку размятым, разогретым, растянутым. Лед использовать с максимальной эффективностью. Все остальное, включая разминку, игрок должен делать дома или до тренировки, начиная за 60 минут минимум. Если игроки приходят раньше, разминка должна проводится под наблюдением и контролем тренера по физподготовке.
Сместить подготовку на начальных уровнях в сторону развития навыков катания и индивидуальных знаний. Занятия на станциях упростить максимально. Игровую подготовку начинать не ранее второй половины сезона в Squirt.
Индивидуальные занятия в dry-land facility могут быть построены с учетом подтягивания отдельных навыков до уровня и для обучения и последующего выполнения «домашних заданий». Не надо требовать на dry-land всех игроков. Работать с теми у кого есть проблемы и ставить им процесс для работы дома, под контролем родителей.
Максимизировать и полностью использовать технические возможности (видеозаписи, приложения). Разбор игр, элементов игры, индивидуальных действий.
9) Public relations and sponsors:
Не пойму, хоть одна новость об ассоциации, которая объединяет больше 500 детей, а с членами семей это точно почти три тысячи, в городе была? Статьи в газете, местное радио, телевидение? Кто-то этим занимается? Как вы хотите привлекать спонсоров, если про вас никто толком-то и не знает? Это отдельная тема. В ассоциации должен быть специальный человек занимающийся этим вопросом.
Заключение:
Я убежден, что если, хотя бы часть из предложенного будет внедрена, через сезон наши команды смогут уверенно подняться на уровень А, а через два, на уровень АА. Вопрос, надо ли это ассоциации?
Резумируя, обобщенно:
1. Правильное построение подготовки игроков в ассоциации включающее питание, выполнение “домашних заданий” и распорядок дня.
2. Специальная подготовка тренеров внутри ассоциации. Система развития тренеров взамен приглашения непонятных персонажей для детей. Тренеры развивают детей, а не гастролеры.
3. “Земли” должно быть больше или столько же сколько, чем “льда”. Важно развивать двигательные и физические навыки игроков. Без подготовки на “земле”, лед теряет свою функцию на 50%.
4. Бесполезные оценки игроков (evoluation) исключить до 14 лет. Только для поиска слабых мест для усиления и на усмотрение тренеров Mites, Squirts and PeeWees.
5. Разделять игроков по амплуа после 12–13 лет. Это позволит развить их кругозор и попробовать в разных позициях.
6. Технические навыки игрока и психология общения с ним – первостепенная задача для тренера.
Я постоянно читаю о проблемах в Российском хоккее. Вот вам "пара слов" о проблемах в хоккее
Американском.
(Минусовал не я :)
Тоже, как и мне, не нравится?