9 мин.

У «Чикаго» все плохо. Но дело не в уходе Панарина

«Блэкхокс» даже не попали в плей-офф.

Когда в июне 2015-го «Чикаго» выиграл третий Кубок Стэнли за шесть сезонов, комиссионер НХЛ Гэри Беттмэн прямо на льду назвал команду династией. Это была натяжка, но вполне объяснимая – отчасти желанием сделать приятное клубу и болельщикам, при которых Чикаго возродился как первоклассный хоккейный рынок после смутного начала 2000-х годов. Но еще важнее было подчеркнуть важность успеха «Блэкхокс» в новой реальности – при потолке зарплат и возросшей конкуренции.

Слово «династия» – символ долговечности, и тогда легко было поверить, что «Чикаго» ждет светлое будущее. Главные лидеры – Джонатан Тэйвс и Патрик Кэйн – на тот момент, казалось, далеки от 30-летия, а за год до третьего титула клуб продлил контракты с каждым на 8 лет. 

Им положили большие деньги – по 10,5 млн долларов в год. И очередная перекройка состава, вытекающая из огромных контрактов двух лидеров, не казалась неизбежным злом – менеджмент клуба как будто научился справляться с этим. Чемпионское ядро оставалось неизменным, а статус одного из фаворитов Запада виделся обязательным для «Чикаго» на годы вперед. 

Но за два следующих сезона команда при неплохих регулярках не выиграла ни одной серии плей-офф. Это было неприятно, но еще терпимо. Такое уже бывало после первого чемпионства, когда «ястребы» перестраивались и проигрывали нынешним аутсайдерам Запада – «Ванкуверу» и «Аризоне». Прорыв должен был наступить на третий год. Но этот сезон для «Чикаго» получился худшим за последние 10 лет: команда вообще не попала в плей-офф, сдавшись чуть позже тех же «Койотис», которые провалились еще на старте. Фактически все было ясно намного раньше – вторую половину сезона «Блэкхокс» попросту доигрывали. 

Если в прошлом сезоне для «Чикаго» ужасным было только 0-4 от «Нэшвилла» в первом раунде Кубка Стэнли, то весь этот чемпионат превратился в бесконечный ужас. Маленькие трещины, которые три года назад были практически незаметны, быстро увеличились и не оставили клубу шансов на что-нибудь хорошее.

Таинственная болезнь

Нельзя сказать, что команда разом оказалась в упадке. Внешне все ее элементы были подогнаны друг под друга и вообще соразмерны, но состояние большинства из них в отдельности было плачевным. «Чикаго» как будто столкнулся со странной болезнью, главный симптом которой – множество неестественных ощущений. 

Если говорить о болячках, то многое предвосхитила история Мариана Госсы. Когда стало известно, что словацкий ветеран с большим кэпхитом (и уменьшившейся зарплатой на руки, так уж хитро устроен его контракт) пропустит сезон из-за аллергии на хоккейную экипировку, у многих это вызвало злорадный смех: все понятно, хитрец Стэн Боумэн нашел способ решить проблемы с платежкой.

Но такой нечастый диагноз как раз не очень подходил для попытки сыграть втемную – лига даже настояла на независимой медицинской экспертизе. Подобная кожная болезнь действительно иногда встречается у возрастных игроков. Знаменитый Фил Эспозито в своих мемуарах рассказал, что ее появление толкает ветеранов к завершению карьеры. 

По ходу сезона казалось, что некая аллергия появилась и у других игроков «Чикаго». Команда разучилась играть в большинстве (грустные 16,1% реализации – еще в сезоне-2015/16 было 22,6%) и утратила привычную ястребиную хватку. Часто «Блэкхокс» рассыпались, ведя в счете – их суммарные 13 поражений при выигранных первых периодах стали худшим показателем в лиге. 

Главный тренер Джоэл Кенневилл с этими вызовами не справился. А весеннее возрождение связки Тэйвса (до травмы) и Кэйна в одном звене якобы с прицелом на следующий сезон выглядело приступом отчаяния. Но каких-то новых идей после 10 лет на посту у Кенневилла, возможно, уже и нет. А лидеры, на которых он так привык полагаться, начали подводить. 

В любой команде очень многое зависит от центральной оси, игры топ-защитников и состояния вратарской линии. Если проблемы везде – жди беды. У «Чикаго» это правило трех ключей подтвердилось полностью.

Три великих скорби

Лучшая иллюстрация положения «Чикаго» – показатели первого защитника команды Данкана Кита. Если нападение «ястребов» начинается с обороны, то она начинается с Кита – поэтому он всегда был индикатором состояния команды. 

В этом сезоне двукратный обладатель «Норриса» впервые за карьеру ушел в глубокий минус по полезности («-24» – хуже, чем в дебютный год, когда «Блэкхокс» были в подвале таблицы), стал чаще терять шайбу и заметно сбавил в чужой зоне. Летом он лишился привычного партнера Ялмарссона – и это привело к дискомфорту. Но похоже, что сказываются возраст и последствия травмы колена – привычная реакция, опережающая развитие игровой ситуации, стала опаздывать за мыслью.

Если к 35 годам Кит действительно прошел свой пик, то в скоро команде предстоит пересмотреть всю структуру защиты (Сибрук тоже сдает) и искать нового лидера. Это тяжело даже психологически – еще недавно казалось, что уж на своей-то синей линии нет никаких вопросов. 

Но есть в «Чикаго» игрок, который иллюстрирует нынешнее падение еще больше. Это, конечно же, будущий премьер-министр Канады Джонатан Брайан Тэйвс. Капитан из капитанов провел худший сезон в карьере, зато начал закладывать фундамент своего политического будущего. Нынешний Джонни не похож на суперзвезду хоккея ни на льду, ни в инстаграме, который легко мог бы принадлежать какому-нибудь младолибералу из филиала движения зеленых.

Оправдания для Тэйвса находят почти как для Сидни Кросби во время его неудач в первой половине сезона-2015/16. Дело уже к 30 годам, партнеры не те, дают о себе знать прошлые травмы (те же самые сотрясения), накопилась усталость – за предыдущие годы он сыграл чуть ли не больше всех важных матчей, в которых всегда действовал против топ-соперников.

Но если капитан «Питтсбурга» тогда заново нашел себя прямо по ходу сезона и завершил его триумфатором, то капитану «Чикаго» сыграть в феникса не удалось, разве что серию сезонов с 20+ голами продолжил. Это очень тревожный сигнал, затяжной кризис одной из главных звезд не обещает клубу ничего хорошего. Тэйвс не набрал даже 60 очков уже в третьем сезоне подряд, а лозунги про невероятного лидера по духу и двустороннего элитария пропали на фоне общего спада. Другого готового топ-центра у команды сейчас нет – Ника Шмальца (пока) и Артема Анисимова (в принципе) к ним не отнесешь.

По ходу сезона добавилась и еще одна проблема, ключевая. Травмы основного голкипера Кори Кроуфорда надолго вывели его из игры. В последние годы роль вратаря в успехах «Чикаго» заметно выросла, а этот сезон по статистике получался вообще лучшим в карьере. И когда Кроуфорд вдруг выбыл, его важность для команды получила наглядное подтверждение. 

Заменить Кори оказалось некем, шанс дали даже известному по выступлениям в КХЛ Джеффу Глэссу – в 32 года он дебютировал в НХЛ. Сама история была замечательная, но она не могла компенсировать проблемы во вратарской линии, которые нанесли решающий удар по перспективам «Чикаго» в сезоне. 

Панарин и «клуб друзей»

Но не стоит предаваться иллюзиям и связывать провал «Чикаго» исключительно с обменом Артемия Панарина. Уход одного, пусть и очень результативного вингера (даже с навыками «прокачивателя») выстрелом себе в ногу быть не может. Правильные команды строятся вокруг игроков других амплуа – в том же «Торонто» уже давно забыли о расставании с Филом Кесселом. В том числе поэтому при всех прочих равных, включая сумму контракта, спрос с Тэйвса выше, чем с Кэйна, раз уж «Чикаго» не реализовал витавшую одно время идею о превращении Патрика в центра. Недавно он снова вышел на лед в таком качестве (впервые за 6 лет), но это было просто приветом из прошлого на фоне травмы Тэйвса.

Если же вернуться к Панарину, то его четкие щелчки и химия с Кэйном без вопросов принесли бы «Блэкхокс» больше очков. За счет того же большинства, которое точно стало б лучше – в предыдущие сезоны именно на этой парочке плюс Ките держалась позиционная атака команды. Возможно, даже при всех фундаментальных проблемах, это помогло бы «Чикаго» чудом пролезть в плей-офф. Но с таким дисбалансом «индейцев» там ожидало бы что-то вроде прошлогоднего выноса. Тут бы и Панарин не помог.

Хотя, конечно, обмен Артемия на Брендона Саада был плох. И даже не из-за того, что Панарин в «Коламбусе» выглядит намного лучше нынешнего Саада и переписывает клубные рекорды результативности. Дело еще и в стратегическом подходе, в философии. У серийных успехов в любой сфере деятельности всегда есть изнанка: само собой возникает желание двигаться по проверенному пути, победному шаблону – раньше ведь это срабатывало.

Многие последние сделки Стэна Боумэна говорят о том, что «Чикаго» этой ловушки избежать не удалось. Возвращавшиеся Саад, Эндрю Лэдд, Патрик Шарп и другие не были прежними, но были «своими» для команды и для ее лидеров. С таким подходом «Блэкхокс» начали превращаться в клуб друзей, где у всех все хорошо, а воспоминания о прекрасном прошлом превалируют над сложным настоящим и туманным будущим. 

При этом неверно утверждать, что в «Чикаго» ничего не меняется. Появился результативный новичок Алекс Дебринкет, получил новый шанс небесталанный Энтони Дюклер, буквально на днях клуб подписал топового студента Дилана Сайкуру. Но насколько эти перемены адекватны меняющемуся времени? Когда генеральный менеджер после жуткого погрома в плей-офф обещает серьезные реформы, которые выливаются в непременное желание во что бы то ни стало сохранить «золотого» тренера и вернуть в команду бывших игроков, то это самый настоящий застой.

Практика показывает, что успешный выход из такого состояния не может обходиться без перестановок в менеджменте и лидерском ядре (более или менее свежие примеры – «Питтсбург» и «Бостон»). Иначе династия обречена на вырождение и саморазрушение – причем происходить это будет медленно и бесславно. 

Фото: Gettyimages.ru/Bruce Bennett, Jonathan Daniel; REUTERS/Perry Nelson-USA TODAY Sports, Kevin Hoffman-USA TODAY Sports, Jake Roth-USA TODAY Sports

Мой хоккейный твиттер

alt

 Мой хоккейный телеграм