Портрет математика Билялетдинова
Рубрика: ПОРТРЕТ
Заголовок: МАТЕМАТИК
Текст колонки:
Зинэтула Хайдярович Билялетдинов.
Перечислять регалии Билялетдинова-игрока – песню петь: Олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира, восьмикратный – Европы, обладатель Кубка Канады, медали-медали-медали. Слова, правда, не выкинешь: ни одной только золотой чемпионата СССР на фоне семи серебряных и восьми бронзовых. Но все мы понимаем, что это только потому, что цвета Билялетдинова-игрока были бело-голубыми, динамовскими, и пришлись аккурат на эпоху записного владычества в хоккейном Союзе «базовой команды сборной».
Он – один из лучших защитников нашего хоккея. Общепризнано.
И тут надо вспомнить, какова была игра защитника Билялетдинова. Это была своего рода математика – ни одного лишнего движения, ни одного зряшного шага, видение площадки и выбор позиции. А броски – ма-те-ма-ти-чес-кие буквально.
Билялетдинов-тренер – еще одна песня. Первый наш тренер в НХЛ, - таких вообще по пальцам пересчитать: «Виннипег»-«Финикс» и «Чикаго» на протяжении нескольких лет. Оттуда и пошло «тренер Билл», к слову. А после двух Кубков Гагарина за первые два сезона КХЛ Билялетдинов среди наших наставников непревзойден. Он – единоличный рекордсмен: четыре чемпионских титула, один с «Динамо», в котором он начинал свою блестящую тренерскую карьеру, и три с «Ак Барсом».
Он - лучший тренер современного российского хоккея. Поспорить с этим можно разве что попробовать.
И тут мы смотрим на игру тренера Билялетдинова. Это просто высшая математика! Это образцовый коучинг, это тактическая гибкость и стратегическая твердость. Это просчитанный, и оттого раз за разом кажущийся счастливым случаем, риск. Если говорить об нем, как неотъемлемой части игры, - хоккей не шахматы, - то в исполнении Билялетдинова он – ма-те-ма-ти-ка.
Какими личными качествами обусловлено это? Какой он, Билялетдинов? И чего это ему стоило? «Ледовая Арена» проводит своеобразный физиономический анализ, пробует читать по лицу великого хоккеиста в прошлом, и великого, - вот уж действительно наставника – в настоящем.
Портрет:
Точка отсчета*. Глаза – зеркало души. По теории физиономики Лафатера – точка отсчета. Глаза Билялетдинова – глаза гения. Это глубокий и пронзительный, горящий и вместе с тем прагматичный взгляд. Глаза оптимиста. И – глаза, несомненно, доброго – уголки глаз чуть книзу, – человека. Доброго и справедливого. Совестливого. Порядочного.
Три «этажа» по Лафатеру.
Верхний «этаж». Треугольное лицо – широкая верхняя и узкая нижняя часть. Широта и высота лба – широта и высота интеллекта. Это лицо большого интеллектуала, глубокого мыслителя.
Средний «этаж». Резкие, очерченные формы лица, сильные скулы - сила воли, рационализм. Это лицо прожженного практика, не боящегося рисковать в тщательно просчитанных с точки зрения последствий обстоятельствах. Если угодно, лицо разумного авантюриста.
Нижний «этаж». Тонкие губы еще больше подчеркивают волевой характер. Твердую уверенность в правоте избранного, не раз обдуманного и проверенного пути. Вместе с тем – великодушие. Вместе с тем – скромность.
Штрихи к портрету:
Седая шевелюра. Не возьмемся даже подсчитывать, сколько матчей провел тренер, сколько их моментов пропустил через себя, и скольких седых волос это ему стоило. Это – нервы. Это – боль и тяжесть поражений, испытаний, преодоленных в жизни.
Морщины на лбу. Это – проницательность. Это – опыт. Это – мудрость.
Длинный прямой, «орлиный», нос. Это – воля. Это – целеустремленность.
Уголки рта вниз. Это – настойчивость.
Выдающийся подбородок – вперед и вверх. Тем более в контексте лица - в целом отражение твердости характера. Вместе с тем – проницательность. И хитрость.
В целом – безусловная, и безусловно позитивная, харизма. Характерный типаж. Так может выглядеть великий ученый, мудрый учитель. Так – великий политик, большой руководитель. Так – великий военачальник, боевой лидер. Так выглядит великий тренер – ему, согласитесь, просто нельзя не быть и учителем, и политиком, и лидером.
Таков Билялетдинов. Лучший тренер нашего хоккея.
* (пояснения на 60-й странице«Что?Где?Когда?»)
Иоганн Каспар Лафатер (Johann Kaspar Lavater), 1747-1801 – швейцарский писатель, поэт и богослов. Суть его теории физиономики в том, что человек есть существо как моральное и интеллектуальное, так и низменное и животное. Природа человека находит выражение в его внешности, утверждает Лафатер, а наиболее выразительными являются голова и лицо. Интеллектуальная жизнь находит отражение в очертаниях черепа и лба, моральная и чувственная – в чертах лица, животные качества – в линии рта и подбородка. Лицо, таким образом, делится на три «этажа». Центр лица, его главная часть – глаза.
Справедливо отмечено, что теория Лафатера носит беллетристический характер. Гёте характеризовал теорию Лафатера как «гениальную эмпирию», сейчас бы сказали – научный дилетантизм. С другой стороны, Лафатер разобрал великого немецкого поэта буквально так: «Гений Гёте в особенности явствует из его носа, который знаменует продуктивность, вкус и любовь, словом – поэзию…».
Теория Лафатера пользовалась популярностью. Многие писатели и поэты того времени использовали ее в творчестве: они рисовали внешность героев своих произведений буквально «по Лафатеру», чтобы отразить их соответствующий внутренний мир. В частности, так охарактеризована Лермонтовым внешность «героя нашего времени» Печорина.
Разумеется, вошли в историю и курьезы. Капитан парусника «Бигль» подбирал состав экспедиции по теории Лафатера, и не сомневался, что по форме носа определит именно того ученого-натуралиста, который ему нужен. В одном из претендентов он поначалу сильно засомневался, но все-таки взял его в путешествие. Того молодого ученого звали Чарльз Дарвин. (сокращено при верстке)