Несостоявшийся тафгай
10-летний юбилей работы в хоккейной журналистике наш корреспондент решил отметить переходом от теории к практике. Неспокойна ибо его душа за сборную России накануне очередной Олимпиады. В общем, замахнулся он на невозможное: в 33 года заиграть в хоккей и через пять месяцев поехать с командой Олега Знарока в Пхенчхан. А что — удача любит сумасшедших…
Скользкое создание
Эти слова пишутся сквозь боль. Запястье левой руки реагирует почти на каждое нажатие клавиш.Всю неделю я тренировал броски. И это занятие не прошло бесследно.
Шайба — скользкое создание. Она вроде на крюке, ты поднял глаза, чтобы прицелиться… Бросаешь: а где шайба? А ее уже нет — соскользнула… С ней как на рыбалке: одно неловкое движение — и уплыла.
Тем не менее, мне кажется, где-то в недрах моего организма живет добротный хоккеист — умелый и умный. Иногда случаются эпизоды, которым я удивляюсь сам: вдруг откуда-то бросок нормальный или покачу так, как не стыдно…
Понял, что в эти моменты я отключаю голову и действую на инстинктах... или умении живущего во мне хоккеиста. Хоккей нужно чувствовать, а, чтобы чувствовать — много работать. Замкнутый круг, но иначе никак.
«Из-за тебя проиграли»
Неделя для нашей команды «Red Star Start» началась с большого хоккея. 18 сентября стартовало первенство Санкт-Петербурга в дивизионе «Дебютант», который мы открывали матчем против команды «Stern-2».
— Тренер, я играю? — приставал я к нашему наставнику Егору Щелокову.
Егор был суров:
— Ты пока не готов.
— Тренер, выпустите меня как тафгая — хотя бы на пару минут! Я их всех сломаю, если на коньках устою.
— А потом и тебя дисквалифицируют, и команду. Ты нам как игрок нужен, так что тренируйся! Еще успеешь.
Все матчи турнира будут проходить на льду хоккейного клуба «Красная Звезда». В первом матче, правда, домашняя площадка не помогла – 1:16…
— Вот тебя не было — и проиграли с таким счетом, — одноклубники нашли крайнего.
— Со мной бы проиграли 0:25.
Дебют — штука такая, часто комом выходит. Так что, как говорят игроки СКА, продолжаем работать, готовиться…
«Не надо резать клюшкой «капусту»!»
Ведение шайбы – дело непростое. Когда она перед тобой – это нормально. Когда она на удобной стороне клюшки — тоже съедобно. На неудобной — сложней. Но когда все это надо перемещать полукругом вокруг себя — слева направо и обратно — полукругом идет голова.
За счет этих движений идет обыгрышь соперника, а также проводится прием и обработка шайбы.
— Только не надо резать клюшкой «капусту»! — тренер Щелоков, видимо, против избытка клетчатки в организме хоккеиста. — Работаем за счет кистей.
Теперь эта работа наряду с бросковой сказывается на моей основной работе. Никогда бы не подумал, что и кисти надо закачивать. Оказывается, надо. Без кистей хоккеист, как без рук.
Удивления организма
Самым сложным из упражнений по контролю шайбы для меня было ее ведение ногами. Ее перебрасывание от одного конька к другому тренирует умение подыграть себе ногой. Но, видимо, мое отвращение к футболу проявляется даже здесь. Я всякий раз наступал на шайбу, падал вставал, наступал и опять падал.
— Ж… ниже! — кричал мне из «рамки» наш вратарь Федор Сорокин или просто дядя Федя. — Представь, что ты на стуле сидишь!
Я подсаживался, и катилось, действительно, проще. Но мой непривычный к подобной стойке организм при всякой шаткой ситуации норовил либо выпрямить меня целиком, либо спину в отдельности, отчего меня перетягивало вперед, и я вновь наступал на шайбу.
— Мышцы должны запомнить эту стойку и привыкнуть к ней, - объяснял наш тренер. — А для этого нужно время. Ты 30 лет в хоккей не играл, а тут вдруг решил. Вот организм и удивляется: чего ему от меня нужно?
Неуклюжий песик
Одно из самых интересных упражнений — на прием и передачу шайбы. Оно и работу рук развивает, и координацию, и периферическое зрение.
Сначала, встав в прямоугольник, мы перебрасывали друг другу две шайбы, затем — четыре, увеличивая темп, затем четыре со сменой мест. Ну а завершалось упражнение игрой в «собачки»: один бегает, трое отдают передачи, так чтобы, «пес» не перехватил шайбу. Тут тебе и катание, и владение клюшкой, и физическая выносливость.
Разок я, правда, отбирая шайбу, снес партнера… Но он не обиделся: хоккей — контактный вид спорта.
Принял — упал — отдал
Тренировка традиционно завершалось 15-минутным матчем.
— Ты слева? — уточнил напарник по обороне.
— Да, — киваю в ответ с выражением лица, как у Сергея Зубова в финале Кубка Стэнли-1999.
Мэтр отечественной тренерской школы Владимир Юрзинов часто повторяет: «Если, находясь на льду, ты не коснулся шайбы, не факт, что ты на льду был». Я могу сказать, что на льду был.
Пусть мои контакты с шайбой были недолгими, зато эффектными. Всякий раз получая передачи, я от наплыва эмоций и желания сделать все сразу путался в собственных ногах и притягивался ко льду. В стандартную схему «принял — отдал» вклинился третий элемент — «упал». Большинство ответных передач в моем исполнении шли из положения лежа, либо в процессе падения.
— Не выключаешься из игры — красавчик! — находил слова поддержки тренер.
И даже больно ударяясь после падения, я сиял. Хоккей вообще мне дарит состояние блаженной эйфории. Возвращаясь на днях после тренировки, поймал себя на мысли, что улыбался всю дорогу, прокручивая в голове различные моменты занятия: здесь надо было так клюшку держать; а бросать лучше с одной ноги; а вратаря обыгрывать на противоходе.
Уже потом я вспомнил, что по дороге кто-то из соседнего ряда пытался со мной поругаться, а я даже не завелся в ответ: простил ему его грехи и поехал дальше. Кажется, только напоследок сказал: «Будь ты проклят!», но это неважно. Ледовая площадка забирает у человека ненужные сгустки энергии, делая его, как мне кажется, добрей, адекватнее и общительнее.
Занимайтесь хоккеем, друзья, и не ворчите, сидя за рулем!
Продолжение — на следующей неделе...
Авторы: Даниил Ратников, Михаил Осорин
Оригинал: Спорт день за днем