«Движение вверх», или как обычно по наклонной? Фактические ляпы фильма
Вот она, первая нехоккейная запись. Но эмоции так захлестнули, что не смог не поделиться.
Признаюсь, опыт был необычный. На «Легенду 17» шел с максимально возможным знанием предмета, на «Движение вверх» - имея ввиду только что наши тогда сенсационно выиграли за 3 секунды до конца. После «Легенды 17» плевался до того, что считал всех причастных преступниками и моральными уродами. Притом, что часто слышал мнения, мол ну фильм же смотрится, неискушенный зритель получит удовольствие, а может и увлечется хоккеем. И считал эти мнения дикими. В конце концов, как можно спокойно смотреть фильм, где тебе врут с экрана практически каждую секунду. С «Движения вверх» вышел со смешенными эмоциями. Т.к. по сути, оказался на месте тех самых неискушенных зрителей с минимумом исходных данных.
Скажу сразу, со скидкой на все именно киношные огрехи, фильм мне понравился. Сам посыл. И факт, что работа над «легендарными» ошибками все-таки проведена. Помнится, самыми существенными из них для себя выделял кошмарную игру Козловского и сам перегиб в сторону индивидуальности. Легендой ведь была вся тогдашняя сборная СССР. Да, Харламов велик, но отделять от его от команды неправильно. Здесь же сразу заметил два важных обстоятельства – отсутствие Козловского и присутствие Машкова. Относиться к актерам можно по разному, но лично мне от этого сильно полегчало и, возможно, это послужило одной из причин приятных эмоций от фильма в целом.
Все в целом неплохо и у наших операторов, съемки и в «Легенде» были во многом очень красивыми. А по фактической части вопрос прежний: в нашем кинематографе принципиально не держат исторических консультантов, держат, но низкой квалификации, дабы не тратиться, или режиссеры знают, ведают, что творят, но делают все это осознанно и с какими-то целями?
Теперь непосредственно к тому, что было и тому, чего не было. Тезисно, без эмоций.
- тренера, пришедшего на смену легендарному «Папе» Александру Гомельскому звали Владимир Кондрашин, не Гаранжин. Кстати, прозвище у него тоже было. "Батюшка". Милое такое, уважительное, могли бы и вставить в фильм разок-два.
- Кондрашин был ярко выраженным интровертом. Никаких ярких спичей в перерывах само собой не было, как вспоминают очевидцы, он мог весь тайм аут промолчать. По факту, персонаж фильма оказался полной противоположностью реальному тренеру.
- также он мог не беспокоиться за свой пост. т.к. никому он не обещал обыграть американцев, а задачу ему ставили выйти в финал, которую он с успехом выполнил.
- стиль игры разительно отличается от того, как играли в 72 году. Броски из-под ноги, «гвозди» сверху, сломанные щиты и многое другое появилось сильно позже. Уметь-то наши это уже умели, но не использовали в играх, т.к. это считалось неуважением к сопернику. А у американцев в NCAA, откуда набиралась сборная, до 76 года все эти шалости были даже запрещены.
- для американцев проигрыш конечно был не приятен, но не был такой трагедией, как показано в фильме. Плюс, сборная США состояла не из звезд, из молодых студентов и собиралась каждый год по новой, в то время как сборная СССР наигрывалась не один и не два года. Американцы до сих пор не признают поражения. Уверенные что их "обокрали", даже не вышли на церемонию награждения. Хотя о каком "обкрадывании" в пользу СССР в те времена могла идти речь, они тактично умалчивают.
- на экране четко показана цифра 1 (1 секунда) на табло в решающий момент фильма. На самом деле, второй раз время отматывали, потому что время в баскетболе начинается с момента приема мяча игроком в поле, а не когда выводящий его ввел в игру. Кстати на хронометре там сидел не кто иной, как Йозеф Блаттер, будущий глава FIFA. Такая вот ирония судьбы.
- Модестас Паулаускас, понятное дело, никуда не сбегал, т.к…. был капитаном команды и ее лидером. Без серьезных личных качеств и преданности делу и партнерам такой статус не дают. В реальности, он, кавалер двух орденов Почета, уважаемый по обе стороны границы человек, до сих пор тренирует ребят в Калининградской области. Ни о какой русофобии, на которой строится персонаж, тут и не пахнет. Хотя камбэк показан красивый, тут не поспоришь.
- косяки внешности, легко сравнить с документальным видео и фото. Сергей Белов не носил усы, а Александр Белов, показанный гладко выбритым – наоборот имел густые бакенбарды.
- Александр Белов вообще чем-то сильно не понравился сценаристам. В обмороки он не падал на играх, сердце ему в Штатах не оперировали, да и вообще нигде. Проблемы со здоровьем у него начались только в 77 году, до этого момента никто не мог найти никаких отклонений, а проверяли тогда очень дотошно.
- как следует из предыдущего момента, вся сюжетная линия со скопленными деньгами, отдачей их на лечение Белова и потом коллективной передачей премиальных тренеру – тоже выдумка.
- понятное дело, что и с линзами нафантазировали. Их Жармухамедов стал носить позже Мюнхенской олимпиады, они были жутко неудобными и привыкать было сложно, а не так, что надел и побежал.
- высасывать из пальца любовную линию становится фирменным почерком наших сценаристов. В самом деле, что за современное кино без постельной сцены?? Если бы не одна загвостка... Женский баскетбол на Олимпийских играх появился только в 1976 году. Как следствие, последняя сцена придумана с первого и до последнего кадра. А ведь Александра Овчинникова, будущая на тот момент жена Белова живет и здравствует.
- жива и вдова тренера Владимира Кондрашина, которая может подтвердить, что, к сожалению, их сын так и не выздоровел и не встал на ноги, а к 72 году уже достиг совершеннолетия. Интересно, думают ли об этих людях сценаристы?
- председатель спорткомитета С. Павлов был в Мюнхене с командой, а не расслаблялся у себя в кабинете в Москве, глядя на все по телевизору.
- к слову о телевизоре, прямой трансляции того матча не было. В Москве тогда вышел только небольшой материал, посвященный победе команды.
- про судорожные попытки советской делегации отказаться от игры в финале, думаю и говорить лишнее. Даже соседи по кинозалу поняли, какая это чушь и быть такого не могло. К слову, и не было.
Про то, что ледовый дворец Мегаспорт на Ходынке в Москве, выдаваемый за мюнхенский «Руди-Зедельмайер-Халле», узнает сразу любой кто там хоть раз был, я молчу. Ну бывает, не каждый большой дворец легко замаскировать. Но косяков и правда перебор. Не говоря уж о семьях, из 12 участников того матча, живы четверо. Если хотели бы что-то уточнить, спросить есть у кого.
Накопав это все, признаться, стало немного жаль картину. Ведь могли бы и без прикрас снять не менее зрелищно. А посыл у нее очень правильный на мой взгляд. Жаль только, что современные спортсмены, мягко говоря, не чета тогдашним. К сожалению, «Движение вверх» — это корявая, но в целом душевная ностальгическая история про «команду молодости нашей». А в повседневности — только ребятки под белым флагом.
З.Ы. Как оказалось, ознакомившись с исходным сценарием вдова В. Кондрашина (в фильме в исполнении Виктории Толстогановой) была в таком шоке, что подала в суд на студию «ТриТэ» Никиты Михалкова. По исходному сценарию тренер должен был еще фарцевать и спекулировать валютой. Фамилию тренера изменили, сценарий подкорректировали, но, похоже, не сильно. Жаль, что изменение имени персонажа не мешает «творцам» продолжать врать в своих фильмах. Не запрещено это.
- Знаете, больше всего мне обидно за Сашку Белова. У человека и так жизнь слишком короткая была, 26 лет, а тут из этого какой-то фарс сделали. Хорошо, что Сашина мама, царствие ей небесное, не видела этого фильма. Трудно представить, как бы она отреагировала.
Мне, честно говоря, плакать хочется, еще не посмотрев этот фильм. Пусть студия «ТриТэ» снимет кино о семье Михалкова, где его родные будут пить, будут смертельно больны, будут неадекватно себя вести, спать с кем угодно. Пусть снимут и скажут, что это - художественный вымысел», - заявила Овчинникова.
Зачем искать несоответствия художественного кино и реальных событий? Это же полный бред. Тогда не нужно вообще снимать исторические фильмы. Не забивали тогда сверху? Ну и что? Сегодняшние пацаны не смотрели бы фильм, потому что тот баскетбол выглядел бы "отстойным" по сравнению с нынешним. Да, Модестас Паулаускас не был диссидентом, но это простой авторский прием, чтобы показать давление системы на спортсменов и тренеров в то время. А давление было не шуточным. И отказ официальной советской делегации от матча совсем не выглядит для меня неправдоподобным. Никто сейчас не знает, был ли этот факт. Нет записей телефонных переговоров функционеров. Но то, что он мог быть, для меня не вызывает никакого сомнения. Да, у Саши Белова тогда еще не была диагностирована страшная болезнь, но кто бы об этом узнал сегодня, если бы не фильм? Искать точное портретное сходство героев фильма с реальными персонажами - вообще идиотизм. Носил усы, не носил усы - чушь. Зачем вообще писать о фильме на спортивном ресурсе? На кинематографических, я думаю, спорт не обсуждают. Пожарные ругают фильмы про пожарных, медики - о врачах, военные - о военных и т.д. Тогда идите и смотрите американский бред про звездные войны, властелина колец или про то, что один Брюс спасает все человечество.
А фильм - хороший. Смотреть стОит. Как фильм, а не как матч и пересказ биографий.
Сдается мне - это очередной пропагандистский трюк на деньги налогоплательщиков накануне венчания на царство. Пусть "патриот" Михалков лучше снимет "не художественный" вымысел про своего родного дядю дослужившегося до капитана СС.
Как только затрагивается какая-то близкая тема, почему-то сразу забываются различия между художественным фильмом и документальным.
А где в фильме показано, что мальчик выздоровел? Показано желание отца и матери вылечить его всеми доступными и недоступными способами. Так что цитата в кавычках - это уже вранье про фильм. Следующее вранье - написать (публицистика - это...), что матч не показывался полностью. Показывался, причем, в прямом эфире. В 1972 году Олимпиада транслировалась на ТВ достаточно подробно. Врать - это не только говорить неправду, это еще и интерпретировать возможное, как истину в последней инстанции. Ваши слова о том, что советская делегация не отказывалась от матча - это откуда? Тоже где-то прочитали и обобщили, как публицист? Это нельзя ни утверждать, ни опровергать. Я жил в то время и видел, как и на каком уровне по телефонному звонку решали судьбы людей " во имя"... Так что этот эпизод фильма как раз неотличим от действительности.
Не хочу быть обвинителем, у каждого есть своя точка зрения. Просто заголовок говорит о "фактических ляпах фильма". Ляпы - это если бы Сергей Белов играл в первом тайме под номером 10, а во втором - под 14. Или у героя пробор был в начале фильма на левой стороне, а в конце - на правой. А несоответствие кино и реальных событий в деталях - это не ляпы, а художественный вымысел.
Все, что написал, мое личное восприятие, никого не хочу обидеть.