Остаёмся, чтобы жить. Нам важно выступить на Олимпиаде
Буря с громом и молниями, которую ждали после жестких решений МОК по российским спортсменам, чудесным образом прошла мимо. Когда вся страна, от простых болельщиков до политиков, с замиранием сердца ждала знаменитого русского «симметричного ответа», всё разрешилось более чем цивилизованно - с комментариями от первых лиц в том ключе, что нельзя отбирать у спортсменов мечту, даже без флага и гимна они остаются нашими русскими ребятами, и вообще - «О спорт, ты мир!»
Надо сразу оговориться, что торжество здравого смысла здесь идёт рука об руку с основной повесткой дня в нашей стране - грядущими президентскими выборами. Никто и не обратил внимание на то, что спортсменам, согласно Олимпийской хартии, никто и не может запретить участвовать в Играх - такое вмешательство государства в дела спорта обернулось бы чуть ли не большими последствиями, чем напитки из Черноголовки от Родченкова и Мутко. Важен был контекст, и власть разумно сыграла на смягчении ситуации - ребят поддержим, удачи, молодцы, что особенно доставляло на фоне тех активистов, кто забыл выключить турбо режим и требовал немедленного бойкота клятых Игр, в том числе - от Беларуси! 0_0
Возвращаясь же к самому решению выступить на ОИ в Южной Корее, нельзя забывать о том, что любая самоизоляция не идёт на пользу той отрасли, где качество достигается именно за счёт конкуренции, тем более - международной. Потому отказ от участия в ОИ или другом крупном международном турнире означал бы шаг назад в развитии олимпийских видов спорта в стране, и мне из-за этого вдвойне удивительная позиция Петра Толстого, который в споре с Иоландой Чен предлагал восемь лет подождать. Милый ты мой отец студентки американского университета, восемь лет подождать можно, ваша машина легко запугает спортсменов, вот только через восемь лет вернувшись, окажемся на зимних играх на уровне Словении и Эстонии - и сами же вы, неспортивные журналисты, прибежите предавать такие результаты анафеме. До кучи, эта самоизоляция ведёт к таким вещам, как удар по международному имиджу России как государства, влечёт за собой эскалацию конфликта с МОК и международными федерациями, а следом у нас вырисовываются неиллюзорные риски отстранения от других крупных международных соревнований - например, одно такое пройдёт в нескольких городах нашей Родины следующим летом. Говоря о международном имидже - не надо ухмыляться, как делали это под моими словами о уничтожающейся репутации КХЛ. В данном случае имидж - это не про то, что про нас напишут британские таблоиды, а то, что подумают новые Эцио Гамба, Виктор Ан или ещё кто-то, кто нам самим нужен будет. Готов ли будет первоклассный тренер или топ-спортсмен даже за огромные деньги отправиться туда, где его спортивная судьба неочевидна, а верх соревновательного уровня - поединки со спортсменами из Абхазии и Приднестровья?
И я надеюсь, господин Толстой не хочет устроить эдакое спортивное импортозамещение, отказавшись от заморских топ-специалистов? Тогда затормозит в развитии наш спорт, а ведущие спортсмены, не видя перспектив, потянутся зарубеж - кто тренироваться, а кто и на совсем.
Тем не менее, говорить о том, что Россия будет широко представлена на ОИ, пока не приходится. Во-первых, как было сказано выше, спортсменам никто на уровне государства не может ни запретить, ни приказать участвовать, потому, ежели кто из биатлонистов и сноубордистов найдёт в себе чеченские корни (ссылка на Кадырова с запретом чеченцам ехать на ОИ), то в плане получения наград этот вариант более надёжный. Во-вторых, сам порядок допуска наших спортсменов еще также не определён, а только обсуждается на уровне МРК и федераций. Скорее всего, именно наши национальные федерации по видам спорта будут подавать заявки на участие спортсменов в Играх на рассмотрение специальной комиссии МОК. И если у хоккея проблем не возникнет, то у бобслея проблемы начинаются на уровне руководителя федерации. И еще один важный момент по допуску - имеется четкий критерий, спортсмены должны быть чистыми, решения принимаются по каждому персонально.
Но есть и хорошие новости. Те, кто так переживал, что за деньги российского бюджета спортсмены будут выступать без флага и гимна (интересно, все ли из скорбевших по гимну знают текст дальше первого куплета?), могут выдохнуть - МОК оплатит участие спортсменов в Олимпиаде. В решении Томаса Баха было сказано и о том, что спортивные федерации возьмут на себя «иные расходы», но, опять же, не время переживать за потраченные на Ковальчука и Маркова государственные деньги, учитывая, что ФХР - общественная организация с частными инвесторами, которая «иные» расходы и покроет. Хочется верить, что в числе этих иных будет шампанское, чтобы отметить успех, а не водка, чтобы залить горе.
Ну и главное. Что бы не случилось - мы верим в наших спортсменов. К хоккею не было претензий ни у МОК, ни у Родченкова, и потому возможное исключение сборной России из олимпийского хоккейного турнира, наряду с исключением фигуристов, было бы верхом несправедливости. Редкий раз я воздержусь от едких комментариев в адрес хоккеистов и искренне пожелаю им удачи. Мы в вас верим, парни! Мы не ждём медали - мы знаем, что они будут наши.