5 мин.

Над чем стоит поработать тренерам и методистам Академии имени Моисеева?

Старший методист Академии хоккея имени Юрия Ивановича Моисеева И.В. Захаркин недавно дал очередное интервью, где порассуждал о том, как нам изменить методики подготовки игроков к лучшему:

http://sport.business-gazeta.ru/article/206580http://sport.business-gazeta.ru/article/204391

Человек, мало-мальски знакомый с положением дел в детско-юношеском хоккее, согласится что идеи в целом правильные. Пожалуй, самая большая новизна в предложениях Захаркина - отказаться от разделения на нападающих и защитников до достижения 12-летнего возраста. Предложение действительно разумное, защитники должны уметь подключаться к атаке, а нападающие - играть в своей зоне.

Но к сожалению, так и не понятно, чему же конкретно будут обучать воспитанников Академии, в чем будет отличие от существующих методик, на что будут делать особый упор?

Давайте же попробуем более конкретно обозначить, каким компонентам игры следует уделить особое внимание. Хоккей складывается из множества самых разных компонент, но некоторые даются игрокам КХЛ особенно тяжело:

1. Броски. Включите любую трансляцию матча КХЛ, ВХЛ и МХЛ (особенно ВХЛ и МХЛ) и вы увидите что большинство игроков испытывает трудности с завершением атаки. Порой складывается впечатление, что игроки осознанно бросают в грудь вратарю. Потому что бросок мимо створа может привести к тому что шайба вылетит из зоны или достанется сопернику. А бросок в грудь - это надежно! Если вратарь отобьет перед собой, кто-нибудь сможет добить. Если зафиксирует, будет вбрасывание в чужой зоне, а игроку запишут бросок в створ. Хорошо же? Нет, плохо. Такая манера нанесения бросков свидетельствует о низкой квалификации игроков.

Лучшие игроки выполняют сотни бросков из разных позиций на каждой тренировке, чтобы довести бросковые навыки до автоматизма. Этому должны уделять внимание и в Академии. Возможно, стоит привлекать к этому Зарипова и других мастеров. Благо, такая возможность есть.

2. Первый пас. По науке, первый пас должен даваться на ход нападающему, чтобы он мог без потери скорости принять передачу и быстро преодолеть среднюю зону. На практике игроки предпочитают протаскивать шайбу "на себе". Да, острота теряется, зато надежно! Проблема снова заключается в том, что защитники плохо владеют этим навыком и с определенного момента перестают даже пытаться сделать передачу под синюю линию. А нападающие перестают открываться под такие передачи. Соответственно, данный элемент игры постепенно исчезает из арсенала команд.

3. Выход из-под прессинга. Фактически это оборотная сторона предыдущего пункта. Первый пас помогает выйти из-под прессинга, это раз. Умение быстро раскатиться при получении шайбы также помогает это делать - два. Умение отсекать прессингующих игроков за счет маневра или перепасовки помогает упрощает вход в зону - три. Давно ли вы видели четкий выход из зоны, словно по учебнику? Этому надо учить.

4. Умение открываться под бросок. Лучшие игроки умеются "потеряться" в чужой зоне и оказаться на бросковой позиции ровно в тот момент, когда партнер будет готов сделать передачу. Это настоящее искусство, но владеют им очень немногие. Что создает широкий простор для отработки этого навыка при позиционной атаке.

5. Подключение в атаку вторым темпом. Держаться ближе к синей линии - надежно. Но прочитать позицию, увидеть открытую зону и занять бросковую позицию - всегда перспективно. При тактической подготовке надо уделять больше внимания этому компоненту.

6. Умение играть клюшкой (для вратарей). Для большинства российских вратарей игра клюшкой все еще остается китайской грамотой. Зачем пытаться делать пас вперед, когда можно просто оставить шайбу защитнику? Это надежно! И учить этому навыку некому, потому что тренеры вратарей в молодости сами не умели этого делать.

7. Активный отбор. Модная европейская тенденция последних лет - отбор шайбы клюшкой. В России предпочитают оттеснять нападающих к бортам и в угол. Так надежней. Если же играть не по игроку, а по шайбе, можно проиграть позицию. Не каждый игрок Дацюк, не каждый умеет подбить клюшку соперника, точно рассчитать дистанцию и скоординированно работать руками и ногами.

8. Игра на своем и чужом пятаке. Есть две составляющие этого навыка - тактическая и техническая. Тактическая составляющая заключается в грамотном выбор позиции, предвидеть действия соперника. Техническая - умение оттеснить нападающих, сблокировать клюшку, читать отскоки, закрывать видимость вратарю. К концу обучения воспитанники должны владеть обеими составляющими назубок.

9. Силовая игра. В Суперлиге и КХЛ всегда были своеобразные представления о силовой игре. Многие игроки лиги не умеют принимать силовые приемы и из-за этого получают травмы. Мало кто способен провести чистый и жесткий силовой прием и из-за этого наносят травмы и получают дисквалификации. Но квалифицированный игрок должен уметь вести силовую игру, тем более что основные приемы силовой борьбы давно описаны и доступны.

10. Катание. Базовый компонент, над которым надо работать всегда.