Чертова дюжина. Ретроспектива посещаемости. Часть 7. Ближнее зарубежье
В заключительной части ретроспективы мы поговорим о посещаемости клубов, которые выступают в нашем чемпионате, но имеют "прописку" за границами РФ. Историю участия в отечественных чемпионатах зарубежных клубов можно разделить на 3 ярко выраженных отрезка (советский, МХЛовский и КХЛовский). За период советских чемпионатов в элите играли 8 клубов из-за пределов РСФСР, представляющих 6 ныне независимых государств (Латвию, Украину, Беларусь, Казахстан, Эстонию и Литву). Впрочем, лавры снискали лишь две команды - рижское Динамо и киевский Сокол, остальные не задерживались в Высшей лиге надолго. В следующий, куда более краткий, период МХЛ отметились 5 клубов ("Пардаугава" из Риги, "Тивали" из Минска, главный гранд украинского хоккея, а также представители Усть-Каменогорска и Караганды). Но здесь пойдет речь лишь о современном периоде, когда КХЛ позвала под свои знамена клубы с постсоветского пространства.
В КХЛ на протяжении 3х сезонов выступают три иностранных клуба (Барыс из Астаны и два Динамо). Стоит отметить, что были проекты по вторым представителям Белоруссии и Казахстана в лиге, а также по украинскому и литовскому коллективам, однако на текущий момент они не увенчались успехом.
Все 3 зарубежных клуба собирали достаточно солидную аудиторию, несмотря на проблемы с инфраструктурой.
Рижское Динамо, несмотря на дорогие билеты, стабильно собирает приличную по численности аудиторию.
Рижский клуб, единственный из всей троицы, с самого начала выступает на современной арене. Однако Динамо на Арене Рига является лишь арендатором, ввиду чего каждый сезон страдает от других мероприятий и вынужденно проводит часть домашних матчей "на выезде". Первый сезон ознаменовался для клуба двумя матчами в Финляндии. После этого Динамо провело ряд матчей в "ледовых холлах" Пиньков и Лиепаи, вмещающих мизерное количество зрителей, что ес-но заметно ухудшало средние показатели.
В этом году клуб провел лишь один матч в Лиепае, а небольшое отставание от прошлогоднего графика, скорее всего, будет наверстано в оставшихся матчах сезона. Рижское Динамо сумело стать латвийской командой №1.
Астанинский Барыс выступает на скромном пятитысячнике, который построен 10 лет назад.
Все 3 сезона казахстанский клуб занимает стабильное место в хвосте плеоффной восьмерки и собирает примерно одинаковую аудиторию. Изменений в лучшую сторону стоит ждать только в случае строительства новой арены, однако даже решение еще не принято.
Минское Динамо, в отличие от рижан и астанчан, не отметилось стабильностью числа зрителей.
Первый сезон и бОльшую часть второго клуб выступал в устаревшем минском ДС, который явственно приходится близким родственником челябинской "Юности" и тольяттинскому "Волгарю".
В условиях провального выступления и устаревшего ЛД минский клуб собрал одну из самых скромных аудиторий в лиге.
Во втором сезоне КХЛ Динамо, хоть и не попало в плей-офф, но выступило значительно лучше, что не замедлило сказаться на посещаемости - старенький ДС достаточно часто собирал аншлаги, а последние 6 матчей сезона клуб провел на новенькой Минск Арене, вмещающей 15000 зрителей.
В третьем сезоне Динамо Минск стало самым посещаемым клубом КХЛ благодаря современной вместительной арене, дешевым билетам и продолжающейся борьбе за плей-офф.
Если бы не 5 матчей в Бобруйске, средняя посещаемость матчей Динамо превысила отметку в 11 тысяч. Впрочем, у минчан еще есть четыре домашних матча на улучшение статистики.
В концовке проиллюстрируем долевое участие клубов в показателях лиги:
Прогресс минского Динамо обеспечил рост суммарной доли в посещаемости лиги. В текущем сезоне каждый 6й зритель КХЛ посетил домашние матчи иностранных клубов.
Через годик где-то вступит в эксплуатацию Чижовка-Арена на 7 тысяч мест.
Там, в отличие от Минск-Арены, собрались все наконец-то сделать по уму: совместить спорт и бизнес, чтобы поступления от аренды помещений, земли, гостиничного бизнеса, культ. мероприятий и налоги полностью окупали содержание спортивных объектов.
А насчет окупаемости. Окупаться должны не затраты на строительство, а затраты на содежрание. И это вполне реально. Даже Минск-Арена, руководимая просто сказочным му..ком, где-то на треть окупает свои затраты(а затраты там ни много ни мало 1 млн енотов в месяц) фактически только за счет концертов.
И буду надеяться, что и Гомель рано или поздно построит новую арену для КХЛ..