9 мин.

Чертова дюжина. Ретроспектива посещаемости. Часть 4. Центральная Россия

Сегодня мы рассмотрим самый плотнонаселенный регион отечественного хоккея. За рассматриваемые 13 лет в элите успели побывать больше десятка клубов. Одни промелькнули как молнии и подвергнулись забвению, другие чередовали взлеты и падения и лишь трое не пропустили ни одного сезона.

Начнем обзор с московских клубов.

Четверка советских легенд, играющих в устаревших ледовых сооружениях (словосочетание ЛД тут тяжело применять), испытавших на себе широкий набор ударов судьбы и как следствие собирающих очень скромную аудиторию.

Особняком стоит Динамо. Бело-голубые очевидно лучший клуб столицы как по спортивным результатам, так и по посещаемости. За рассматриваемый период даже в самые тяжелые годы среднее число людей на матче не опускалось ниже отметки в 2800.

Впрочем Динамо единственный клуб, который не пропустил ни одного сезона в элите с 1946 года. Да и столь обсуждаемое вливание "милиционеров" в Динамо пошло явно на пользу клубу. Грамотная селекция, ряд матчей на Ходынке, хорошие результаты по ходу регулярки привели к тому, что этот сезон, скорее всего, станет самым посещаемым за рассматриваемые 13 лет.

Куда хуже дела обстоят у Спартака и ЦСКА.

Можно не лукавя отдать московским армейцам титул самой непосещаемой команды за 13летку. Развал клуба на две составные части и регулярно возникающие проблемы дорого стоили ЦСКА. Ну а показатель за сезон 01/02 (793 зрителя в среднем за матч) - один из главных антирекордов в отечественной лиге. Когда команда достойной выступала в регулярке и попадала в плей-офф, наблюдалость постепенное увеличение аудитории, в прошлом году клуб достиг планки в 3620 зрителей. Однако неудачное выступление в этом сезоне свело весь позитив на нет.

Биография Спартака в рассматриваемый период была еще более тяжелой - 2 вылета в Высшую лигу и сезон вообще вне профессионального хоккея. Рост популярности клуба пришелся на период "ржигохоккея". Прошлый сезон стал пиковым по посещаемости для Спартака, в этом же последовало падение.

800 зрителей на отдельно взятом матче (Спартак-Динамо Минск) - худший результат за 3 года в КХЛ для всех клубов в принципе. Впрочем ему еще далеко до антидостижений ЦСКА начала века, когда ряд игр армейцев собирал менее 400 человек.

Крылья Советов из Сетуни провели в элите за "чертову дюжину" лишь четыре сезона и, к своей чести, собирали терпимо-пристойную аудиторию даже в 2007м году, когда клуб заканчивал выступление в лиге молодежью, периодически проигрывая с двузначным счетом. Впрочем после вылета для клуба наступили еще более тяжелые времена - расчленение клуба на части и битвы собственников за бренд. Достаточно подробно о том, что имеет место быть на западе Москвы, можно прочитать здесь.

Преимущество Динамо бросается в глаза

Доля московских клубов в общей посещаемости лиги мала и имеет тенденцию к снижению. Максимум зафиксирован в сезоне 01/02, когда каждый 6й зритель лиги посещал арены московских клубов.

Достаточно интересна и ситуация в Подмосковье.

*Химик/Атлант из Мытищ взят мной отдельно от воскресенских команд, подольский и чеховский отрезки биографии Витязя объединены, как единое явление взят ХК МВД

В дальней и ближней "околомоскве" за 13 сезонов успели отметиться 5 клубов из 6 городов.

Сейчас многим это покажется странным, но еще лет 6 назад представительство МО в элите отечественного хоккея колебалось между 0 и 1 клубом.

Несмотря на географическую близость, не хотелось бы рассматривать подмосковные клубы как единое явление. Их природа, суть и судьба различается настолько же кардинально, как сектора Трантора в знаменитой "Академии" Азимова.

Воскресенск и Электросталь представляют собой старые хоккейные центры советской закваски. Обоих уже нет не только в элите, но и во втором эшелоне (ВХЛ). Воскресенск сумел сохранить команду лишь в МХЛ, Кристалл/Элемаш и вовсе влачит жалкое существование в Первенстве России среди клубных команд Регионов (зона "Центр").

Пиком посещаемости для воскресенского Химика стал сезон 04/05, последний перед переездом команды в Мытищи, когда в клубе появились деньги и задачи. После мытищинского переезда в Воскресенске была создана новая команда под патронажем главы района. Её пиком стало "затыкание дыры" от Автомобилиста в первом сезоне КХЛ, где она не снискала ни былой популярности, ни приемлимого финансирования, ни хоть сколько-нибудь приличного результата.

Химик/Атлант благодаря удачной работе менеджмента клуба, современной арене и обильным финансовым вливаниям сумел стать своим и в подмосковных Мытищах. С момента своего создания и поныне он является самым посещаемым клубом МО, не подпуская конкурентов близко.

Особняком в Московской области стоит Витязь. Команда была создана в середине 90-х годов и , Подольско-чеховская команда выступала то в одном городе, то в другом, то в обоих сразу (как сейчас). Самым удачным с точки зрения посещаемости для Витязя (пусть и с неудачным спортивным результатом) стал сезон на стыке тысячелетий, когда команда впервые вышла в элиту и проводила все матчи на новенькой арене в Подольске. Посещаемость ниже 2х тысяч человек в период 2005-07 годах связана с выступлением клуба на арене в Чехове, до реконструкции вмещавшей мизерное число зрителей. В последние годы, вопреки результатам, наблюдается устойчивый рост аудитории в ЛХЦ .

Ну и абсолютно отдельным явлением является ХК МВД. Клуб за 6 сезонов своего существования успел сменить три места прописки (Тверь-Подольск-Балашиха), за год выйти в Супер-лигу, дойти до финала КГ и влиться в Динамо. Красок добавляет тот факт, что клуб так и не успел обзавестись собственной школой. В начале сезона 05/06 "милиционеры" еще играли в Твери, затем неудачно переехали в Подольск, для которого "своим парнем" оставался Витязь, а потом предприняли последний переезд в Балашиху. Здесь ХК МВД задержался на 3 сезона и нашел аудиторию приемлимых размеров, однако с каждым годом число зрителей уменьшалось. Первый год в Балашихе для "милиционеров" стал самым посещаемым, что, по-видимому, было вызвано всплеском интереса к хоккею как таковому.

Сейчас пошли разговоры о возрождении клубного хоккея в Балашихе со следующего сезона и вступлении в ВХЛ, но чем это все закончится (и надо ли оно вообще российскому хоккею) пока не очень понятно.

Доля посещаемости подмосковных клубов в общей посещаемости лиги достаточно чётко кореллирует с их представительством в элите. Пик был достигнут в 1й сезон КХЛ, когда аж 4 клуба представляли дальние и ближние окрестности Москвы.

На завершающем этапе упомянем о том факте, что Центральную Россию в отечественной топ-лиге за все 13 сезонов представляли лишь два с половиной коллектива без московской или подмосковной прописки.

Ярославский Локомотив/Торпедо выступает в элите непрерывно на протяжении всех постсоветских чемпионатов. Еще в стареньком ЛД "Автодизель" (где сейчас играет ярославская молодежка на уровне МХЛ) ярославцы регулярно собирали аншлаги.

Ну а после переезда на одну из первых в России современных арен Локомотив стал самой посещаемой российской хоккейной командой десятилетия.

Этому способствовали как нестабильность футбольного "Шинника", так и отличные результаты команды, помноженные на современную арену. Клуб стабильно собирает больше 8 тысяч человек в среднем за матч уже 10 лет. Локомотив и сейчас входит в тройку самых посещаемых команд лиги.

О "тверском периоде" покойного ХК МВД выше уже говорилось, третьим "неоколостоличным" клубом из Центра в элите был представитель Черноземья, ХК Липецк. Он задержался наверху лишь на два сезона в конце прошлого века, выступал (и продолжает выступать) в морально устаревшем ЛД. О его печальной судьбе достаточно подробно поведал Денис Казанский . Сейчас клуб играет в той же региональной зоне третьего эшелона российского хоккея, что и Кристалл из Электростали. В последнее время появились слухи о намерении руководства клуба вернуться хотя бы в ВХЛ и построить новую современную арену, однако в благоприятный исход слабо верится.

Вклад всех рассмотренных клубов в посещаемость региона выглядит так:

Локомотив и здесь является "локомотивом".

Суммарная доля Центрального региона в общей посещаемости лиги выглядит достаточно серьезно, но, начиная с постлокаутного сезона, непрерывно снижается. 1/3 превратилась в 1/5, усилий Локомотива, Атланта и Динамо явно недостаточно, чтобы "тащить" общий показатель.