14 мин.

На МЧМ он был лучше Кросби и Овечкина. А сейчас жарит КХЛ

Доус – лучший снайпер и бомбардир лиги.

У Доуса – ямайские корни

Для своих 32 лет Доус – достаточно быстрый и ловкий игрок. Конечно, это легко объяснить скромными габаритами нападающего (всего 172 см и 85 кг), которые позволяют уходить от неповоротливых соперников, не теряя скорости, но гораздо интереснее покопаться в биографии Найджела и найти там прямые ямайские корни.

На льду Доус действительно выглядит как спринтер, хотя понятно, что стереотипы  о ямайцах и беге – что-то из серии «все русские пьют» или «все кэвээнщики смешные». Да и его отец – Ллойд, который как раз родился на жарком острове, переехав потом в Канаду – совсем не напоминает легкоатлета. Скорее, кого-нибудь из героев Самуэля Л. Джексона.

Может, где-то ямайские гены и правда повлияли, но основная причина – работа Доуса. Работа над катанием с детства, тем более что перед глазами был отличный пример – мама Барбара, профессиональная конькобежка. Помогала она Найджелу и его братьям – Трою и Джереми – не только с катанием. Барбара надевала защиту и могла спокойно встать в ворота, чтобы ее детям было проще тренироваться.

«Это, конечно, было весело, но меня очень расстраивало, когда время от времени я не мог забить ей», – вспоминает Найджел.

Зато потом у виннипегца Доуса не было проблем – ни с очками, ни со скоростью.

Прокачать до такого же уровня двух братьев Найджела Барбара не смогла – Джереми попытался стать профессиональным хоккеистом, но до последних лет играл в низших полулюбительских лигах. А потом пошел работать пожарным.

Доус был лидером в команде, где играли Кросби, Гецлаф, Бернс и Фанюф

О молодежном чемпионате мира-2004 не любят вспоминать ни в Канаде, ни в России – словно его и не было. «Кленовая» дрим-тим тогда уступила в финале сборной США Зака Паризе, а команда с Овечкиным, Малкиным и Семиным едва не упустила пятое место. Это через год оба неудачника сойдутся в финале и заметно улучшат результаты – тогда же все были разочарованы.

Обиднее всего было Найджелу Доусу – казалось, что это его турнир. Он стал лучшим снайпером и бомбардиром МЧМ-2004, но остался с серебром. Еще раз: он стал лучшим по голам на турнире, где соперниками были Овечкин, Малкин, Паризе, Кеслер, Гудлер, Ванек, а партнерами – Картер, Гецлаф, Ричардс и Кросби. Хорошо, Сидни не берем в расчет – ему было только 16 лет, но остальные вполне сопоставимы с Доусом по возрасту и несопоставимы по перспективам.

Он набирал очки в каждом матче чемпионата и зачастую пачками. При очень солидном составе канадцев звено Доуса с Майком Ричардсом и Энтони Стюартом (да-да, тот самый из «Автомобилиста» и «Медвешчака») считалось ударным. Найджел был лидером – может, не в раздевалке, но на льду точно: он оказался куда полезнее и результативнее своих партнеров, многие из которых потом станут суперзвездами НХЛ. В итоге Найджел набрал 6+5 и две шайбы пришлись на финал с американцами:

 

Доус, пожалуй, мог стать звездой овертайма в том матче или серии буллитов, если б не идиотская ошибка Марка-Андре Флери на 55-й минуте.

Впрочем, свое золото он все-таки получил – через год. Но то была уже команда Картера, Бержерона, Гецлафа и Кросби – Доус был на третьих ролях, хотя свои 6 (2+4) очков в 6 матчах он набрал. Среди них и победная шайба в самой сложной игре турнира – полуфинале с чехами.

Но сам факт, что Найджел играл за молодежку Канады-2005 – а ее называют сильнейшей командой в истории МЧМ – говорит о многом. Там не было лишних игроков – весь состав прошел как через серьезный тренировочный отбор, так и рождественский предтурнирный сбор в бревенчатой хижине с ужасным пением под караоке Бержерона и подарками от «тайного Санты».

И главное, что мечта темнокожего мальчишки, лично наблюдавшего с трибуны «Виннипег арены», как в финале-99 Россия обыгрывает «кленовых» в овертайме, о реванше и собственном золоте МЧМ сбылась.

Мартин Бродер – один из клиентов Доуса

Из той сборной Канады Найджел дебютировал в НХЛ одним из последних (были и те, кто так и не сыграл), хотя драфтовался еще в 2003-м, а контракт с «Рейнджерс» подписал в сентябре 2004 года. Пока его не призывали в Нью-Йорк, Доус развлекал себя как мог: кроме двух медалей МЧМ у него было чемпионство Западной хоккейной лиги с «Кутеней» и три сезона в статусе лучшего бомбардира команды (238 очков в регулярках, 30 – в плей-офф) плюс отличный дебютный чемпионат АХЛ (35+32 – второй снайпер и бомбардир «Хартфорда»).

Показатели шикарные. Но очень уж «Рейнджерс» смущали габариты нападающего – многие всерьез считали, что в заявленные рост и вес Доуса уже входят высота коньков и тяжесть всей амуниции. Одной шайбы в восьми матчах НХЛ (при айстайме 3-5 минут) не хватило нападающему, чтобы переубедить всех – и Найджел снова отправился набивать статистику в «Хартфорд». Только в сезоне 2007/08 Доззи, как называли его в команде, смог закрепиться в «Рейнджерс» – 14+15 за регулярку были вполне сносным результатом для него.

Забавно, что в том сезоне от него особенно доставалось «Нью-Джерси» с Мартином Бродером – в семи встречах он забросил четыре шайбы, сделал результативную передачу и еще принес «Рейнджерс» победу в послематчевых буллитах. «Ему просто повезло», – ворчал действующий и будущий обладатель «Везины», но Доус уже давно к тому моменту отвечал в команде за буллиты.

Найджел гордится этим и его можно понять: «Он единственный вратарь, который получил от меня столько шайб. А ведь Мартин Бродер – лучший вратарь НХЛ». Доус вообще был доволен в Нью-Йорке – ему удалось поиграть в одной тройке с Ягром, его периодически выпускали на большинство и понемногу набирались очки.

Найджел – участник лучшей легионерской тройки КХЛ

Карьеру Доуса за океаном сложно назвать удачной. Неплохой – да, больше 200 матчей в НХЛ и 84 очка – действительно поиграл в лучшей лиге мира. Но от него ждали большего. Вроде бы у него все для этого было – он и забивал, и отдавал передачи, и вытаскивал матчи, но ему катастрофически не хватало стабильности. Никто не знал – похоже, даже сам Найджел – когда же следующая вспышка.

Сначала был «Финикс», куда его отправили в компании с Калининым и Прухой, затем «Калгари», «Атланта», «Монреаль». Более-менее сезон получился только во «Флэймс», но и там игрока с 14+18 спокойно выставили на драфт отказов. Миниатюрному хоккеисту давали все меньше шансов в НХЛ, да и зарплата его была не из тех, чтоб держаться за эту лигу зубами – лишь за один сезон он получил 850 тысяч долларов, в остальных – в районе 500-600.

В КХЛ, куда его зазывали, можно было получить заметно больше (в сезоне 2013/14, по информации Sports.ru, его зарплата в «Барысе» составляла 1,3 млн долларов) при совсем других налогах. К тому же в Астане его ждали на ведущие роли – и не одного, а с напарником по «Гамильтону» и «Калгари» Дастином Бойдом. Одним из зазывавших был партнер по канадской молодежке – Сидни Кросби вратарь Джефф Глэсс. Идеальный момент для побега за океан.

В «Барысе», куда летом 2011 года и перешли Бойд с Доусом, уже был в нападении один североамериканец – Брэндон Боченски, знакомый обоим как соперник по АХЛ и НХЛ. Но объединять их в тройку казалось глупостью – слишком уж хорошо в прошлом сезоне Боченски сыгрался с Кашпаром и Новотны. Разбивать готовое сочетание не было смысла – а потому так и начали: чехи с американцем выходили первыми, а легионеры-новички – в третьей тройке.

Идея поставить Боченски с Доусом и Бойдом пришла Андрею Шаянову только в конце ноября, когда после поражения от «Северстали» (7:1) нужны были срочные перемены. Вряд ли тогда Шаянов догадывался, какой джек-пот он сорвал для астанинского клуба – это была всего лишь победа над «Витязем», в которой 3 из 6 голов организовало новое звено. Но с того матча североамериканцы не расставались на льду – больше пяти сезонов вместе, за которые каждый из нападающих выбил больше 200 очков.

Собранное звено неожиданно оказалось единым организмом, которое не трогал ни один из пяти следующих тренеров «Барыса» – это было бы вредительством.

Доус – Бойд – Боченски стали брендом. Без одного было невозможно представить двух других. Они обгоняли по голам даже Мозякина с Коваржем и Зариповым и забирали приз «Лучшая тройка», чего раньше дважды подряд не удавалось ни одному иностранному звену.

Доус не сможет сыграть за Канаду в Пхенчхане

Найджел в этом не признается, но сложившаяся ситуация – маленькая хоккейная трагедия для любого канадского хоккеиста.

«Я никогда не считал, что у меня есть шанс сыграть на Олимпиаде – больше концентрировался на НХЛ. А сейчас – на том, чтобы хорошо играть в «Барысе» и показать себя в КХЛ. Все зависит от того, где ты строишь свою карьеру, как играешь и что происходит в твоей жизни. Это меняет и жизненные приоритеты, и мечты. Все с годами меняется», – знал бы Доус, как он прав был два года назад в этом спиче для «Экспресс К».

Все действительно меняется – и Игры-2018 пройдут без участия хоккеистов из НХЛ. Но и без Найджела тоже.

Бывший игрок канадской молодежки вполне мог стать сейчас лидером взрослой сборной, а то и главной ее звездой: по эту сторону океана уроженец Виннипега – один из лучших иностранцев. Однако Доус не может быть заявлен за родную национальную команду – два года назад он поддался на уговоры и принял гражданство Казахстана, а с ним и право играть за эту сборную.

Что ему это дало? Участие в чемпионате мира-2016, на который он точно бы не попал, оставаясь чистым канадцем. 4+4 в 7 матчах – это хорошо, конечно, но не когда твоя сборная вылетает дивизионом ниже. Радость от участия в олимпийском отборе он тоже никогда бы не испытал, оставаясь на 100% «кленовым» – канадцы, наверное, даже и не в курсе, что за право играть на Олимпиаде нужно бороться. Сборная Казахстана так и не отобралась в Пхенчхан, и, кроме того, не смогла вернуться сразу в высший дивизион ЧМ – раньше 2019 года на крупных турнирах мы ее не увидим.

Отказался ли бы от этого Доус, заранее зная, что Игры-2018 пройдут без участия хоккеистов из НХЛ? Скорее всего, да. Только теперь он для канадцев так и останется темнокожим парнем из сборной Казахстана с самым странным «нырком» в истории.

Доус давно записал себя в историю КХЛ

Зато в России и Казахстане его безумно любят и уважают – он заслужил это своей игрой. Роль личности Доуса в истории осознать легко. Прямо сейчас он третий снайпер за 10 лет существования КХЛ – Мозякина он, конечно, не догонит (271 шайба против 173), но Зарипова в ближайший сезон-другой потеснит (199 голов у Даниса).

При этом Найджел надолго останется самым точным иностранцем в чемпионатах России вообще – Боченски карьеру завершил, а Эллисон и Плэтт не успевают за темпами Доззи.

В общем списке бомбардиров в истории лиги он только девятый, зато четвертый среди легионеров и вполне может подняться повыше. Особенно если такие передачи будут проходить.

Но в первую очередь Найджел войдет в историю КХЛ как нападающий, наиболее часто воспроизводящий хет-трики: 7 неполных сезонов – 9 матчей с тремя шайбами. Даже у Мозякина таких восемь!

Канадец – автор самого быстрого покера в КХЛ – первую и четвертую шайбы разделили всего 25 минут.

А еще Доззи умеет приносить победы «Барысу» на последней секунде матча.

И перебрасывать вратарей – например, Артема Загидулина.

В этом сезоне, оставшись без Бойда с Боченски, он неожиданно лихо забрал себе лидерство в списках снайперов и бомбардиров, набирая в среднем по два очка за игру. И сбавит ли он темп – предсказать сложно, но гонка Доуса с Ковальчуком, Дацюком и Мозякиным должна сделать этот не самый интригующий сезон куда интереснее.

Даже если этот парень завершит карьеру прямо сейчас – забыть его будет очень непросто.

Фото: instagram.com/dawzy (1,2); REUTERS/Ray Stubblebine (5); Gettyimages.ru/Phillip MacCallum (6); РИА Новости/Григорий Сысоев (7); Gettyimages.ru/Dave Sandford (8); globallookpress.com/Robert Hradil/EQ Images (9)