Чертова дюжина. Ретроспектива посещаемости. Часть 3. Сибирь и Дальний Восток
Клубы из Сибири появились в элите отечественного хоккея еще в советские годы, однако по-настоящему развернулись уже в период российского чемпионата.
Число команд из этого макрорегиона в отечественных чемпионатах на протяжении всего рассматриваемого периода оставалось относительно небольшим, однако в последние 5 лет наметилась явная тенденция к расширению представительства восточных регионов России.
Ни одного сезона (как впрочем и вообще за весь постсоветский период) не пропустили лишь новокузнецкий Металлург и омский Авангард, Амур и Сибирь провели несколько лет, играя в Высшей лиге. Для тюменского Рубина первый из рассматриваемых нами сезонов стал последним в элите. Югра же поднялась наверх буквально на днях.
Посещаемость "восточников" была стабильно высокой
В конце 90-х однозначным лидером региона, как по спортивным результатам, так и по посещаемости была Кузня. Клуб располагал стабильным финансированием и одной из вместительнейших арен Суперлиги того времени. ДС кузнецких металлургов был построен на базе открытого хоккейного стадиона в середине 80-х годов.
В те годы результаты и игра команды затмевали огрехи спортсооружения и привлекали стабильно много зрителей. В Новокузнецке прошел и первый в истории отечественного хоккея Матч Звезд.
Постепенный спад посещаемости начался лет 7 назад синхронно со стремительным спуском спортивных результатов команды. Один из лидеров постепенно превращался в стойкого аутсайдера и перестал быть привлекательным. Последний всплеск зрительского интереса датируется сезоном 07/08, в КХЛовский период клуб собирает откровенно мало людей. Маскоты клуба, даже если они и выглядели бы лучше, едва ли способны компенсировать своей деятельностью полную безнадегу в игре команды и устаревшую арену
старый маскот МНк печален не более, чем результаты и посещаемость клуба
Новым хоккейным флагманом сибирского региона после постепенного ухода в тень Новокузнецка стал Авангард. Долгие годы посещаемость домашней арены омичей сдерживалась лишь вместимостью СКК имени Блинова. Клуб переехал на современную "Арену Омск" лишь в начале сезона 07/08.
Омский Авангард - один из самых популярных клубов КХЛ. Также "ястребов" поддерживает огромное кол-во людей в других регионах страны и далеко за ее пределами.
Болельщики не отворачиваются от команды и в провальные сезоны. В Омске стабильно играет несколько звездных игроков, способствуя дополнительной раскрутке клуба.
Хабаровский Амур является одним из основных феноменов КХЛ. Хабаровск, пожалуй, единственный город, где хоккей транслируется в кинотеатрах. При весьма скромных результатах и попадая в плей-офф лишь по большим праздникам, клуб собирает аншлаги 5 лет подряд беспрерывно. Более 5000 мест достается абонементщикам, оставшиеся билеты распродаются за несколько часов.
В начале рассматриваемого периода клуб выступал на арене вмещающей лишь 2,5 тысячи человек. Хабаровск стал одним из первых российских городов, получивших современную арену.
Главной же оказией для хабаровчан стал вылет в Высшую лигу в 2004 году, на следующий год после переезда на "Платинум Арену".
Хоккейный клуб из Новосибирска большую часть времени держался в тени и лишь в последнее время начал выходить из тени. Все это время клуб выступает на достаточно большой по российским меркам, но явно устаревшей арене.
В первые годы после выхода в Суперлигу "Сибирь" штамповала аншлаги один за другим, однако впоследствии зритель стал более взыскателен и команда, борющаяся за выживание, стала собирать на своих трибунах меньшее кол-во людей. Поводом для нового всплеска интереса стало сверхудачное выступление клуба под руководством Сергей Котова - по итогам сезона 06/07 клуб занял 6ое место, что стало лучшим результатом в истории клуба. После этого последовал ряд провалов, приведших к новому оттоку зрителя.
В текущем сезоне Сибирь выступает успешно, что придало посещаемости положительный вектор.
Я не берусь как-то оценивать Рубин из Тюмени. Единственный попадающий в поле нашего зрения сезон стал провальным для ныне почившего клуба, выступавшего на устаревшей арене, вмещавшей порядка 3 тысяч зрителей. Впрочем, сейчас клуб возрожден и имеет весьма серьезные амбиции на возвращение в элиту российского хоккея. Но это уже дело грядущих лет.
Ханты-Мансийск в этом году впервые в своей истории представлен на столь высоком уровне. Клуб выступает на новенькой арене и демонстрирует неплохие результаты. Число зрителей понемногу растет. Если начало сезона прошло для Югры при полупустых трибунах, то уже сейчас самый северный клуб КХЛ собирает вполне нормальное количество людей.
Билеты на домашние игры Югры продаются также в Нефтеюганске и Сургуте, которые явно должны помочь 80тысячному Ханты-Мансийску в заполнении арены, несмотря на серьезные расстояния между городами.
Из интересных фактов стоит отметить слабость конкуренции в регионе со стороны футбола. Омский "Иртыш", вылетевший во 2й дивизион, СКА-Энергия, отметившаяся недавно громким договорным матчем, и середняк 2го дивизиона Металлург-Кузбасс едва ли могут считаться соперниками Авангарда, Амура и МНк. Футбольная "Сибирь" после вылета в 1й дивизион также вряд ли в состоянии потеснить хоккейных одноклубников.
Теперь немножко о суммарной посещаемости за матч для клубов региона. Отношение посещаемости клубов региона на протяжении 13 сезонов проиллюстрируем графиком
В общей посещаемости чемпионатов доля восточных клубов велика, но значительно меняется от сезона к сезону.
В сезоне 03/04 каждый 3й зритель был сибиряком или дальневосточником. Сейчас число клубов, участвующих в чемпионате, по сравнению с тем сезоном выросло в 1,5 раза, соответственно уменьшилась и доля "восточных" зрителей. Впрочем, показатель продолжает оставаться внушительным, 1/5 всех зрителей КХЛ посещает арены пятерки клубов из Сибири и с Дальнего Востока.
А «Сибири», мне кажется, мешает повышать посещаемость домашние серии из трёх матчей: народ постоянно идёт на два матча из трёх, оставляя без внимания матч с самым слабым соперником. Оттого посещаемость может идти 6,5-7 тыс, 7,5 тыс (аншлаг), а потом 4-5 тыс. (на слабого).
Нашим неплохо было бы задуматься о разграничении матчей на топовые, средние и нетоповые — первые сделать подороже, последние подешевше, как у «однофамильцев» было в РФПЛ. Глядишь проще покупать будет. А так ещё сектора за 400 Р. меня достали — нифига не покупается — только в последнюю очередь скупается… даже после 500-550-рублёвых.
Теперь, наверно, перерыв будет на некоторое время. Мб завтра еще что-то будет, но не факт.
Статья оч познавательная. Ждем продолжения :)
Так что популярность тех или иных в городе вопрос более, чем спорный.