Чертова дюжина. Ретроспектива посещаемости. Часть 3. Сибирь и Дальний Восток
Клубы из Сибири появились в элите отечественного хоккея еще в советские годы, однако по-настоящему развернулись уже в период российского чемпионата.
Число команд из этого макрорегиона в отечественных чемпионатах на протяжении всего рассматриваемого периода оставалось относительно небольшим, однако в последние 5 лет наметилась явная тенденция к расширению представительства восточных регионов России.
Ни одного сезона (как впрочем и вообще за весь постсоветский период) не пропустили лишь новокузнецкий Металлург и омский Авангард, Амур и Сибирь провели несколько лет, играя в Высшей лиге. Для тюменского Рубина первый из рассматриваемых нами сезонов стал последним в элите. Югра же поднялась наверх буквально на днях.
Посещаемость "восточников" была стабильно высокой
В конце 90-х однозначным лидером региона, как по спортивным результатам, так и по посещаемости была Кузня. Клуб располагал стабильным финансированием и одной из вместительнейших арен Суперлиги того времени. ДС кузнецких металлургов был построен на базе открытого хоккейного стадиона в середине 80-х годов.
![](http://images-6.moifoto.ru/big/1/744/2942909tfa.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
В те годы результаты и игра команды затмевали огрехи спортсооружения и привлекали стабильно много зрителей. В Новокузнецке прошел и первый в истории отечественного хоккея Матч Звезд.
Постепенный спад посещаемости начался лет 7 назад синхронно со стремительным спуском спортивных результатов команды. Один из лидеров постепенно превращался в стойкого аутсайдера и перестал быть привлекательным. Последний всплеск зрительского интереса датируется сезоном 07/08, в КХЛовский период клуб собирает откровенно мало людей. Маскоты клуба, даже если они и выглядели бы лучше, едва ли способны компенсировать своей деятельностью полную безнадегу в игре команды и устаревшую арену
![](http://s001.radikal.ru/i194/1002/24/5b08854c0185.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
старый маскот МНк печален не более, чем результаты и посещаемость клуба
Новым хоккейным флагманом сибирского региона после постепенного ухода в тень Новокузнецка стал Авангард. Долгие годы посещаемость домашней арены омичей сдерживалась лишь вместимостью СКК имени Блинова. Клуб переехал на современную "Арену Омск" лишь в начале сезона 07/08.
![](http://farm4.static.flickr.com/3321/3506498147_36b898d3fa.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![](http://lh4.google.com/igorkinko/R9ERtBly0oI/AAAAAAAAANg/2-p7fudBLQg/s800/1.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Омский Авангард - один из самых популярных клубов КХЛ. Также "ястребов" поддерживает огромное кол-во людей в других регионах страны и далеко за ее пределами.
Болельщики не отворачиваются от команды и в провальные сезоны. В Омске стабильно играет несколько звездных игроков, способствуя дополнительной раскрутке клуба.
Хабаровский Амур является одним из основных феноменов КХЛ. Хабаровск, пожалуй, единственный город, где хоккей транслируется в кинотеатрах. При весьма скромных результатах и попадая в плей-офф лишь по большим праздникам, клуб собирает аншлаги 5 лет подряд беспрерывно. Более 5000 мест достается абонементщикам, оставшиеся билеты распродаются за несколько часов.
В начале рассматриваемого периода клуб выступал на арене вмещающей лишь 2,5 тысячи человек. Хабаровск стал одним из первых российских городов, получивших современную арену.
![](http://allhockey.ru/images/data/gallery_25340.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Главной же оказией для хабаровчан стал вылет в Высшую лигу в 2004 году, на следующий год после переезда на "Платинум Арену".
Хоккейный клуб из Новосибирска большую часть времени держался в тени и лишь в последнее время начал выходить из тени. Все это время клуб выступает на достаточно большой по российским меркам, но явно устаревшей арене.
В первые годы после выхода в Суперлигу "Сибирь" штамповала аншлаги один за другим, однако впоследствии зритель стал более взыскателен и команда, борющаяся за выживание, стала собирать на своих трибунах меньшее кол-во людей. Поводом для нового всплеска интереса стало сверхудачное выступление клуба под руководством Сергей Котова - по итогам сезона 06/07 клуб занял 6ое место, что стало лучшим результатом в истории клуба. После этого последовал ряд провалов, приведших к новому оттоку зрителя.
В текущем сезоне Сибирь выступает успешно, что придало посещаемости положительный вектор.
Я не берусь как-то оценивать Рубин из Тюмени. Единственный попадающий в поле нашего зрения сезон стал провальным для ныне почившего клуба, выступавшего на устаревшей арене, вмещавшей порядка 3 тысяч зрителей. Впрочем, сейчас клуб возрожден и имеет весьма серьезные амбиции на возвращение в элиту российского хоккея. Но это уже дело грядущих лет.
Ханты-Мансийск в этом году впервые в своей истории представлен на столь высоком уровне. Клуб выступает на новенькой арене и демонстрирует неплохие результаты. Число зрителей понемногу растет. Если начало сезона прошло для Югры при полупустых трибунах, то уже сейчас самый северный клуб КХЛ собирает вполне нормальное количество людей.
![](http://csp-ugra.ru/upload/text/1251878607_575cd282462ae22a9298ab97eb35b6cfee7cf92a.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Билеты на домашние игры Югры продаются также в Нефтеюганске и Сургуте, которые явно должны помочь 80тысячному Ханты-Мансийску в заполнении арены, несмотря на серьезные расстояния между городами.
Из интересных фактов стоит отметить слабость конкуренции в регионе со стороны футбола. Омский "Иртыш", вылетевший во 2й дивизион, СКА-Энергия, отметившаяся недавно громким договорным матчем, и середняк 2го дивизиона Металлург-Кузбасс едва ли могут считаться соперниками Авангарда, Амура и МНк. Футбольная "Сибирь" после вылета в 1й дивизион также вряд ли в состоянии потеснить хоккейных одноклубников.
Теперь немножко о суммарной посещаемости за матч для клубов региона. Отношение посещаемости клубов региона на протяжении 13 сезонов проиллюстрируем графиком
В общей посещаемости чемпионатов доля восточных клубов велика, но значительно меняется от сезона к сезону.
В сезоне 03/04 каждый 3й зритель был сибиряком или дальневосточником. Сейчас число клубов, участвующих в чемпионате, по сравнению с тем сезоном выросло в 1,5 раза, соответственно уменьшилась и доля "восточных" зрителей. Впрочем, показатель продолжает оставаться внушительным, 1/5 всех зрителей КХЛ посещает арены пятерки клубов из Сибири и с Дальнего Востока.
А «Сибири», мне кажется, мешает повышать посещаемость домашние серии из трёх матчей: народ постоянно идёт на два матча из трёх, оставляя без внимания матч с самым слабым соперником. Оттого посещаемость может идти 6,5-7 тыс, 7,5 тыс (аншлаг), а потом 4-5 тыс. (на слабого).
Нашим неплохо было бы задуматься о разграничении матчей на топовые, средние и нетоповые — первые сделать подороже, последние подешевше, как у «однофамильцев» было в РФПЛ. Глядишь проще покупать будет. А так ещё сектора за 400 Р. меня достали — нифига не покупается — только в последнюю очередь скупается… даже после 500-550-рублёвых.
Теперь, наверно, перерыв будет на некоторое время. Мб завтра еще что-то будет, но не факт.
Статья оч познавательная. Ждем продолжения :)
Так что популярность тех или иных в городе вопрос более, чем спорный.