Мой любимый матч Россия – Канада
Их было много, есть что вспомнить.
Россия – Канада – 2:3 Б. Полуфинал ЧМ-1996 (Александр Балабанов)
С этого матча историческое противостояние России и Канады началось лично для меня, потому что тот чемпионат мира был первым хоккейным турниром, за которым я следил.
Когда тебе 8 лет, то все довольно просто. Есть «наши», которые, конечно же, самые-самые (разве они могут быть другими?) и есть «не наши», среди которых главные – канадцы. Это понимание пришло удивительно быстро, после первой же увиденной игры этих соперников. И в этом смысле мне повезло, что все началось именно с чемпионата мира в Вене. Та сборная России была одной из лучших наших команд на чемпионатах мира за все 90-е годы и с канадцами провела два интереснейших матча.
Состав был хорош – Трефилов и Шталенков в воротах, Каспарайтис, Житник и Твердовский на синей линии, а впереди «Капитан Россия» Яшин, Березин, Квартальнов, Карпов. До полуфинала команда побеждала всех подряд, показывая зрелищный и результативный хоккей. Эффектно смотревшиеся «кленовые» с великолепным Полом Карией во главе тоже были переиграны – 6:4.
Сейчас 1990-е годы в нашем хоккее ассоциируются исключительно со смутными временами, склоками и редкими проблесками надежды. Но в 1996-м никакой многолетней привычки к поражениям сборной еще не было. Ни у меня, восторженного второклассника, ни у кого-то еще. Да и как иначе, если с момента последней победы на чемпионате мира тогда прошло всего 3 года (столько же, сколько и сейчас)? Поэтому победы воспринимались как нечто абсолютно естественное, наши были лучшими и должны были стать чемпионами. А потом случился тот самый полуфинал с Канадой...
И ведь все так хорошо шло – уверенный старт, 2:0 после первого периода (отличились Квартальнов и Брылин). Но потом что-то разладилось, и дальше забивали только канадцы. Счет 2:2 продержался и в третьем периоде, и в овертайме (где наши не попадали в том числе и по пустым воротам). Наконец, дошло до буллитов, казавшихся мне тогда высшей степенью ледовой магии. И как было после такого триллера не влюбиться в хоккей окончательно?
Увы, любовь получилась грустной. Буллитов пробивалось по 5 штук (сейчас эту практику вернули), но Кертиса Джозефа из наших переиграть смог только Березин, быстро ставший моим любимцем. Канадцы забили трижды и прошли дальше, но лишь для того, чтобы проиграть финал чехам. А наши в итоге остались с «деревом», хотя в матче за 3-е место вели у американцев 3:0.
Более обидным образом мы медалей не лишались. И ощущение несправедливости от такого результата остается до сих пор. Та команда заслуживала большего и должна была остаться в истории нашего хоккея одним из светлых пятен 90-х годов наряду со сборными Быкова-Хомутова и «братьями» из Нагано. Не хватило совсем чуть-чуть.
Россия – Канада – 3:4. Полуфинал ЧМ-2005 (Артем Зырянов)
Середина мая, досрочная сессия, с очередного экзамена я прибежал в общагу к окончанию первого периода. Понадобилось несколько минут, чтобы найти на старом телевизоре с проволочной антенной главный хоккейный канал тех лет – ТВЦ. На экране наконец-то высветилась площадка, и … счет 0:3 не в нашу пользу. Грустный голос Бориса Майорова вещал о провалах российских защитников, а Сергей Ческидов разносил арбитра Хенрикссона, имя которого станет таким же ненавистным, как Фредрикссон, Крондл и Мументалер.
На 22-й минуте Эд Жовановски забил еще один гол – снова в большинстве – и по-хорошему нужно было прекращать смотреть игру и заниматься чем-то другим. Отыграться с 0:4 против канадцев с Мартином Бродером, Дэном Бойлом, Симоном Ганье, Нэшем, Торнтоном, Марло…. У нас были Дацюк и Ковалев, вытащившие четвертьфинал с финнами со счета 0:2, но за них так крепко вцепилась тройка Криса Дрэйпера, что в еще одно чудо уже не верилось.
И вдруг началось такое! Молодежная тройка с Малкиным взвинтила темп, и канадцы начали задыхаться. Кистевой Семина – и уже 1:4. Яшин перед перерывом нашел конек Филлипса на пятаке – и отыграть нужно всего две шайбы. Все оставшееся время до финального свистка наши выжигали лед в зоне Бродера, а главными заводилами были совсем юные Малкин и Овечкин, которым не было 20 лет. Канадцы отскочили и вышли в финал, проиграв третий период по броскам со счетом 4:16, но за поражение сборной России не было обидно. После долгих лет команде действительно хотелось сказать спасибо, а ее новые лидеры вселяли надежду на то, что в следующий раз Канаду мы не отпустим. Так и получилось.
Россия – Канада – 2:0. Четвертьфинал Олимпиады-2006 (Алексей Белов)
Этот матч в историческом масштабе несколько недооценен. На то, конечно, есть причины: было время скандалов, отказников и вообще еще не закончились 15 лет без побед, да и с Олимпиады в итоге уехали без медалей. И все равно это была великая игра.
Во-первых, потому что после распада СССР это всего один из пяти матчей Россия – Канада на турнирах с участием всех сильнейших. Один из пяти за почти 25 лет. И другие четыре закончились для нас так: 3:5, 1:3, 3:7, 3:5. То есть случай редкий, и уже потому ценный.
Во-вторых, потому что это было время надежд. Овечкину – 20, Малкину – 19. У нас выросли две суперзвезды масштаба Гретцки или, допустим, Харламова. По крайней мере, так мы тогда думали. То есть жизнь-то налаживалась.
Ту Канаду принято недооценивать, но это именно потому, что она проиграла нашим в 1/4. А так – в воротах Бродер, который в следующие два сезона будет лучшим вратарем НХЛ; в защите Пронгер, который той же весной дотащил бедовый «Эдмонтон» до финала Кубка Стэнли, а через год выиграл его с «Анахаймом»; в атаке – вся элита тех времен, кроме 18-летнего Кросби – Сакик, Хитли, Торнтон, Ричардс/Лекавалье. Уж всяко покруче того, что было в Квебеке.
И вот эту Канаду наша сборная переигрывала весь матч. И за-ко-но-мер-но додавила в третьем периоде. По делу. По игре. Ее точно не назовешь особенно зрелищной, но нерва было столько – хоть от телевизора заряжайся. Ну, а это по ощущениям в то время было ничуть не хуже квебекского Ковальчука:
Россия – Канада – 5:4 ОТ. Финал ЧМ-2008 (Кирилл Новокщенов)
Начнем с каминг-аута: я не смотрел финал чемпионата мира в Квебеке. Поэтому у меня нет никаких сомнений: именно финал ЧМ-2008 года стал для меня любимым матчем Россия – Канада.
Пожалуй, эпитет «легендарная» не подходит больше ни к одной игре сборной России. Квебекский финал уже давно оторвался от реальности и превратился в светлый миф. Сейчас и правда очень сложно поверить, что Джонатан Тэйвс когда-то проигрывал матчи в форме сборной Канады, а список удалений в том финале выглядит фантасмагорией: Прошкин, Шарп, Горовиков, Шарп, Гецлаф... Неужели та игра и правда состоялась в реальной жизни?
Мифы любить гораздо проще, на них нет никаких пятен. Вы давно видели актеров, спортсменов и музыкантов, от которых фанатели в детстве? Кто не умер – постарели, потеряли образ, а то и хуже – пошли в политику. Нам остаются лишь мифы – и поэтому в моем сердце Стивен Сигал все так же ломает руки на корабле, а Илья Ковальчук вечно забивает в овертайме.
Россия – Канада – 5:3. Финал МЧМ-2011 (Антон Руднев)
Это была самая сумасшедшая команда, что я видел – фартожопая на том турнире от первого до последнего игрока. Но при этом фарт тот был честно заслужен – они старались, лезли за партнеров в драку, на их горящих глазах можно было еду разогревать. Эта команда хотела победить на МЧМ больше остальных. И она победила.
Финал наверняка видели все – если не в прямом эфире, то в утреннем повторе на «Первом» с комментариями Крабу и Розанова.
А многие, как я, уверен, смотрели и ночью, и в повторе.
Сумасшедший матч был, сумасшедшая ночь. После гола Кицына я своим криком разбудил все тела друзей, которые не верили в то, что наши сравняют и легли во втором периоде. После гола Тарасенко я на максимальной громкости призывал депортировать из страны соседей, если они смеют спать в такой ответственный момент. Надеюсь, хоть кто-нибудь из них тогда проснулся и включил телевизор – это было проще, чем заткнуть меня. Во всяком случае, на голе Панарина в доме уже не спал никто, и бить по батареям было бесполезно – девятый час утра за окном.
Это был тот матч, после которого я стал любую игру досматривать до конца – и неважно, какая там разница в счете. Матч, после которого я стал следить за карьерой всех парней из той сборной – увы, двоих уже нет с нами. Матч, после которого я окончательно определился с аватаркой для своего блога. Ну и, конечно, матч, после которого я как-то снова по-детски поверил в чудеса. По крайней мере, спортивные.
Ну и во взаимоуважение тоже.
Россия – Канада – 6:5. Полуфинал МЧМ-2012 (Никита Петухов)
Это было великолепно. В подкорке же сидит — мы можем нагнуть канадцев, но только в героическом режиме. Отыгрываясь с 2:4 и забивая в овертайме. Проигрывая 0:3 после двух периодов и вдавливая пять в третьем. Ну вы понимаете: когда Кузнецов, Хохлачев, Нестеров и Кучеров по очереди, с титаническим спокойствием забрасывали, забрасывали и забрасывали эту «шестеру» в ворота канадцев – хозяев, если что, турнира – шаблон рухнул.
Тем, кто не видел тот полуфинал, этого не объяснить. Сборная, заточенная Брагиным под уничтожение канадцев, уничтожала канадцев атаками с ходу. И они летели сначала «-1», потом «-2», потом «-3» и так далее. А Кузнецов, Якупов и Василевский катались по канадскому льду с такими лицами, будто все так и было запланировано. Ну, 6:1, подумаешь.
А в том, что ближе к концу все сломалось, рухнуло и чуть не испортилось, я никогда не видел ничего плохого. Да, было страшно, да, мой отец тогда заматерился, наблюдая, как наши 19-летние, лучшие в мире, пацаны, поплыли. И я поплыл, еще хуже них. Но в итоге 6:5 — и хорошо. Когда выигрываешь 6:1 важность заброшенных шайб размывается. А так — считается каждая.
Россия – Канада – 6:5 ОТ. Матч за бронзу МЧМ-2013 (Родион Власов)
В том, что тебе 20 лет, есть как минимум один солидный минус – даже теоретически ты не можешь описать великие зарубы Кубка Канады лохматых годов, рассказать, как неожиданно сборная СНГ «без флага и гимна» выиграла в Альбервиле, или хотя бы поведать, как сурово разносили молодежку после драки в Пьештянах. Поэтому рассказывать придется об относительно недавнем.
Даже с учетом того, что мы привыкли к валидольности молодежки, МЧМ в Уфе вышел каким-то запредельно психованным. Общественность волком смотрела на капитана Якупова, который проводил абсолютно блеклый турнир для первого номера драфта. Александр Семак обвинял команду в отсутствии дисциплины. Ее швыряло по ходу турнира, и если бы не гол Никиты Кучерова за полторы минуты до конца четвертьфинала со Швейцарией и не его же победный буллит – голова Михаила Варнакова-старшего слетела бы с плеч почти моментально.
А тот матч выдался прямо под стать всему турниру. Канадцы в очередной раз привезли на турнир смешную пару вратарей – Суббан провалил полуфинал с США, в ворота стал его бэкап Биннингтон и очень-очень быстро сел обратно на банку, пропустив три шайбы к середине первого периода. Но разве же мы можем без приключений? Игра превратилась в догонялки: мы удаляемся – канадцы реализуют большинство – снова выходим вперед – опять пропускаем в меньшинстве. Четыре первых гола мы пропустили за пять своих удалений, и очередную поднятую руку судьи ты ожидал с животным ужасом.
Когда за 10 минут до конца Ричи в последний раз сравнял счет, игра приобрела абсолютно непередаваемое чувство хождения по канату: качнуло не в ту сторону – ты убит. Почти каждый бросок по воротам Макарова заставлял подпрыгнуть от напряжения, и так продолжалось почти 20 минут игры – пока Валерий Ничушкин не показал в первый раз народу, как он умеет протаскивать шайбу через все поле.
До сих пор в голове глаза Суббана, показанные после того гола – огромные, печальные и, на фоне черной кожи, с еще более яркими белками. Бедный парень – карьера после этого у него так и не задалась. Но в тот день радовались мы, и такого огромного нервного напряжения, скинутого после победы, я для себя еще не помню.
Фото: http://gettyimages.ru Gettyimages.ru / Getty Images Спорт, Харри Хоу; REUTERS / Шон Бест, Матье Беланже; http://www.ria.ru/ РИА Новости / Елена Руско; http://gettyimages.ru Gettyimages.ru / Ричард Вулауик; REUTERS / Марк Блинч
Самый позитивно эмоциональный Квебек.
Ну и конечно большую хоккейную роль сыграл Ванкувер. Тогда я понял, что меня спустили с небес и запинали до полусмерти. Неделю просто убитый ходил и переваривал этот проигрыш. После этого матча как-то более спокойно начал относится к проигрышам, в том числе когда Трактор остановился в одном шаге от первого чемпионства в истории.