Александру Рагулину исполнилось бы 76 лет
5 мая легендарному хоккеисту, трехкратному олипмийскому чемпиону, 10-кратному чемпону мира, 9-кратному чемпиону Европы и СССР, защитнику ЦСКА и сборной СССР Александру Павловичу Рагулину исполнилось бы 76 лет.
За полтора месяца до начала Великой Отечественной войны, 5 мая 1941 года, в Москве родились три брата-близнеца – Александр, Анатолий и Михаил Рагулины. Ещё не научившись ходить, они совершили свой первый, причем продолжительный, выезд из столицы: вместе с мамой Софьей Викторовной отправились в эвакуацию – сначала в Кемерово, затем в Алма-Ату.
В дальнейшем поколесить им довелось предостаточно. Все трое стали хоккеистами, хотя прочили им скорее артистическую карьеру. Ведь они занимались в музыкальной школе: Саша по классу контрабаса, Толя – фортепиано, Миша – виолончели. Были у них успехи и в живописи. Но и спортивные задатки близнецов проявлялись уже тогда, и они выступали за сборную школы в разных дисциплинах. А затем стали играть за команду завода «Каучук», причем в разных амплуа: Анатолий вратарем, Александр – защитником, Михаил – нападающим.
«А начинали-то мы с братьями в школе. Спасибо физкультурнику. Он по национальности армянин или армянский грек. В хоккее, конечно, разбирался мало. Но сумел нас организовать в школьную команду. Оттуда попали уже в коллектив завода «Каучук». Там нас Эпштейн и высмотрел. В этом его феномен и заключался. Имел чутьё, мог разглядеть в обычных пареньках будущих звёзд», – рассказывал Александр Павлович.
С самым талантливым из трех братьев Эпштейн расстался, когда тому было 20 лет. Поговаривают, что при расставании не скрывал слез, потому что, как и армейский наставник Анатолий Тарасов, уже не мог не видеть, что в Советском Союзе вырос защитник огромного калибра с даром от Бога. Стоит заметить, что выступлениями в ЦСКА отметились все три брата-близнеца. Конечно же, Александр Павлович достиг наибольших успех, но нельзя не отметить и вратаря Анатолия Рагулина, чемпиона СССР в составе армейцев, а позже – заслуженного тренера СССР, а также нападающего Михаила Рагулина, ныне – члена президиума Федерации Флорбола России.
Александр Рагулин был жестким, габаритным защитником, но ни в коем случае его нельзя было назвать грубияном. Даже к отъявленным хоккейным хулиганам Палыч относился по-отечески, вполне мог после силового приема приобнять противника, перекинуться с ним парой безобидных фраз. Но грязь и подлость не терпел, за недостойные вещи наказывал так, что кости хрустели у обидчиков.
Рагулину в 1972 году было 30 лет, к великой Суперсерии-72 наш прославленный защитник подходил уже на закате своей блестящей карьеры. Но при всех ярких моментах той серии, всем запомнилось противостояние Александра Рагулина и Фила Эспозито.
«Обычный рабочий момент. Столкнулись. Я ему локтем двинул в нос. А он угодил мне под глаз концом клюшки. Не нарочно же. Приятного, конечно, мало. Постояли, посверкали друг на друга очами и разъехались. Правда, ему пять минут дали за то, что у меня оказалось рассечение, шрам до сих пор виден. Таких моментов во время Суперсерии-72 было много. Что ж на всех обижаться? Мне швед Тумба Юханссон зубы как-то выбил. Но у меня претензий никаких нет. Он просто клюшку начал поднимать, ну и врезал мне в челюсть. Дело случая. Я сам ломал соперникам и ноги, и ключицы. Но это же все неумышленно. Производственная травма, не более», – рассказывал Александр Павлович.
Спустя 26 лет, на чемпионате мира в Цюрихе, Эспозито и Рагулин встретились вновь. Теперь уже не в качестве ледовых героев, время успело сотворить новых любимцев. Но величие этих глыб не способны поколебать даже годы. «Хэллоу, Алекс», – окликнул своего старого соперника Фил. «Привет», – вежливо отвечает Александр Павлович, а сам не может понять, кого он секунду назад поприветствовал! Добрые люди тут же напомнили Рагулину, что перед ним сам Эспозито, а Александр Павлович поспешил исправить неловкую ситуацию. «Слушай, Фил, а кто виноват, что я тебя не узнал?» – «И кто же?» – спросил Эспозито. «Кто-кто, конечно, ты, – пояснил Палыч. – Ты же мне тогда подбил глаз, помнишь, нет?» – «А как же! – отвечал Эспозито. – Но ты взгляни-ка на мой нос. И кто же, по-твоему, это сделал?» В чувстве юмора Александру Павловичу не откажешь, да и то, что уважали Рагулина не только партнеры, но и заклятые соперники – вовсе не секрет. Те же канадцы, из уважения к игре прославленного защитника, дали ему прозвище «Большой Раг».
На чемпионатах мира и Олимпийских играх соперники всегда обращали своё внимание на габаритного защитника, не уступающего ни в одном столкновении, который не желал отдавать ни сантиметра ледового пространства. Он удивлял не только своим телосложением, но и блестящей организацией игры. Сан Палыч, как его, несмотря на юный возраст, звали партнёры по сборной, выверено выстраивал действия всей команды. Невозмутимость Рагулина стала притчей во языцех. Если другие легенды отечественного хоккея брали своё харизмой и артистизмом, то Рагулин вселял в партнеров уверенность и спокойствие.
«Рагулина нельзя было назвать защитником ни атакующего, ни оборонительного плана. В те времена наша школа хоккея не подразумевала никакой специализации. Это позже она пришла к нам из-за океана. А тогда каждый из нас, защитников сборной СССР, был лучшим и в обороне, и в атаке. А Рагулин – самым лучшим», – говорил о своем партнере по оборонительной линии сборной СССР Виталий Давыдов.
Среди всех наград одного из самых титулованных людей в истории хоккея отдельной строкой нужно выделить его последнюю Олимпиаду – Саппоро-72. Именно на этих Играх Рагулин (вместе с Виталием Давыдовым, Виктором Кузькиным и Анатолием Фирсовым) получил своё третье олимпийское золото. Впоследствии этот рекорд не удалось побить никому, хотя в список трёхкратных чемпионов добавились Владислав Третьяк и Андрей Хомутов. Никто не превзошел Рагулина и по победам на чемпионатах мира, здесь он держит лидерство на пару с нынешним президентом ФХР Владиславом Третьяком.
В 1997 году в Хельсинки Александр Рагулин был внесен в Международный зал хоккейной славы. В 2004 году – в Зал славы отечественного хоккея. По завершении карьеры прославленный защитник успел поработать тренером в ДЮСШ ЦСКА, а позже – в новосибирском СКА. Активно Александр Павлович занимался и ветеранским движением.
Великий хоккеист скончался в ночь на 18 ноября 2004 года в госпитале имени Бурденко и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Много лет в городе Судогда Владимирской области проводится ежегодный турнир имени Александра Рагулина, а с 2004 года – памяти прославленного хоккеиста.
«Все знали Рагулина как великого защитника, во многом благодаря усилиям которого наш хоккей стал в те годы лучшим в мире. Но хотел бы сказать о другом, ведь я часто общался с ним и в обычной жизни. Знал Сашу как добродушного, абсолютно бесконфликтного человека, настоящего русского богатыря, который всегда готов был прийти на помощь. Он – воплощение всего лучшего, что есть в русском человеке», – лучше, чем Евгений Зимин, высказаться, наверное, и нельзя. Мы вас помним, Александр Павлович.
Биографическая справка
Александр Павлович РАГУЛИН
Игрок воскресенского «Химика» (1957-62) и московского ЦСКА (1962-73).
Трёхкратный олимпийский чемпион (1964, 1968, 1972), 10-кратный чемпион мира (1963-71, 1973), 9-кратный чемпион Европы (1963-70, 1973) и СССР (1963-66, 1968, 1970-73), лучший защитник чемпионата мира 1966, участник легендарной суперсерии СССР – Канада 1972 года.
Второй призер ЧМ 1972, третий призер ЧМ 1961. Серебряный призер чемпионатов СССР 1967, 1969.
В чемпионатах СССР Рагулин сыграл 427 матчей и забросил 63 шайбы. На чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх в составе сборной СССР провёл 102 матча, забросил 14 шайб.
Пресс-служба ХК ЦСКА