Министр хоккея. Чем Знарок похож на Путина
И почему он больше не «наш Валерич».
Если бы мы выстраивали картину мира только по комментариям Sports.ru, самым ненавидимым человеком России оказался бы Олег Знарок. Удивительное дело, даже любителя быстрой езды Александра Кокорина кто-то еще защищает классическими шаблонами «молодой, перспективный, сперва сам добейся». Знарка же, кажется, сейчас не любит никто, и это ярко контрастирует с тем, что было три-четыре года назад, когда главного тренера «Динамо» в хоккейном сообществе обожали горячо и беззаветно.
Для начала вспомним все его подвиги:
еще будучи игроком избил судью на предсезонке и получил дисквалификацию на год;
на послематчевой пресс-конференции Знарку не понравилось, что один из фотографов сидел к нему спиной. Будущий тренер сборной России обвинил фотокорра в том, что он «надрачивает», и предложил заниматься этим в туалете. В прессе этому возмутились, но от КХЛ санкций не последовало;
конфликт с Джеффом Плэттом в Кубке Гагарина-2012, где, впрочем, провокатором был сам игрок. Как писали очевидцы, после разминки Плэтт клюшкой задел Знарка, развязав тем самым конфликт. Тренер «Динамо» догнал канадца и успел нанести ему несколько ударов. Джефф вырвался, отмахивался клюшкой. Конфликт в итоге погасила охрана;
дебют на международном уровне – жест перерезанного горла в адрес тренера сборной Швеции Рикарда Гренборга. В итоге Знарок был дисквалифицирован на финал;
уход сборной России с награждения канадцев в финале ЧМ-2015. Несмотря на ошибку организаторов, раньше времени открывших калитку для выхода, дисциплинарную ответственность Знарок как командир понес;
конфликт с Якуповым перед ЧМ-2016: нападающего, по официальной версии, отцепили из-за травмы. Сам Наиль очень удивился и заявил, что никакой травмы у него нет. В общем, получилась отличная перепалка для СМИ – в конце главный тренер обвинил игрока, что тот выбивает новый контракт в НХЛ;
после матча с Германией Знарок ласково пообещал задушить Игоря Ларина, который годом ранее, в период «междуцарствия» Андрея Сафронова в сборной, был ее пресс-атташе и писал релизы столь дивные, что они больше походили на толстейший троллинг;
на еще одной пресс-конференции после проигранного финнам полуфинала Знарок в ответ на вопрос, какие у него есть претензии к самому себе, ответил: «Поспал плохо»;
внезапно вспылил на Кубке Первого канала, когда победивший со шведами Линус Умарк заявил об уничтоженном празднике русских. Знарок пообещал оторвать шведу голову, добавив, что в чемпионате ему придется несладко. Возможно, поэтому на Матче звезд КХЛ, где одним из тренеров дивизионов был Знарок, Умарка мы так и не увидели.
ну и самый недавний инцидент – отказ от рукопожатия с тренером «Динамо», который чуть не перерос в драку.
Читатели с хорошей памятью отметят, что пост с примерно такой же подборкой выходил три года назад, после победного минского ЧМ. Только восприятие этих событий было совсем иным.
Чтобы понять причину нынешнего отношения к Знарку, надо осознавать, что должность тренера сборной в России всегда была больше политическим чином, учитывая вечную тему «наши – не наши», которая тянется еще с советских времен. Добавим к этому, что хоккеем с недавних пор интересуется первое лицо государства, а ведущую должность в ФХР занимает «око государево». Так что главный тренер сборной – это в каком-то роде министр хоккея России.
Классическая концепция известного социолога Макса Вебера предполагает три типа власти: традиционный, легальный и харизматический. Знарок, вне всякого сомнения, относится к третьему типу: в их тандеме с Харийсом Витолиньшем он больше мотиватор, психолог, а его помощник – тактик, рисующий на планшетке.
Имидж и образ Знарка, который позволил ему иметь успех в 2012-2013 годах, строится на сочетании нескольких факторов:
1. Грубоватая прямота, которая сопряжена с таким же грубым юмором («что ты там сидишь, дрочишь?»).
2. Маскулинность, тоже порой доходящая до грубости. Драки, порванные пиджаки, перерезанные шеи – то самое, за что фанаты долгое время считали его крутым мужиком, а недруги – быдлом.
3. Умеренный популизм. Известное «ночью звоните, где вы находитесь – я приеду, помогу», обязательное приветствие каждого игрока перед игрой, после побед сборной – обращение ко всему народу, большой стране или государственному празднику.
Такие черты Знарка сближают его с самыми известными политиками новой России – Владимиром Путиным и Борисом Ельциным, особенно в начале их политической карьеры. Рейтинг поначалу малоизвестного премьер-министра начал стремительно расти после легендарного «мочить в сортире», когда интеллигенция ахнула, а простой люд крякнул: «Да, это вот наш мужик!». Каждая яркая цитата прибавляла новых политических очков – «от мертвого осла уши», «посадки будут» и так далее.
С ранним Ельциным Знарка роднит популизм и резкость шагов. Борис Николаевич метал партбилеты на стол, обещал лечь на рельсы, показательно «ходил в народ», всячески показывая свою близость к нему, и раздавал неслыханные обещания перед своими первыми выборами. Обаяние Ельцина не длилось даже полугода и рухнуло перед лицом экономического коллапса страны. Опасность харизматического лидерства в том, что оно подтачивается быстрее всех прочих. Тот тип руководства, который предлагает Знарок, как показывает история, будет иметь популярность лишь при постоянных успехах команды. Это кажется очевидным, но есть пример Игоря Захаркина, который на 90% виноват в провале «Салавата» в этом сезоне, но все равно остается почти народным героем во многом благодаря умению красиво говорить.
При этом исторически власть в России носила традиционный характер, и харизматики гораздо чаще были бунтовщиками, чем правителями. Знарок стал популярным именно за счет того, что боролся с «драконом» СКА, который ассоциируется с государственно-бюрократическим аппаратом, который в России традиционно не любят еще со времен первых варяжских князей. Когда Знарок возглавил сборную, оказалось, что царь-то ненастоящий. Более того, победив дракона, Знарок стал драконом сам.
Подлинность царя – важная тема в русской истории. Царь должен внушать величие, в какой-то степени страх, быть строгим, но справедливым – формула, которая прошла сквозь века. В нашей версии «царь» – это главный тренер сборной, и его образ создавали во многом Тарасов и Чернышев, которые вошли в историю все больше интеллигентами, чем «мужиками».
Знарок в итоге не стал добрым царем, а образ «нашего Валерича из пятого подъезда» вчистую испортил переход на работу в СКА, который фактически приравнял его к государственном чиновнику. Римская поговорка здесь переворачивается – в глазах народа быку прощается больше Юпитера.
Сам Знарок говорил, что его жизненный девиз: «Или грудь в крестах, или голова в кустах». То есть все или ничего, победа или смерть. Положение во главе сборной у него точно такое же. Терпеть его дальше без побед не будут. И не надо говорить, что он изменился после начала работы со сборной. Знарок был таким на наших глазах всегда. А смотрите вы на него, исходя из ваших представлений об идеальном тренере сборной.
Фото: РИА Новости/Константин Чалабов, Алексей Куденко, Алексей Дружинин, Виталий Аньков
Подписывайся на «Лигу болельщиков» – и увидишь самые крутые эпизоды из матчей, сможешь принять участие в конкурсах и получить призы от «Балтика 3»!
При этом 90% этой эволюции обеспечивают журналисты. Сами эти персонажи ничуть не меняются год от года.
Это было бы смешно, если б не было очень смешно :)))))