Остановить СКА и ЦСКА может только «Ак Барс». Билялетдинов снова лучший
Его ждет четвертый финал за семь сезонов.
В феврале 2014 года Зинэтула Билялетдинов собрал лучших игроков с российским паспортом, приехал с ними на хоккейный турнир и вылетел в четвертьфинале. Из-за того, что турнир назывался Олимпиадой и проводился в Сочи, поражение, мягко говоря, не осталось незамеченным. К главному тренеру сборной было много претензий, но громче всего звучали фразы про хоккей прошлого, игру в откат и защитников, привязанных к синей линии.
Своим подходом к игре Билялетдинов превратил лучших хоккеистов страны, среди которых несколько мировых звезд, в кучку закомплексованных молодых людей. Он задушил их жесткими схемами, забил головы обороной и поменял смелую, разухабистую игру, которая часто приносила России успех, на осторожный, отдельными отрезками трусливый хоккей. Он сгоряча пальнул в невиновного Сергея Мозякина, в конце концов. Если бы ФХР работала круглосуточно, а не раз в четыре года, даже на ту Олимпиаду Билялетдинова бы не пустили — в сборную стучался наглый и громкий Олег Знарок; его «Динамо» очень подходило под харизму мастера — жесткая, агрессивная, быстрая команда без единой звезды в составе взяла два Кубка Гагарина подряд и бесстыдно облизывалась на третий.
Поэтому с Билялетдиновым расстались быстро, негромко и без сожалений. Через несколько часов после сочинского четвертьфинала он говорил, что хочет и дальше работать со сборной, но вспоминать об этом желании на исполкоме было странно. Работу тренера оценили на «удовлетворительно», контракт продлевать не стали и начали поиск на вакантное место. Последним, что Билялетдинов пережил в рамках проекта «Главный тренер сборной» стали вот эти восемь позорных минут: взрослого человека и, так или иначе, одного из лучших тренеров России начала века прилюдно отчитал самый незаслуженный хоккейный руководитель начала века. Мой любимый отрывок, он же пик неловкости — Билялетдинов зачем-то вспоминает, что повторил результат четырехлетней давности.
После сборной он остался с репутацией самого закостенелого хоккейного тренера на планете и кучей теплых эсэмэсок из Казани. За все три года в национальной команде с «Ак Барсом» он так и не расстался: там работал его многолетний сообщник Валерий Белов (работал, как считалось, по билялетдиновским конспектам), сам Билялетдинов по любому поводу приезжал на местную арену, а город будто бы ждал, пока он покончит с делами в Москве и вернется домой. Тренер сделал это сразу, как смог — на следующий день после исполкома ФХР его назначили вице-президентом и генеральным менеджером «Ак Барса». Концовку сезона он досмотрел с трибун, но уже осенью перебрался на тренерскую скамейку.
В первом полноценном сезоне после олимпийского провала Билялетдинов объявил молчаливую войну хейтерам. Пока в твиттере плевались и подпольно передавали друг другу скриншоты из игр «Ак Барса», где четыре игрока выстраиваются на своей синей линии, Билялетдинов уверенно напирал в финал, отвергая все обвинения. «Ак Барс» играет скучно и не использует свой потенциал», — говорили тренеру. «Если вам скучно, тогда не смотрите. Свое мнение не навязывайте другим, понятно?» — отвечал он.
С февраля 2014 года общественное мнение нисколько не поменялось, но исправлять его Билялетдинову было не очень интересно. Он выбрал другую стратегию: превращать в абсурд пресс-конференции, повторяя одну и ту же фразу. Вот как это было в марте 2015 года:
«Хорошая игра была. Будем готовиться к следующему матчу серии» (4 марта, четвертый матч с «Автомобилистом»);
«Прошли один этап, готовимся к следующему» (6 марта, пятый матч с «Автомобилистом»);
«Сегодняшнюю игру мы решили, готовимся к матчу в Омске» (14 марта, второй матч с «Авангардом»);
«Мы выполнили задачу, готовимся к завтрашнему матчу» (16 марта, третий матч с «Авангардом»);
«Сделали результат, готовимся к домашнему матчу» (17 марта, четвертый матч с «Авангардом»);
«Серия закончились, готовимся к следующим играм» (19 марта, пятый матч с «Авангардом»);
«Сегодняшнюю задачу мы выполнили, готовимся к следующему матчу» (27 марта, первый матч с «Сибирью»);
«Свои задачи мы сегодня решили. Готовимся к следующей игре» (29 марта, второй матч с «Сибирью»).
В пользу Билялетдинова и в минус мнению работало только то, что все более продвинутые и смотрящие вперед команды, сталкиваясь с «Ак Барсом» в плей-офф, выглядели так же скучно, а играли еще хуже. Каждого нового соперника Билялетдинов убирал с машиноподобным спокойствием. Неважно, «Автомобилист», «Авангард» или «Сибирь», счет в серии копировался и вставлялся: 4-1, 4-1, 4-1. Постолимпийский сезон будто бы шептал тренеру: «Сочи-2014 — случайность, с твоим хоккеем все в порядке». В конце концов, не выдержал даже Сергей Гимаев, уже тогда беспрекословный хранитель Игры. «Я не знаю, кто вбросил это, что оборонительный хоккей у «Ак Барса», — поддержал он Билялетдинова в разговоре с Павлом Лысенковым, — он очень организованный, каждый игрок знает свой маневр в плане обороны. Все четыре звена там ровные, каждое может забить».
В финале Билялетдинов получил отличную возможность защитить себя и свой хоккей. СКА тогда тренировал Вячеслав Быков, чей успех в Ванкувере-2010 Билялетдинов повторил в Сочи-2014 — но про Олимпиаду в финале не вспомнили ни разу. Быков тогда был на пике — на бюджет армейцев они с Захаркиным выстроили и выучили идеальную созидательную команду. Настолько творческую, насколько это вообще было возможно в России в 2015 году. В первом звене у них носился Илья Ковальчук. Во втором отжигали Панарин и Дадонов. Только что они силой мысли спаслись с 0-3 от ЦСКА. Билялетдинова тот СКА должен был раздражать. У Быкова было все, как у него — и доверие, и ресурсы, и структура — но на выходе получался какой-то сплошной бардак. Фигурное катание на предсезонке. Эти постоянные шуточки, улыбочки. Спокойные, обстоятельные ответы журналистам. И главное, игра — ни одной рельсовой схемы. С шайбой игроки творят, что захотят — это вообще как? Возьмите звено Шипачева — да они за одну смену могут местами поменяться по три раза. Нет, не может хоккей приносить столько радости людям.
Победа над таким СКА покрыла бы все издержки последних лет. «Стиль, конечно, некрасивый, но он, черт побери, работает», — написали бы журналисты. «Сочи-2014 был не тренерским провалом, а чем-то другим», — решили бы в ФХР. Но «Ак Барс» в финале отлетел так же, как от него самого отлетали раньше «Автомобилист», «Сибирь», «Авангард». Билялетдинов, который в предсезонке наработал пару активных схем, выбрал осторожность, отдал Быкову всю инициативу вместе с шайбой — и «Ак Барс» убрали в пять заходов. С финальными 1:6 на «Татнефть-Арене». Ни одного шанса.
Тот финал окончательно выбросил Билялетдинова из зоны комфорта. Его флоу реально уперся в потолок. Как здравомыслящий и по-прежнему ведущий тренер лиги, он увидел, куда двигаться дальше. Все нужное уже было у СКА. В чемпионской команде все-таки должны быть звезды, и у этих звезд должна быть свобода. Команде нужна подвижная и результативная синяя линия. Нужен отбор с места потери шайбы, хотя бы на отдельных отрезках.
Билялетдинов не сбросил системность, стал еще противнее на пресс-конференциях, но оживил свой хоккей:
1. Нападающие «Ак Барса» играют агрессивнее. Они раньше встречают чужую атаку, глубже заходят в чужую зону, играют там дольше и свободнее. Это по-прежнему не тотальный хоккей, это по-прежнему без особой поддержки защитников, но это большой шаг по сравнению с тем, что было.
2. Билялетдинов не ломает игроков так, как было с Федором Малыхиным. Галиев вернулся из НХЛ — и ему нашли место в системе. Ткачев на чужой половине поля — свободный художник. Появилась своя убойная связка Азеведо – Секач, которая и тащит «Ак Барс» в плей-офф. С Зариповым были какие-то сбои, но сейчас и он на своем месте.
3. «Ак Барс» гораздо меньше боится своих ошибок и крупных счетов. Матч с ЦСКА в конце регулярки пару лет назад стал бы для зрителей испытанием типа фильма «Трудно быть богом». В январе 2018-го из этого получился лучший боевик месяца. Одна, две и даже три пропущенные — не катастрофа для команды, которая забивает четыре, а может и пять.
Весна-2018 — очень важное время для Билялетдинова. Слухи провожали его из «Ак Барса» уже пару лет назад. Он не становится моложе. Он наверняка хочет Кубок Гагарина — а может, и не один. А для этого надо обыгрывать СКА или ЦСКА. Он это прекрасно знает — в регулярке его «Ак Барс» играл против армейцев чуть ли не лучше всех. По опыту с ним в лиге сравнится разве что Эркка Вестерлунд (привет из Сочи-2014), но финн немного моложе и у него совсем другая команда. Больше рядом нет никого. И если кто-то может сделать сенсацию года в хоккейной России — то как раз Билялетдинов.
На пресс-конференции после такой победы можно будет вообще молчать.
Артем Воронин подписался на канал «Шайба!»
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко; ak-bars.ru/Сергей Манжелеев; hawk.ru; РИА Новости/Максим Богодвид (4,5)
Подписывайся на «Лигу болельщиков» – и увидишь самые крутые эпизоды из матчей, сможешь принять участие в конкурсах и получить призы от «Балтика 3»!
Его команда играет умно, а не скучно.
И я уверен, если бы ему дали самому комплектовать состав, а не навязывали игроков из НХЛ той же, Россия могла бы быть в финале!
Да и откровенно говоря, его заставили принять Сборную, и он зря согласился на такие условия.
Собственно и проблемы Билла в сборной выросли не от некого устаревшего стиля, а скорее от того, что ЗХБ как тренеру строго системному нужно время, а в сборной его как правило дефицит. Особенно на ОИ (нынешние ессно не в счет). Второй фактор на мой взгляд и состав и схему на ОИ Билл заточил на то, чтобы играть против американских команд (игра с США была единственной по уровню безусловно удачной), а по иронии судьбы вылетел от финнов, с которыми нужно было вообще другое.
Отсылки к финалу 2015 как материалу для выводов особенно забавны, тем более в контексте упоминания Быкова, у которого как тренера почти все построено на импровизации впереди, поэтому при доминирующем ростере есть результат, при не доминирующем как правило нет, или там такой откат и пассивность (Берн), которой ни у Билла, ни у Знарка отродясь не бывало. Там что-то из арсенала Михайлова было скорее.
По факту никакую инициативу в том финале АБ не отдавал, наоборот старался давить (тем более в счете на протяжении абсолютно большей части времени уступал), вот только разница в ростерах была огромной и индивидуальное мастерство и реализация моментов все тогда решила.
При этом Билл действительно меняет игру. В первую оередь на мой взгляд после сочинского провала конспекты обновились. Из самого заметного вместо специализированных звеньев, игра в более ровные звенья, с примерно одинаковыми задачами и стилем. Ну и плюс вообще более смелая и активная игра всех игроков, как с шайбой так и без нее.
Ну а анализ игры Билла стоит проводить не по скринам пустой чужой зоны во время смены, хотя в свое время Билл 1-4 ессно активно использовал (в свое время у нас вообще все так играли, кроме Моисеева разве что), да и сейчас при случае может, а по тому, как, например, вчерашний юниор Лямкин браво закатывается в чужую зону при игре против ведущего звена соперников, располагается глубже всех напов и выдает передачи из-за ворот, самые опасные с точки зрения контратак. Причем при случае в АБ сейчас так играют вообще все дефы. Вот такой почти отвязной смелости раньше действительно не было. Смотреть на это приятно. Посмотрим, чем закончится.
Но уже в любом случае, если после финала 2015 я хотел, чтобы Билла сняли, думал об этом и в конце прошлого сезона, то теперь я однозначно рад, что он остался на этот год. надеюсь останется и на следующий.
Его чемпионский Ак барс конца 2000х с ЗМЗ был самой сильной командой в современной России , и камня на камне бы не оставил от современных СКА и ЦСКА
Все дело в персоналиях. Нынешний Ак Барс выстроен по подобию команды 2009 года (Зарипов-Мортенсон-Морозов, Хентунен-Капанен-О.Петров, Казионов-Бадюков-К.Петров, Степанов-Жуков-Алексеев). Было бы очень странно, если бы команда 2015 года с ведущими звеньями Меллер-Азеведо-Мирнов и Глухов-Врана-Варнаков смог что-то противопоставить тому составу СКА. Тогда никакая тактика бы не помогла.
Ломают только некомандных игроков. Галиев - командный игрок. И Малыхина никто не ломал, ему просто не хватает скоростной выносливости чтобы играть по всей площадке.