Почему Гатиятулин? Философия самого прогрессирующего тренера КХЛ
- Анвар Рафаилович, сегодня после игры пресс-конференция. Через 10-15 минут после сирены я зайду за Вами в тренерскую.
- Это обязательно?
Утренняя раскатка перед матчем «Трактора» с «Металлургом» отличалась какой-то непривычной собранностью. Чувствовалось волнение, в воздухе парила легкая дрожащая дымка.
Дерби имени Белоусова. Как Челябинск провел самый важный матч сезона
Одномоментно такие вещи случаются очень редко: дерби, Матч памяти Валерия Белоусова, возвращение в штаб Равиля Гусманова и дебют нового главного тренера. Четыре события, даже в отрыве друг от друга ставшие бы центром притяжения любой игры в челябинской арене.
Нервничал ли Анвар Гатиятулин? Необычайно. В том холодном ноябре 2015-го он принял из рук Андрея Николишина абсолютно расхристанный «Трактор»: подавленный эмоционально и бессильный физически. Динамовская метода не взошла на челябинской почве, команда противилась наставнику и отказывалась получать удовольствие от игры через борьбу и моральное давление. Решение зрело у Сергея Гомоляко еще месяцем ранее, но нерешительность магнитогорцев, стоящих у управления клубом, откинула коллектив еще на пару позиций ниже.
Челябинск – это действительно уникальная хоккейная кузница. За 70-летнюю историю «Трактор» тренировало всего четыре наставника с иной ментальностью: Анатолий Кострюков, Анатолий Богданов, Карри Киви и Андрей Николишин. Получилось 40 лет назад только у Кострюкова, а остальные вкупе не проработали и трех сезонов.
Приходу Киви противилась вся хоккейная общественность, понимая тенденциозность решений, которые захлестнули город. Приходу Николишина радовались, но быстро осознали ошибку, в итоге приклеив харизматичному тренеру прозвище «Физрук». Гатиятулин прервал цепочку, и занял уже давно прогнозируемое ему место. Реформаторы от сохи угомонились, но признать промах не готовы до сих пор.
Сегодня «Трактор» занимает четвертое место на Востоке, и во многом это заслуга Анвара Гатиятулина, ворвавшегося в тренерскую КХЛ молодым дебютантом, и спустя всего год заставившим считаться с собой всерьез. Как и хорошее вино, этот специалист созревал годами, ступенчато подойдя как к игровой, так и тренерской карьере. В его пути не было ни толики метаний или силы эго. Только выдержка, уверенность в себе и взращенный талант к анализу.
Пройдя все круги городского хоккея, Гатиятулин только в 16 лет попал в знаменитую школу «Трактор», где тогда сильны были мэтры Бец, Перегудов и Могильников. Юный Анвар занимался у последнего, известного своим умением построить команду-семью. Он быстро влился, засветился в сборной, и за два года стал обладателем серебряных медалей юниорского Евро и МЧМ. В промежутке на пару с Ильей Лапшиным Гатиятулин успел съездить в Северную Америку, провел там несколько месяцев, освоил стиль, и принял решение расти на Родине, вернувшись в «Трактор». Это были лихие 90-е, когда команда в Челябинске играла умно и шустро, вдохновленная примером Валерия Белоусова. Попасть в состав было нереально, но успехи защитника не остались незамеченными тренером. После двух бронзовых сезонов пошло омоложение, и он прошел в состав, проведя под крылом Валерия Константиновича один год.
Этих параллелей будет в его жизни много. Именно носители челябинского духа и стиля заложили в будущем наставнике зерно, дающее плоды сейчас. Могильников, Белоусов, Цыгуров – с каждым из них Гатиятулин работал напрямую как игрок и тренер, консультировался, впитывал философию и дополнял ее своими идеями. Говорят, что наследие ветеранов потихоньку тает, в исключительно материальном мире работают иные ценности, но основы, заложенные легендами прошлого – это как отеческие наказы. Ты помнишь их всю жизнь, они как факел в ледяной пещере, через которую нужно пройти, чтобы выйти к свету.
Карьера Гатиятулина-защитника комкалась все сильнее, как все больше становилась и опухоль в челябинском хоккее. После вылета «Трактора» в Высшую лигу он пошел искать счастья в тихоновский ЦСКА, где поиграл в звене с еще зеленым Мозякиным. Затем был звездный «Авангард» Цыгурова, позвавшего близкого по духу игрока в свои ряды. Этот трансфер мог быть следующим шагом для 23-летнего хоккеиста, но судьба решила иначе. На старте чемпионата Гатиятулин бросился под шайбу, получил сложный перелом руки, и пропустил год. Следом были нижегородское «Торпедо», «Крылья», и возвращение в Высшую лигу, где в то время было отнюдь не сладко.
Путешествия по бескрайним Уралу и Сибири продолжались несколько лет. «Зауралье», «Мечел», «Газовик» и финальный «Молот», где Гатиятулин в 31 год завершил карьеру игрока. Как выяснилось позже, ее основная ценность была в накоплении знаний и их систематизации с последующей реализацией на льду. Первым материалом для Анвара стал «Трактор-2000». Это было начало пути, свойственное многим из челябинских наставников – начало с колыбели, с родной СДЮСШОР.
Преемственность является еще одной характерной чертой тренеров-эндемиков из столицы Южного Урала. Взяв у мэтров, Гатиятулин уже передает лучшее сыну, играющему в обороне «Трактора-2000». Илья ежегодно ездит в СА-лагеря, и каждую свободную минуту проводит на льду, пытаясь повторить путь отца. Сыновья Илья и Артемий, дочка Диана и жена Светлана – это тыл Анвара, который по его признаниям и дает ему силы терпеть и идти вперед.
Нулевой год школы на базе Гатиятулина и Лапшина уже дважды играл в финалах чемпионата страны, завоевав два серебра. В этом сезоне у ребят выпускной, и они полны надежд забрать чемпионство у «Ак Барса», обескровленного потерей «некствана» Свечникова. Это золото будет лучшим подарком тому, кто вложил душу в будущее СДЮСШОР.
- Мне всегда нравилась сама игра, творчество на льду. И когда я стал работать с детьми, мои взгляды на хоккей стали меняться. Дети – это эмоции, азарт, им невозможно сказать: «Стой здесь и жди, не беги в атаку, не забивай голы». Окончательно же мой вкус был сформирован той фантастической командой Белоусова, которая завоевала бронзу и серебро. Я учился на хоккее, который показывал тогда «Трактор» Валерия Константиновича, наслаждался и учился, - признавался в интервью Гатиятулин.
Дети были этапом в достижении следующего рубежа – работы в Молодежной хоккейной лиге. Спустя шесть лет Анвар по протекции директора клуба Владимира Кречина сменяет Андрея Сапожникова, и начинает претворять белоусовский вкус к романтическому хоккею в «Белых Медведях». «Трактор» тогда идет в гору, а кабинеты главных тренеров находятся в десятке метров друг от друга. Они общаются немного, исключительно по делу, и вскоре молодежная команда обретает свой стиль, очень похожий на кружева мастеров из КХЛ.
Клубный пик, случившийся в 2013-м, стал подспорьем для Гатиятулина и его идеалов. Вчерашние школьники смотрели на старших, видя реальную цель и с помощью тренеров начиная понимать средства ее достижения. Это была самая дисциплинированная команда. Все штрафы шли в общую копилку, а вернувшийся из «Шавинигана» Илья Зиновьев быстро сменил кепку с индейцем на снэпбек «Трактора», моментально вникнув в командную тему.
Гатиятулин быстро вывел «Медведей» из кризиса и дважды подряд выиграл с ними бронзовые медали Кубка Харламова. Как и Белоусову ему не хватило капельки удачи и наглости, малюсенького шажка отличающего чемпионские команды от контендеров. Когда Валерий Константинович принял решение уйти из клуба, первым претендентом на его место был Гатиятулин. Тогда боссы решили, что рано. Мол, пообтесаться нужно. Искать здесь правоту не стоит, ведь всё говорило только об одном – наступает лихолетье.
Оно включило в себя полную смену власти и решения по Киви и Николишину. Финн оказался не готов менять «Финляндию» на «Столичную», а экс-капитан «Трактора» был слишком авторитарен, чтобы считаться с мнением руководства, ветеранов и общественности. Они ушли. Пока шла борьба, Анвар выиграл серебро молодежного чемпионата мира. Он стал правой рукой несгибаемого Валерия Брагина.
Несколько раз Гатиятулина пытались внедрить в штаб первой команды помощником, по сути, на него сваливали ответственность и за «молодежку» и за микроклимат «Трактора», так как уже в сентябре 15-го было понятно, что место горит. Он ходил вокруг да около, подчеркивая, что ситуация противит ему и противоречит здравому смыслу. В конце ноября Это случилось, и в дебютной встрече Анвар проиграл «Металлургу» с Ильей Воробьевым, вместе с которым завоевывал серебро МЧМ двадцатью годами раньше.
Но «Трактор» успокоился. В раздевалке и командном коридоре поселилась старая добрая атмосфера доверия и теплоты, коей славен был Валерий Белоусов. Знаете, это когда приезжаешь домой после полугодичной командировки, а тебя встречает жена, сын с дочкой и собака, пахнущие уютом и горячими беляшами. Этот уют проецирует уверенность в себе и дает посыл к развитию. Так начал развиваться и «Трактор».
Антикризисный Гатиятулин не смог всего и сразу. Он наладил многие вещи, но выйти в плей-офф с листа не получилось. Не хватило пары-тройки игр.
Биться за Кубок Гагарина «Трактор» будет уже в этом феврале. Остался всего месяц. Гатиятулин сумел перешагнуть через себя, убить романтику стиля, и уйти в прагматику. Он четко понимает возможности имеющихся на руках карт, и использует момент для интеграции своих, челябинских игроков в командный механизм без потери качества. Проблемы с составом очевидны, но тот максимум, выжимающийся из каждого, позволяет команде идти в Топ-4, а тренеру постепенно гнуть свою линию в структуре, где гнуть ее изначально не давали совсем.
Евгений Кузнецов, с младых лет известный наличием своего мнения, еще летом вывел для «Трактора» формулу успеха. Все просто: нужно дать Гатиятулину контракт на 5-7 лет, и позволить ему быть в системе футбольным Бердыевым. Сегодня в клубе нет более грамотного, честного и системного человека, чем главный тренер.
Надо просто помочь ему, и сказка вскоре станет явью.
Оригинал текста на chelyabinskhockey.ru
Фотоиллюстрации – официальный сайт хоккейного клуба «Трактор» (Челябинск), Олег Недоспасов (74hockey.ru), Анастасия Брылкина (chelyabinskhockey.ru)