7 мин.

«Трактор» 3.0. Куда идти челябинскому хоккею?

Пришло время определяться.

В Челябинске произошли долгожданные перемены. Действующий губернатор Борис Дубровский 19 марта фактически сложил полномочия, передав эстафетную палочку Алексею Текслеру, которому в ближайшие месяцы предстоит определить фарватер для главного судна областной флотилии.

Наследие Дубровского/Сеничева

В нынешней системе координат челябинский хоккей существует вот уже пять лет – с момента отставки Михаила Юревича и назначения магнитогорской команды, сразу взявшей под управление единственное постоянное зрелище миллионного мегаполиса.

«Трактор» - ядро идентичности Челябинска. Его доминанта и маркер, который позволяет городу постоянно находиться в публичном пространстве страны. Это оружие, способное направлять потоки мнений и формировать нужный для власти ареал лояльности. Ни одна марионетка, созданная по прототипу Льва Владова, помешать этому процессу не в состоянии. Он давно устоялся и принят каждым участником большой хоккейной игры. Вопрос лишь в том, как используется это пространство, ведь получить ресурс не главное. Главное как им распорядиться. 

Задача новой команды Дубровского-Сеничева формулировалась просто: сохранить. Понятно, что бюджет в два миллиарда рублей повторить в новых условиях было невозможно. «Трактор» с пониманием отошел от статуса топ-клуба, отпустив свой символ – Валерия Белоусова и войдя в новый цикл. Такая перестройка явление привычное для всего российского хоккея и важно было не промахнуться в ключевых выстрелах. Увы, большая часть из них ушла мимо, что, учитывая отсутствие опыта у управленческой верхушки, было не удивительно. 

Одной из главных черт человека разумного является желание учиться. Начав с Карри Киви, приглашенного чуть ли не по совету Петри Контиолы (!), хоккейная команда Дубровского закончила Германом Титовым, компетенции и возможности которого были прекрасно известны рынку. Одни и те же ошибки за столько лет не лучший пункт в резюме топ-менеджеров. Его можно дополнить и самым стратегически провальным решением – расставанием с Анваром Гатиятулиным, готовым определять клубный вектор в долгосрочной перспективе.

За пять сезонов при нынешней власти «Трактор» четыре раза играл в плей-офф. Трижды без шансов вылетал на стадии 1/8 Кубка Гагарина. Один раз дошел до финала конференции, единственный раз пройдя команду с большим бюджетом («Салават Юлаев»). Давайте будем честными: мерой определения успеха в КХЛ является только плей-офф, где за все это время команда взяла лишь одну серию с действительно мощным соперником. Взяла на фоне снижения общего уровня Лиги, где конкуренция давно растаяла, как и комментарии в социальных сетях «Трактора». 

И не будем про вполне конкурентный бюджет. Просто помним, что главное – как им распорядиться. Того, что сможет сделать это рационально, будут носить на руках. Без шуток.

Имидж

Вести себя по-хозяйски в хоккейном Челябинске можно только в одном случае – будучи приближенным к телу губернатора. Появление магнитогорских на горизонте было сродни приходу питерских в Москву после назначения Путина главой государства. Их действия хлестко охарактеризовал человек, долгое время контролировавший Северную столицу. Мол, приехав в столицу на ржавых девятках, за пару лет эти ребята встали на ключевые посты и в финансовом отношении вели себя крайне зло и жадно. 

Бытует мнение, что как раз таки и благодаря увлечению Ивана Сеничева хоккеем (еще, кстати, с времен Магнитогорска) плюс его связям с Борисом Дубровским «Трактор» имел свой миллиард на систему, позволявший сохранять позиции в КХЛ. Не было бы – значит не было бы. Привет, ВХЛ.

Все-таки немного не так. 

А вот так: увлечения вещь недешевая и это исключительно увлечения личные. Второе - хоккей всегда использовался губернатором как рычаг, ведь «Трактор» никогда не был самостоятельной системой. Это клуб в клубе, позволяющий первому лицу позитивно работать на имидж. Оба пункта и дают тот самый миллиард, который нельзя приписывать кому-то в заслугу.

Дело только в том, что «Трактор» для Дубровского стал имиджевой потерей. И даже если губернатор дал бы полтора миллиарда, позиции бы не изменились. Хоккейный клуб ткань гораздо более тонкая, чем Магнитогорский металлургический комбинат. В эпоху медиа любое неверно сказанное слово за несколько минут набирает обороты снежной лавины, поэтому нужно играть по ее правилам. Нельзя игнорировать законы природы и устанавливать свои порядки там, где плаваешь как рыба во льду. В Челябинске же все случилось именно так.

Закрытые социальные сети (социальные ли?), оскорбления своей же аудитории, скандалы с Мамаевым и Сентюриным, публичные трения с инвалидом-колясочником Николаем Ольховским, формирование пула друзья/враги. Для полного списка промахов и мемов не хватит и листа А4. В городе, где директор клуба напрямую связан с губернатором, вещь непростительная. 

Это первая тема, которой новой власти придется заняться вплотную и которая напрямую влияет на спонсорский пул и привлекательность бренда для инвестиций. Соответственно, и на бюджет.

Клубное хозяйство

«Трактор» это не только клуб КХЛ. Это большое подворье, объединяющее три профессиональных клуба и сеть школ, из года в год аккумулирующих топ-проспектов на улице Савина. Тенденция последних лет проста – отъезд. Ежегодно организация теряет своих воспитанников, ищущих более современные хоккейные кластеры в Омске, Казани или Санкт-Петербурге. СДЮШОР сдает и позиции в регионе. 

Хозяйство должно грамотно управляться. Нельзя купить для ржавой «копейки» крутой движок и думать, что ездишь на «Мерседесе». Школа – колыбель всей системы. Ее деятельность должна быть направлена на прирост, а не отток. В Челябинске необходимо создание прозрачной тренерской среды, в которой лучшие будут тренировать лучших, создавая для детей атмосферу, позволяющую им комфортно чувствовать себя в родном городе и родной школе. Пока же все происходит наоборот. Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок уезжал из дома, но чада все равно уезжают. От отсутствия условий, странных тренировочных процессов, интриг и засилья коммерческой линии. Еще немного, и Челябинск будет гордиться лишь прошлым, не имея будущего. Если это случится, потеряны будут поколения. 

Следующей ступенью являются «Белые Медведи» и «Челмет» - инкубаторы для роста молодых игроков, их обкатки и подготовки к КХЛ. Сегодня они приносят системе минимальный результат. В ВХЛ регулярно меняются тренеры, перед каждым отдельно взятым сезоном совершенно неясно куда все будет двигаться и как дальше развиваться игрокам. Год за годом команда одной из лучших хоккейных школ России пролетает мимо плей-офф, уступая собранным с миру по нитке коллективам из Рязани и китайского Цзилиня. Лучше всего место «Челмета» в клубе сформулировали сами игроки в одном из видео: «Передаем привет всей нашей сотне болельщиков. Мы их всех знаем лично. Ждем полные трибуны: 100 человек, трех фанатов и железного дракона». Это не смешно. Как и то, что хоккеисты временами приезжают на выездные встречи в день игры. Так уж ходят поезда, простите. Денег на улучшение ситуации нет (см. п. 1). 

«Белые Медведи» еще как-то стараются держаться, но ручеек талантов из школы, как и игроков-сборников, с каждым годом становится все суше. Последний год, способный биться в МХЛ, карьеру в Лиге завершил. После 98-го, конечно, не выжженная земля, но попадание в плей-офф в следующие 2-3 сезона уже может считаться хорошим результатом, а прохождение круга даже отличным. Напомню, речь о топовой школе страны с выстроенной вертикалью.

Это команды системы, которые никому не нужны. Команды-автономии, зачастую держащиеся на энтузиазме отдельных людей и просто плывущие по течению. У «Белых Медведей» падает посещаемость? Плевать. «Челмет» едет с тремя пересадками? Так это ж ВХЛ, они молодые.

Если ждете прогресса от игроков и тренеров в таких условиях – начните с себя. Вертикаль хорошая и исполнимая идея, но пока лишь красивое слово. Ей важно заниматься и дать понять, что «Трактор» это не только КХЛ, а нечто большее.

Чего ждать?

Как минимум, интриги и пары решений, отвечающих современным спортивным трендам. Необходима мощная управленческая команда и последующее объединение системы в общую стратегическую модель, которая позволит «Трактору» спокойно формировать свой путь, не оглядываясь ни на один клуб КХЛ. Важны минимизация негатива, высокий уровень открытости и упор на новую аудиторию, только-только формирующую свои жизненные ценности. 

Без прошлого нет будущего.Но жить прошлым не имея ясного представления о будущем никак нельзя.

Сама организация давно готова шагнуть вперед. Для этого в Челябинске есть все условия. Нужно лишь нарисовать схемы на карте и объяснить, как это делать. 

Поверьте, это не сложно.

Челябинский хоккей ВКонтакте

Наш Telegram

Наш Twitter