Почему побеждает СКА. Все причины, кроме денег
СКА продолжает побеждать — и по-прежнему непонятно, кто его сможет остановить. Никита Петухов подробно разобрал игру лидера КХЛ, оставив в стороне все, кроме хоккея.
Основа
Вообще СКА — очень интересный случай. Не считая сборной, это первая элитно укомплектованная команда Олега Знарка. Все, что были раньше — просто крутые рабочие лошадки. Даже чемпионские ростеры «Динамо» пестрели фамилиями Коньков, Бабенко, Мосалев. Сейчас все гораздо лучше — особенно если иметь в виду общий уровень лиги.
Громкими именами Знарок и его штаб распоряжаются в узнаваемом стиле. Во-первых, как ни странно, есть деление на исполнителей и рабочих. Первые два звена (Ковальчук – Дацюк – Плотников и Гусев – Шипачев – Дадонов) исполняют. Два нижних, которые составлены из оставшихся нападающих, работают. Это не значит, что у них нет задачи забивать, но играют они по-другому – и сейчас вы увидите разницу.
Шипачев и Дацюк дают много вариантов игры в средней зоне: к диагоналям на крайнего от защитника и индивидуальным проходам Гусева/Ковальчука добавляется креатив центрального — если надо, Дацюк подбирает шайбу на своей синей и импровизирует. Эти тройки комбинируют в средней зоне, не стесняются улиток, ложных замахов, активно используют защитников (особенно — Войнова и Яковлева) и свободные пространства. В идеале тут — забить в касание после паса на пустой угол. Вот как выглядит такая игра.
Третье и четвертое звено чаще входят через вброс, больше работают в углах и при любом удобном случае выносят шайбу на пятак. Или индивидуально (в этом особенно преуспел Александр Барабанов), или через простое взаимодействие: один нападающий набрасывает на ворота, второй завязывает там борьбу, и в нее включаются все, кто должен. Идеальный итог этих действий — заковырять с пятака.
Очевидный минус такого разделения обязанностей только один — мы теряем Прохоркина. Николай – техничный, скоростной нападающий для быстрой комбинационной игры, со вшитым бонусом в виде дриблинга на скорости ультразвука. Из топ-6 «Салавата» он подмигивал НХЛ. В СКА мог быть еще мощнее, но тут его опускают в боттом-6 с четким регламентом по количеству работы – в итоге Прохоркин исполняет двустороннего работящего центра. Он не входит в топ-15 бомбардиров команды.
И еще одна деталь — в КХЛ, на фоне среднестатистического соперника, разделение задач среди армейцев практически незаметно. И фишка тут в уровне исполнителей: звено Барабанов – Коскиранта – Мозес было бы первым примерно в двадцати клубах лиги. Так зачем использовать это деление в регулярке – например, против того же «Адмирала»? Да, в чемпионате, может, это выглядит и нелогично, зато все наработки точно пригодятся в плей-офф.
Вполне предсказуемо СКА играет короткими сменами, в активное давление одним или, по ситуации, двумя нападающими — почему бы и нет, если у тебя в середине площадки остается Павел Дацюк. Режим отбора включается в момент потери, и в некотором смысле нынешний СКА – это футбольная «Барселона» времен Гвардиолы: отбирая шайбу в чужой зоне, армейцы чуть ли не опаснее, чем при обычной атаке. И если они создают много таких ситуаций, вы, скорее всего, будете разгромлены.
Армейцы очень быстры. Впрочем, скорость для них не главное: ЦСКА и «Динамо» на отдельных отрезках матча могут быть быстрее – и такое даже бывало. Но скорость дорого обходится — к третьим периодам СКА оставался свежее, а с их запасом мастерства это конец. К агрессии и высокому суммарному IQ добавляются фирменные, по Знарку, мотивация и физическая готовность. Причем два последних параметра стабильно высоки по ходу сезона.
А теперь о том, к чему все это приводит в играх с менее совершенными механизмами.
Ударные отрезки:
Старт игры: 30 шайб из 166
Это шайбы в первые десять минут. Да, в игре СКА есть и более результативные десятиминутки, но 18% - это тоже много. Девять из пятнадцати разгромов в сезоне начинались с быстрой шайбы.
Вообще все прежние версии армейцев начинали активно, но, по ощущениям, модель Знарка чуть страшнее предыдущих за счет мотивации: на старте она на максимуме. К тому же у СКА все хорошо со вбрасываниями и владением шайбой, игроки стремятся полностью контролировать ситуацию в начале матча. И если удается быстрыми сменами попасть в нужный ритм и постоянно удерживать соперника в напряжении, то гол почти неизбежен.
Минуты после гола: 37 шайб из 128
Это повторные шайбы в пределах четырех минут – и их получилось больше четверти, это очень много. Штука в том, что у СКА очень ровный состав, не старый и бегущий. Забило одно звено – тут же, на эту позитивную волну, выпускают следующее с четкой задачей — забить еще. Тренерский штаб гонится за такими сериями, команда на них настроена.
Большинство: 42 шайбы из 166
У СКА не самое страшное большинство в лиге, потому что есть «Магнитка». Но питерские 26% тоже очень хороши — для сравнения, у лучшего в НХЛ «Коламбуса» нет и 25%. Кроме мастеров нападения есть смысл поговорить об игроках на синей линии: в этом смысле СКА укомплектован прилично. Белов, Чудинов, Яковлев могут быть не всегда хороши в своей зоне, но отлично двигают шайбу, могут бросить и, что важнее, попасть.
Ключевые игроки
Гусев – Шипачев – Дадонов
Динамическое трио. Гусев и Шипачев – отличные распасовщики, Дадонов, скорее, финишер, но это во многом условности, потому что бросить, отдать и обыграть могут все трое. В зоне в основном распределяются так: Гусев слева, Дадонов в центре, Шипачев справа, но становится очень опасно, когда они начинают двигаться и меняться местами — чувство паса у всех великолепное. Открываются зоны, туда двигается шайба, вратарь теряет ее из виду, защитник вообще перестает понимать, что происходит.
Один момент. Заставьте звено Шипачева играть в позиционной обороне — и вы выиграли. В условном финале Илье Воробьеву есть смысл разменивать свое первое звено именно под эту тройку. Но это для материала о том, как обыграть СКА.
Ковальчук – Дацюк
Формально в их звене есть еще и Сергей Плотников, но он, скорее, нападающий-функция – жесткий, много катается, напрягает защитников. На его месте мог бы играть и Дергачев. Поэтому речь о связке. Ковальчук по сезону великолепен, у него хорошо со всем: стало меньше брака в раскатах из средней зоны, у него получается (еще бы) дриблинг, по-прежнему отличный бросок (любой), здоровое желание участвовать в борьбе за шайбу, в том числе в силовой. Дацюк же отлично видит, куда катит партнер, может отдать в любую точку площадки с нужным качеством и страхует на случай потерь. Но стоит показать и пример обратного взаимодействия, потому что он великолепен.
Яковлев, Войнов
Это не связка, но два принципиально важных для системы СКА защитника, которые создают дополнительные варианты в атаке за счет подключений. У них хватает мобильности, понимания игры и финишерских навыков на то, чтобы играть четвертым атакующим хоккеистом и просто подключаться к скоростной атаке. В этом особенно хорош Войнов, Яковлева же помногу используют на чужом пятаке в большинстве.
В общем, с технической стороны СКА выглядит непобедимой командой. Все, что говорят игроки и тренеры соперников — «армейцы тоже люди и их можно обыгрывать» — больше для мотивации.
Распоряжаясь элитным по российским меркам составом, Знарок создает очень высокую плотность на чужой половине площадки – чтобы ее выдержать, нужно попадать в темп и иметь сопоставимый уровень мастерства. А так же без сбоя наказывать за ошибки, которые у СКА тоже бывают. В регулярке таких героев не находится. Есть мнение, что найдутся в плей-офф, хотя предпосылок для этого практически никаких.
Самый полезный хоккейный блог для болельщиков вернулся!
Подписывайтесь на «Лигу болельщиков» – и вы увидите самые крутые эпизоды из матчей, сможете принять участие в конкурсах и получить призы от «Балтика 3»!
И обязательно заходите на www.baltika3.ru и регистрируйтесь там – у вас есть отличная возможность выиграть билеты на хоккей!
Фото: globallookpress.com/Alexander Kulebyakin
Не было бы и Дацюка, уехали бы давно Дадонов и Шипачов.
Так что не понимаю, как можно рассматривать одно, не принимая в расчёт другое.
Состав такой из-за бабла, большинство, связки и прочее зависят от состава. Вывод: статья еще раз подтверждает, что все успехи от бабла
P. S. Френч-дог без булки!