Забег «Белые ночи» – как Олимпиада для любителей. Чувства авторов Спортса’‘
Питер, вечер, 26 тысяч бегунов.
Прошел марафон «Белые ночи» – ключевой забег для Петербурга, второй по важности в стране. Он собрал 26 тысяч участников, организаторам впервые удалось сделать линейную дистанцию – старт у «Газпром Арены», финиш – на Дворцовой площади. Бегуны «прошивали» город от края до центра.

Это такая редкость и сложность для организаторов, что они столкнулись с проблемами.
● QR-коды для доступа на стадион, где выдавали номера, у многих не срабатывали. Было много ограничений по тому, что можно проносить на стадион – например, камеры, ноутбуки, большой багаж. Для многих это стало сюрпризом.
● В первый день возникли длинные очереди на вход – люди стояли по часу-полтора.
● Во второй день отменили много рейсов, бегуны из других городов не успевали приехать и получить стартовые номера до забега – он был в тот же вечер.
● Старт перенесли к арене, чтобы вместить больше участников, но из-за этого в городок не пустили болельщиков, а спортсменам пришлось приезжать без вещей – в камеры хранения их можно было сдать только на финише.
Несмотря на все эти сложности, старт получился очень крутым.
Авторы и редакторы Спортса’’ пробежали здесь 10 километров. Вот наши эмоции и рассказ: почему мы бегаем «Белые ночи» несколько лет подряд? Зачем приезжать именно сюда, а не на другие забеги? Что за магическая атмосфера на этом старте?
«Пропустить – значит необратимо забрать из своей жизни что-то важное. Такое, что нельзя купить за деньги»
Наталья Марьянчик, редактор Спортса’‘.
«А зачем ты снова едешь в Питер на забег?» Вопрос в рабочем чатике сначала удивил, потом заставил задуматься.
Быть беговым туристом смысла нет: я уже бегала «Белые ночи» в прошлом году, и теперь лучше было бы разблокировать новую локацию. Дорога, дорогие отели (где к тому же почти нет мест) и неприятная необходимость пропустить летний корпоратив Спортса’’ – тоже в копилку «минусов». Так зачем?
А зачем спортсмены едут на Олимпиаду? Туда тоже сложно попасть (гораздо сложнее, чем в Питер, даже в разгар атаки дронов), там забиты отели, дорого, везде толпы... Но пропустить Игры, даже если ты не претендуешь на медали, значит необратимо забрать из своей жизни что-то важное. Такое, что нельзя купить за деньги, как классное путешествие или поход в ресторан. Это все еще будет много раз, а вот эмоции не повторятся. Так и у меня с «Белыми ночами».
В прошлом году здесь я впервые в жизни разменяла знаковый для меня рубеж 50 минут на 10 км. Но запомнились больше всего люди в несколько рядов вдоль Невского проспекта. Бежишь по перекрытому городу под крики «Наташа, давай!» и чувствуешь себя рок-звездой на огромном стадионе. Потом я поняла, откуда они знают, что я Наташа – имя же на груди написано.
Сейчас по сравнению с прошлым летом многое изменилось. Стартовая выставка теперь на «Газпром Арене», старт – неподалеку, на Крестовском острове, а забег из кругового превратился в линейный. Как всегда, новинки зашли не всем, да и без косяков не обошлось. Садясь в поезд в Москве, я читала про огромные очереди на выдаче номеров. На следующий день на получение стартового пакета ушло максимум минут 10.


Все как на Олимпиадах: неизбежно в первые дни всплывают какие-то просчеты, но если организация на уровне – их оперативно исправляют. Отдельное восхищение «Беговому сообществу»: не только за то, что казус с очередями продлился буквально несколько часов, но еще за решение продлить выдачу на час и перенести слот на будущий год для тех, кто все равно не успел из-за закрытия аэропортов. Хотя казалось бы: решение лететь на самолете в день старта – само по себе риск, легко можно было возложить его на участников и ничего не делать.
Но на «Белых ночах» так не работает. Пожалуй, только в прошлом году на Играх в Париже я ощущала себя настолько частью большого целого. Идешь из метро и не нужно смотреть в навигатор: один поток людей (без стартовых мешков) – туда, другой (с мешками) – обратно. Все на шутках, подколах, «легких ног» повторяешь миллион раз...

Как ехали на старт – отдельный прикол. Казалось, неудобно: вещи нужно оставить в камере хранения на финише и двигаться на Крестовский уже в беговой форме. А в Питере довольно прохладно, еще и дождь обещали. Но какого только креатива не было в вагонах метро! Мой топ – прозрачные белые комбинезоны, какие носили врачи в разгар ковида. Очень удобно: накинул прямо на форму, потом снял перед стартом и выбросил! Были еще мусорные пакеты, надетые через голову, старые шубы/телогрейки, какие не жалко выкинуть...
Моей задачей на этот старт был новый личный рекорд. В идеале – разменять 47 минут, это план-максимум. Готовились мы с тренером примерно как к Олимпиаде, правда, всего недели две. До этого были болезнь, травмы, и вишенкой на торте – конфликт в Израиле, из-за которого я 10 дней вместо бега сидела в бомбоубежище.
Я никогда не узнаю, что чувствует человек, который выходит на старт бороться за олимпийскую награду, но думаю, на «Белых ночах» я испытывала что-то схожее. Пусть разум повторяет: «Да что ты паришься? Это же не Олимпиада!», – невозможно не завестись от движухи в стартовом городке, пейсеров, зрителей, красивейшего стадиона рядом.

На этом заряде первый километр залетел на 15 секунд быстрее плана. Для такой дистанции это целая пропасть. Наученная опытом (у меня были забеги, где после быстрого начала я потом еле финишировала), сбавила. Все равно быстрее. И тут нужно было решить: скатиться на планировавшийся темп 4:40 на километр и, если останутся силы, прибавить на финише, или рисковать и бежать прямо сейчас по 4:33, раз этот темп (пока?) ощущается комфортным. Но так быстро я не бегала даже 5 км, а накрыть может в любой момент и потом уже не выползешь.... В общем, решила рисковать.
Когда бежишь на результат, мир вокруг сужается до окошка подзорной трубы. Так что здесь не будет про достопримечательности, какой красивый Дворцовый мост и круто ли оформили финишную арку. Ничего этого я не видела. Смотрела только на часы и километровые отсечки (ох, как я ждала каждую из них!) Хватит сил или нет?
Хватило! 45:34 – пишу эти цифры и до сих пор не верю, что это про меня. Такого не значилось даже в самых смелых мечтах. И пусть это не победа на Олимпиаде, какой у меня никогда не будет, но радость, даже триумф – есть!

Ничего этого точно не было бы, если бы я не приехала на «Белые ночи». Потому что неслучайно даже большие чемпионы свои лучшие результаты показывают на крутых стартах, а не на первенстве деревни в лесу.
Только здесь потряхивает перед стартом, а на дистанции решения принимаются за доли секунды. Только здесь ты на одной волне с каждым из 20 с лишним тысяч людей на дистанции. И когда на другой чаше весов дорогие отели или мелкие организационные косяки... Ну, серьезно?
Ненавидела бегать, но влюбилась в «Белые ночи». Итог: полгода тренировок с нуля, первый в жизни забег
Анастасия Салимгареева, новостной редактор раздела «Здоровье».
В 2024-м на «Белые ночи» я ходила как журналист. Это был первый забег в жизни, который я видела. Как же мне понравилось! Много людей, куча поддержки, музыка, танцы, а вокруг марафонцы, разведенные мосты и красивый город. Центр просто гудел. Это все было похоже на большую вечеринку под открытым небом.
Конечно, как только начали продавать слоты, я сразу же купила регистрацию на следующий год. Но была загвоздка: я человек без спортивного прошлого. Бегать я терпеть не могла, из активностей любила только велосипед.
В январе пошла заниматься к тренеру, мы очень плавно подбирали нагрузку, чтобы не травмироваться. Сначала делали легкое ОФП и бегали через шаг. Чуть позже я уже могла без перерыва бегать и 40 минут, и час. Было тяжело. Оказалось, что подготовка к десятке – это не только пробежки, но и ОФП, упражнения на мышцы кора и мобильность суставов, а также скоростные работы. Совмещать это все с работой и маленьким ребенком – практически нереально. Но мне очень хотелось стать частью «Белых ночей» и наконец понять, что чувствуют бегуны, о которых я так много рассказываю в новостях, статьях и интервью.

Сам забег я планировала бежать больше часа, но тренер сказала, что получится быстрее. Амбициозной цифре в час я не верила, но держала ее в голове. Стартовала из кластера G – предпоследний, и, как мне кажется, самый многочисленный. Бежали в толпе всю дистанцию! Сначала мне было дурно от этого. Бегуны, яркие майки и топот ног по асфальту. Потом привыкла, начала рассматривать всех вокруг.
Рядом бежала беременная девушка с мужем, который говорил ей двигаться чуть медленнее. Темп был примерно 6:15. Потом бежала с дедулей. Он явно был спортсменом, и меня очень порадовало, что я, с нуля за полгода подготовившись к десятке, могу бежать рядом с бывшим атлетом.
Километры пролетали в тишине, но что-то было в этом – ощущение, что даже мы, непрофессионалы, бежим каждый на свой результат, на личный рекорд. Все серьезны и сосредоточены. Даже никто ни с кем особо не общался. Стоит отметить, что с 1-го по 5-й км не было поддержки на трассе, хотя маршрут был приятный. Новые элитные дома, маленькие набережные, красивые рестораны, но практически не было людей и никакой музыки.

Возле Ростральных колонн (7-й км) стало совсем хорошо. Там прибавились люди на обочинах, все кричали и поддерживали. Говорят, что 7-й км самый тяжелый для десяточников, но я этого не почувствовала. Смотрела по сторонам, слушала каждого болельщика.
Впереди был Дворцовый мост, с которого уже был виден финиш. И это был самый коварный участок! Там я ускорилась, а оказалось, что нас ждала еще петля по набережной до Исаакиевского собора. Стало грустно и тяжело, но толпа несла меня. Не нужен был никакой гаджет, ведь все мы бежали на одно и то же время. Очень удобно.

На последних двух километрах болельщиков было уже очень много. Они кричали даже мое имя! Я старалась всем отбивать пятюни и не думать, что темп 5:45 – это быстро для меня. И вот финишное ускорение. Мое время – 1:00:09. Тренер присылает раскладку по таймингу, вторая половина получилась быстрее. Одна на тренировке я бы так в жизни не отбегала. Бегуны, которые не останавливались и просто в буквальном смысле несли меня, болельщики (мне кажется, я помню каждого) – они все помогли сделать первый забег быстрым и незабываемым.
Как ни парадоксально, но бежать оказалось куда легче, чем работать на забегах. То, что видела год назад у других на «Белых ночах», наконец сбылось. Получать первую медаль, звонить в колокол финишера, получить гормональный коктейль от первой долгожданной дистанции – кайф. Быть наконец «своим» очень приятно.
Линейный маршрут соединяет разные районы и очень разных людей
Юля Пухкал, редактор раздела «Здоровье».
Я живу в Питере, «Белые ночи» – домашний старт, который я бегаю почти каждый год. Это способ увидеть друзей из разных тусовок: товарищей по прошлому беговому клубу и по нынешнему, старых друзей, с которыми не виделись несколько лет, коллег, с которыми мы пересекаемся только в онлайне. Размяться рядом с юной звездой шоссейного бега Артемом Поповым, помахать знакомому блогеру.
Вот я встречаю на дистанции знакомую – прошлой осенью она родила и теперь бежит с беговой коляской и девятимесячной малышкой. Правилами это запрещено, но она бежит аккуратно и с краю, чтобы никому не мешать, иногда останавливаясь, чтобы успокоить ребенка. Ей бег помог вернуть форму после родов, и на дистанции все ей восхищаются – преодолевать десятку с коляской нелегко.
На мосту – друг по велосипедному комьюнити. Многие велосипедисты из тусовки перешли в бег и теперь участвуют сами, помогают организаторам и ведут лидеров под дистанции или устраивают точки поддержки. Друг срывается, догоняет меня, протягивает велобутылку – «Хочешь негрони?»
В центре трасса делает крюк в районе Исаакиевского собора, атмосфера там – на разрыв. По другой стороне улицы – встречный поток бегунов, незнакомая девушка из него отбивает мне «пятюню». У собора я встречаю пейсмейкера на 00:59 – Ирина ведет полноценную экскурсию по городу и в этот момент рассказывает, как Монферран спроектировал собор.
«Белые ночи» для меня – это про людей. Знакомых и незнакомых, похожих на меня и совсем других. Если на старте ты еще чему-то удивляешься (например, думаешь про других: зачем вы бежите в куртках и лосинах, когда погода требует футболку и шорты?), то дистанция примиряет с тем, что люди разные. Всех нас объединяет бег.
Новый линейный маршрут помогает этой идее. Как в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне, он идет из точки в точку и соединяет совершенно разные районы. Болельщиков действительно стало меньше, чем когда трасса проходила по центру, но тем ценнее поддержка. Точечные группы, барабанщики, случайные прохожие, вышедшие из ресторанов на Крестовском.
Застрявшие в пробке жители Петровского острова вышли из машин, открыли багажники, устроили мини-пикники. Они стоят на трассе и протягивают руки бегунам.

Этот остров не самый фотогеничный, кроме новостроек тут автомойки, заборы, старинные заводы. Рядом со мной бегунья (явно не из Питера) говорит другу: «В какой-то промышленный райончик забежали». Но в этом отдельный кайф – трасса пронизывает город, бегущая толпа соединяет совершенно разные места.

Надеюсь, что марафонская трасса однажды полностью пройдет через город с запада на восток, с севера на юг, захватит спальные районы с широкими проспектами и узкие улочки центра. Соединит его целиком.
Старт, на котором все равны
Глеб Чернявский, автор футбольного раздела.
Я ненавижу бегать утром и обожаю бегать вечером, поэтому «Белые ночи» – идеальный формат.
На этом забеге мне хотелось выбежать 10 км из 45 минут и установить личный рекорд. Получилось с запасом – 44:08. В моменте даже мечтал о времени 43:5х, но это было бы уже выше моих способностей.

Один из лучших эпизодов – на 10-м километре догнал бывшего вратаря «Спартака» Артема Реброва. Он бегает на порядок сильнее меня, но на этот раз у него не пошло. Тем не менее проигрывать 90-килограммовому медвежонку Ребров не захотел, резко добавил и просто ушел от меня в точку.
Мне же эта встреча тоже придала сил и позволила ускориться – в финишном створе бежал в темпе 3:07!

Обязательно когда-нибудь пробегу марафон на «Белых ночах». Я не фанат Санкт-Петербурга, но бегать мне здесь очень нравится. Какая-то особая атмосфера, что ли. Даже назвал бы Меккой бега – плоско, красиво, приветливо, куча заведений, где можно отметить триумф или поражение. И, надеюсь, мне повезет с погодой. Вчера марафонцы бежали в ливень, а я стоял на финише и смотрел на лица этих героев.
Многие явно показали время хуже желаемого, но в принципе закончить такую дистанцию в таких экстремальных условиях – настоящий подвиг. Я гордился каждым!
Темные улицы, участники бегут с машинами. Как проходил первый марафон «Белые ночи» в 1990-м
Календарь забегов и других любительских стартов
Телеграм-канал с советами для бегунов и подборками забегов по всему миру

Фото: Беговое сообщество; Спортс’‘
5. Скудный мерч марафона, с GRi было лучше.
6. Слабая организация финишного городка ( темнота, отсутствие навигации и волонтеров.
Событие крутое, но относительно мировых стандартов, увы, проседаем все сильнее.
Бегаете - бегайте, не надо об этом в каждой из сториз рассказывать, и каждый раз фото выкладывать, пожалуйста.