23 мин.

Рекорду России в марафоне 17+ лет. Три причины, почему его до сих пор не побили

29 октября 2007 года в Дублине Алексей Соколов установил рекорд России на марафонской дистанции – 2 часа 9 минут 7 секунд. За 17+ лет с того момента появились более технологичные кроссовки, мировые рекорды у мужчин и женщин улетели в космос, а наш остается неприкосновенным. После достижения Соколова лишь трое российских марафонцев были близки к его цифрам, показав результат быстрее 2:10, – Дмитрий Сафронов, Алексей Реунков и Дмитрий Неделин.



За последние 7 лет только двое спортсменов штурмовали рекорд России:

● в 2018 году после длительных сборов в Кении Степан Киселев в одиночку атаковал рекорд на чемпионате страны в Волгограде. Попытка получилась неудачной, более того – Степан пришел к финишу вторым после Алексея Реункова;

● в 2024 году, спустя всего 1,5 месяца после финиша на Московском марафоне, в Валенсии на плоской трассе на рекорд замахнулся Дмитрий Неделин – не хватило всего 34 секунд. Итоговый результат Неделина – 2:09:40.

Разбираемся, почему российские марафонцы так редко штурмовали национальный рекорд.

1. Отсутствие выездов на зарубежные старты. Все рекорды России и другие сильные результаты на марафоне показаны в конкуренции с иностранными спортсменами

Немного предыстории. 

В ноябре 2015-го в результате допингового скандала российские легкоатлеты были отстранены от участия в соревнованиях под эгидой World Athletics – наша федерация легкой атлетики временно лишена членства. За это время наши легкоатлеты пропустили три Олимпиады, четыре чемпионата мира и множество других крупных турниров. Были редкие случаи, когда россияне выступали в нейтральном статусе. Например, 10 легкоатлетов были отобраны для участия в Олимпийских играх в Токио в 2021 году, из бегунов – только барьерист Сергей Шубенков. Только двое российских марафонцев, Федор Шутов и Сардана Трофимова, получили нейтральный статус и участвовали в чемпионате мира 2019 года.

Но это исключения из правила: подавляющее большинство легкоатлетов, включая марафонцев, были лишены возможности выступать на зарубежных стартах и соревноваться с сильнейшими иностранными спортсменами. Очевидно, что благодаря конкуренции можно показать максимум.

Достаточно посмотреть на некоторые результаты российских марафонцев до отстранения:

  • Дмитрий Сафронов – 2:09:35, 8-е место (Лондон, 2011).

  • Алексей Реунков – 2:09:54, 11-е место (Франкфурт, 2011).

  • Степан Киселев – 2:11:28, 5-е место (Цюрих, 2014).

  • Дмитрий Сафронов – 2:10:12, 2-е место (Фукуока, 2010).

  • Григорий Андреев – 2:10:25, 19-е место (Франкфурт, 2011).

  • Алексей Реунков – 2:10:10, 9-е место (Лондон, 2015).

Все рекорды России на марафоне также были установлены за рубежом:

  • Яков Толстиков – 2:09:17, Лондон, 1991.

  • Леонид Швецов – 2:09:16, Прага, 1997.

  • Алексей Соколов – 2:09:07, Дублин, 2007.

В разных интервью Алексей Соколов вспоминал, что в Дублине ему противостояли кенийцы и эфиопы, личные результаты которых были лучше его результатов. Во время забега он не думал о рекорде России, так как не понимал, на какое время готов.



Без конкуренции с иностранными спортсменами средние результаты элитных российских марафонцев ­– на уровне 2:13-2:15. Обычно этих цифр хватает, чтобы победить на чемпионате России или другом престижном марафоне. На фоне мировых результатов и тех, что были показаны в начале 2010-х, они выглядят невысокими. «У нас нет такого уровня конкуренции, когда можно встать в группу сильных спортсменов, ни о чем не думать, просто перебирать ногами, – и тебя группа вытянет на нужный результат», – рассказал Спортсу’’ Алексей Реунков.

За это время лишь несколько результатов заметно выше остальных:

● Федор Шутов на чемпионате России 2016 года – 2:11:26,
● Дмитрий Неделин на Московском марафоне 2024 года – 2:11:40.

В каждом из этих случаев была особая мотивация. Шутов стал единственным, кто уложился в олимпийский норматив (2:11:30) и претендовал на Олимпийские игры в Рио-2016. Неделина мотивировал бонус в размере 1 000 000 рублей за рекорд трассы – для этого нужно было пробежать быстрее 2:13:40. К тому же он бежал не один: за победу боролся с иностранными атлетами, которые впервые за 9 лет приехали на Московский марафон.

В декабре 2024-го Неделин показал на плоской трассе в Валенсии 2:09:40. До него последним из россиян, кто бежал настолько быстро, был Алексей Реунков: в 2015-м на Лондонском марафоне он финишировал за 2:10:10 и стал 9-м в абсолюте.

Результат Неделина получился быстрым неслучайно: еще до забега спортсмен анонсировал, что попробует побить рекорд России. Нет сомнений, что на дистанции ему помогла группа сильных зарубежных атлетов. «Первые три километра я бежал в толпе, наверное, человек 500», – рассказывал он.

Хотя Неделин и показал один из самых сильных результатов в истории российского марафона, в Валенсии он стал лишь 38-м в абсолюте.

2. В России практически нет трасс и условий для быстрых результатов

Марафоны в Берлине, Чикаго, Валенсии, Франкфурте привлекательны тем, что:

  • трассы плоские с минимальным перепадом высоты, без обилия петель и крутых разворотов;

  • проходят осенью (Валенсия – в начале декабря) при комфортной погоде.

Именно поэтому марафонцы со всего мира едут туда за быстрыми результатами, здесь элитные спортсмены устанавливают национальные и мировые рекорды. Например, за всю историю Берлинского марафона установлено более десяти мировых рекордов, включая достижения Элиуда Кипчоге (2:01:39, 2:01:09) и лучший результат эфиопки Тигист Ассефы (2:11:53). В Чикаго стоят действующие мировые рекорды у мужчин и у женщин.



В России практически нет трасс, которые бы подходили для быстрого бега. Возьмем три крупнейших марафона страны:

● Московский марафон славится подъемами на Бульварном кольце, а общий набор высоты составляет порядка 200 метров. Для сравнения – набор на Берлинском марафоне 40 м, в Валенсии и вовсе в районе 20 м. В 2025 году трассу марафона в Москве и вовсе изменили таким образом, что на ней теперь нельзя зафиксировать мировые и другие официальные рекорды.

● На маршруте Казанского марафона традиционно множество петель и разворотов на 180°, что неизбежно влияет на темп. Также в Казани непредсказуемая погода – может быть жарко, а может быть очень прохладно. Кроме того, на набережных бывает встречный ветер, который крадет секунды с каждого километра. Рекорд трассы стоит с 2019 года – 2:12:56.

● Марафон «Белые ночи» в Санкт-Петербурге проходит при комфортной температуре и в целом удобен с точки зрения перепада высот. Однако он в ночное время, и, как правило, вторая половина дистанции дается спортсменам тяжело. Здесь редко показывают рекордные цифры: результаты победителей последних лет у мужчин в районе 2:13-2:16, у женщин – 2:29-2:34.

В непростых условиях проходят и другие крупные забеги. Сибирский международный марафон в Омске – в жарком августе, а на дистанции дует речной ветер. Марафон «Европа-Азия» также в августе, а трасса с серьезным перепадом высот. Напомним, что ни один марафон, где устанавливают мировые рекорды, не проходит летом.

Кто-то скажет, что это все оправдания, но у нас медленно бегут даже кенийцы, эфиопы и марроканцы:

● В 2023 году на Сибирском марафоне выиграл кениец Эрик Керинг с результатом 2:15:03, а его коллега Алекс Кипротич показал третий результат – 2:23:46.

● На Казанском марафоне 2024 года были заявлены двое кенийцев, один из них имел личный рекорд 2:10:02. В Казани оба не финишировали.

● На Московском марафоне того же года группу африканских спортсменов Дмитрий Неделин тащил на себе – в ней бежали спортсмены с личными рекордами в районе 2:05-2:08. В итоге на финише Неделин уступил двум марокканцам лишь несколько секунд, те показали результаты 2:11:34 и 2:11:38. Позади себя Дима оставил двоих кенийцев и одного эфиопа, а несколько африканцев и вовсе сошли с дистанции.

В России несколько трасс, где потенциально можно установить рекорды. Но везде есть особенности.

Несколько лет назад организаторы пробега Пушкин – Санкт-Петербург включили в программу марафонскую дистанцию. Симпатичный плоский рельеф привлекает многих спортсменов на дистанцию 30 км, однако трасса марафона не предназначена для фиксации мировых и национальных рекордов – расстояние между точками старта и финиша превышает положенные 50% от общей длины дистанции. Поэтому если здесь пробежать быстрее рекорда России, его не засчитают как официальный.

Возможно, единственная трасса, которая отлично подходит для быстрого бега в России, находится в Адлере. Марафон в два круга, трасса – плоская, с минимальным набором высоты и имеет сертификат AIMS категории A (это означает, что на ней можно проводить международные соревнования уровня чемпионата и Кубка мира). Как и на каждом забеге, здесь могут повлиять погодные условия – ветер и высокая температура, но в целом, это одно из лучших мест в России для установления рекорда. Несколько лет назад здесь проводили чемпионат страны, однако на рекорд никто не бежал – не было цели и сильной компании. Сейчас у забега нет статуса чемпионата, поэтому сильнейшие стайеры России сюда не приезжают. Все потому, что есть третий фактор.

3. Не было денежного стимула и поддержки со стороны федерации легкой атлетики, организаторов марафонов

Призовые на коммерческих стартах – важная строчка в бюджете профессионального спортсмена. На крупных марафонах можно получить бонус за приезд от организаторов и побороться за призовой фонд, который предполагает фиксированную сумму за высокое место в протоколе (обычно награждают спортсменов, занявших с первого по шестое места), бонусы за выполненный норматив по времени.

Например, на Пермском марафоне в 2025 году победитель получит 500 000 рублей (сумма без учета налогов) – ровно столько в прошлом году на этом забеге заработал Алексей Реунков. На Казанском марафоне 2025 года победитель получит 400 000 рублей, а если он пробежит быстрее 2:09 (у мужчин) и быстрее 2:25 (у женщин) – дополнительно еще 400 000. Бонусы можно заработать, показав результат скромнее: от 2:10 до 2:20 – для мужчин и от 2:26 до 2:45 – у женщин.

Подобные условия, в том числе бонусы за приезд, может предложить далеко не каждый организатор. Профессиональные спортсмены выходят на марафон не более 2-3 раз в год – все остальное время уходит на подготовку и восстановление. Они тщательно просчитывают: на какой старт стоит выйти и какую сумму можно там заработать. Поэтому если, например, на марафоне в Адлере быстрая трасса, но символические призовые – профессиональные спортсмены туда не поедут, а выберут тот старт, где можно заработать гораздо больше.

Но даже эти призовые – 400-500 тысяч рублей – нельзя назвать большой суммой. С нее спортсмену нужно оплатить несколько тренировочных сборов в среднегорье (перелет, проживание, питание), услуги тренера, заплатить налоги, возможно, купить экипировку, не говоря уже о других повседневных расходах. Важно, что эту сумму может получить только победитель крупного марафона в абсолюте: призеры, занявшие места со второго по шестое, получают гораздо меньше. Это сильно влияет на мотивацию: спортсмены могут просто не поехать на старт и найти тот, где пониже конкуренция и есть шансы на призовые.

Профессионалы редко бегут «ради идеи»: за любой идеей должно стоять финансовое вознаграждение. Наши рекордсмены, Леонид Швецов и его ученик Алексей Соколов, стартовали на коммерческих марафонах: Швецов – в Праге (1997), Соколов – в Дублине (2007). Оба заняли призовые места и установили национальные рекорды. Например, за победу в Дублине Алексей получил €10 000 и еще €5000 – за рекорд трассы. Но особой финансовой мотивации устанавливать национальный рекорд у него не было – за это достижение от российской федерации легкой атлетики Соколов не получил ничего.

В апреле 2015-го на Лондонском марафоне рекорд России штурмовал Алексей Реунков. Быстрая трасса, сильные соперники, бонусы за место в протоколе и результат от организаторов – были все условия для этой попытки. Алексей хорошо начал: первая половина получилась 1:04:47, но потом темп стал падать. Тем не менее, Реунков стал девятым в абсолюте на крупнейшем мейджоре (2:10:10). Рекорд не удался, но Алексей заработал призовые – за место в десятке и бонус за результат быстрее 2:11.



В ноябре того же года ВФЛА отстранили, выезды на зарубежные старты прекратились, а вместе с этим – новые попытки побить национальный рекорд. Если на зарубежных марафонах можно было заработать и попутно постараться побить рекорд России, то на внутренних стартах основной задачей стало выиграть или же подняться как можно выше в протоколе, чтобы заработать побольше.

Отсутствие финансовой мотивации – денежного бонуса за рекорд – одна из причин, почему наши спортсмены не бегут быстро и не штурмуют рекорд страны. Еще в 2020 году чемпион России, многократный победитель различных марафонов Юрий Чечун признавался: «Зачем мне выкладываться, рисковать здоровьем и показывать высокие результаты, если мне за это не заплатят? Мне проще пробежать много марафонов с невысоким результатом и забрать призовые». 

Чтобы лучше понять позицию Юрия, достаточно посмотреть на бонусы иностранных атлетов. Например, в 2024 году кенийка Рут Чепнгетич за победу на марафоне в Чикаго получила $100 000, а за мировой рекорд – дополнительно $50 000. Элиуд Кипчоге за победу и мировой на Берлинском марафоне 2022 года заработал порядка $106 000. В 2025 году победители Лондонского марафона получили по $55 000, призеры со 2-го по 12-е место – от $30 000 до $1000 в зависимости от занятого места. За установление мирового рекорда в Лондоне можно было заработать $125 000.

Редким исключением, когда спортсмен бежал быстро «за идею», была попытка Степана Киселева в 2018 году побить рекорд России на чемпионате страны в Волгограде. Трасса забега подходила для этого, а вот погодные условия – нет, было в районе +24°C. «За первое место стояли 30-40 тысяч рублей. Не было никаких спонсоров, никакой поддержки. Первые два километра меня протащил друг, после этого он сошел, и я остался один. В итоге на последних километрах меня как стоячего «прошивали» девчонки. Но я не жалею. Больше 100 дней я провел на сборах в Кении и не мог поступить иначе [попытаться пробежать быстрее 2:09:07]», – вспоминает Киселев.

Первые серьезные деньги за рекорд России на шоссейном забеге появились в 2020 году. На забеге «Моя столица» организаторы поставили неплохие призовые за национальный рекорд на полумарафоне – 1 000 000 рублей. Идея сработала: Владимир Никитин побил достижение Дмитрия Капитонова, которое стояло 24 года, – 1:01:09. Через год Никитин улучшил собственный рекорд, пробежав на Ярославском полумарафоне за 1:00:42, но тогда за рекорд получил лишь 350 000 рублей. Без учета налогов. 

«Когда стоят дополнительные бонусы за рекорд, мотивации гораздо больше, чем когда бежишь просто так. Конечно, круто, когда ты устанавливаешь рекорд России и тем самым создаешь историю. Рекорд больше ценится, чем деньги, но без денег – никуда. На подготовку к стартам уходит очень много ресурсов», – рассказал Спортсу’’ Никитин.  

До 2024 года денежного стимула штурмовать рекорд России у элитных марафонцев не было. В прошлом году за две недели до старта партнер Московского марафона, компания FONBET, объявила о дополнительном вознаграждении за национальный рекорд – 3 000 000 рублей. Очевидно, это было беспроигрышное пари – за две недели российские спортсмены при всем желании не успели бы подготовиться. К тому же вспоминаем трассу Московского марафона – холмы и набор высоты в районе 200 м.

Позитивная новость в том, что большие компании, букмекеры, стали проявлять интерес к беговому событию – этого раньше не было. Кроме того, анонс о бонусе за рекорд страны вызвал интерес у еще нескольких компаний, которые по примеру букмекера вложились в общий призовой фонд – пообещали 1 000 000 рублей не за рекорд страны, а за рекорд трассы. Приезд сильных иностранных спортсменов, весомый денежный бонус замотивировали Дмитрия Неделина, который в Москве показал высокий результат (2:11:40) и побил рекорд трассы, который стоял с 2016 года. Дополнительно от организаторов Неделин получил 550 000 рублей, куда входят призовые за первое место среди россиян, третье место в абсолюте и бонус за результат быстрее 2:12. Подобных призовых на Московском марафоне до 2024 года не было.

Последним, кто пытался побить рекорд России, был все тот же Неделин. На марафоне в Валенсии он был очень близок к этому: не хватило 34 секунд – 2:09:40. Здесь не обошлось без поддержки спонсоров: они покрыли расходы на тренировочные сборы и билеты в Валенсию. Возможно, без этой помощи спортсмену сложно было бы подготовиться к такому результату.

***
Побить рекорд Соколова могут уже в это воскресенье – 4 мая, на Казанском марафоне. Смотреть за гонкой можно будет в прямом эфире, забег покажет «Матч ТВ». Главный претендент – Дмитрий Неделин, но забег всегда может пойти не так, как ожидается. Трасса, погода, питание, психология – все может помешать.

Лучший марафон России – кажется, теперь в Казани. Все о забеге и главных интригах – подготовка Неделина, Никитина и Реункова

Наш рекорд в марафоне дрожит 18 лет спустя: его ставили в простых кроссовках, герой не получил призовые в России

Фото: Gettyimages/Niall Carson – PA Images, Julien Behal – PA Images, Ian Walton; East News/Giuseppe CACACE / AFP; РИА Новости/Пелагия Тихонова, Кирилл Каллиников, Константин Чалабов; Andreas Gora/dpa, Bulkin Sergey/news.ru/Global Look Press