Как ухаживать за велосипедной вилкой — правильная смазка, давление и сервисное обслуживание
Содержание
Вилка переднего колеса – неотъемлемая часть любого велосипеда. В зависимости от конструкции она требует более или менее тщательного ухода. Владельцы должны проводить регулярный визуальный осмотр. Даже самые простые и прочные ригидные вилки могут иметь повреждения, вмятины, следы коррозии. Вилки более современных типов периодически нуждаются в замене частей механизма, масла, подкачке воздуха. Вилки для хардтейлов и двухподвесов стоят довольно дорого, поэтому нельзя пренебрегать уходом и профилактикой. Визуальный осмотр нужно проводить перед каждой поездкой, более тщательный хотя бы раз в неделю. В данной статье мы рассмотрим особенности разных типов вилок для велосипедов и дадим рекомендации по их обслуживанию.

Как выбрать амортизацию для велосипеда: хардтейл или двухподвес
Виды велосипедных вилок и их особенности
Передние вилки велосипеда бывают разных видов. Самая простая конструкция состоит из штока, соединенного с короной. От короны отходят две ноги или стойки, внизу у каждой дропауты, места крепления вилки к оси колеса. Так выглядит самая простая ригидная вилка, которая не нуждается в обслуживании. Рассмотрим передние вилки велосипеда, обеспечивающие амортизацию.
Начнем с самой простой и неприхотливой пружинной вилки. Название говорит, что основным амортизатором служит пружина. Она устанавливается в тело одной или обеих ног. Для изготовления пружинной вилки велосипеда используется сталь. Вот только амортизатор нельзя назвать полноценным. В вилке отсутствует демпфер, нет пружины отскока. Пружина работает только на сжатие. Если колесо попадает на большое препятствие, то возникает риск пробоя, следует удар, а затем обратный выстрел в руки. При двух препятствиях подряд легко потерять управляемость, не говоря о дискомфорте. Вилки подобного типа выигрывают только в стоимости, они дешевы, но обслуживание стоит примерно столько же, сколько покупка новой.
Пружинно-эластомерная вилка один из наиболее распространенных вариантов на бюджетных версиях велосипедов. Амортизатором служит такая же пружина, как и в предыдущем случае, но добавляется эластомер. Он сделан из пластика и вставляется внутрь стальной пружины, выполняя роль демпфера. Велосипед начинает гораздо лучше вести себя на неровной дороге. Велосипедист чувствует себя более комфортно. Однако пластик материал хрупкий, часто из-за него вилки выходят из строя. Обслуживать вилку несложно, главное, не запускать.
В масляных вилках велосипеда пружина изготавливается из стали высокого качества или титанового сплава. Масло служит демпфером. Оно находится в картриджах, которые нужно вставлять в ногу вилки и периодически менять, а также следить, чтобы масло не вытекало. Велосипед отлично ведет себя на неровностях дороги. Вилка прослужит очень долго, если ее постоянно обслуживать. Стоимость, в отличие от предыдущих видов, довольно высокая, зато в некоторых вариантах есть возможность регулировок жесткости. Из недостатков не только стоимость, но большой вес и плохая работа при низких температурах.
Воздушная вилка велосипеда не предусматривает использование каких-либо пружин. Ее заменяет воздух, он же служит демпфером. Ноги вилки представляют собой воздушные камеры, куда закачивается воздух. У вилок такого типа много преимуществ перед другими: простота в использовании, возможность настроить под любого велосипедиста. В то же время необходимо регулярно обслуживать вилку, подкачивая в камеру воздух под давлением, поскольку при сильных нагрузках происходит постепенное стравливание. Из минусов очень высокая стоимость.

Венец конструкторской мысли на сегодняшний день – воздушно-масляные вилки. В них объединены предыдущие два варианта. Пружиной служит сжатый воздух, а роль демпфера выполняет масляный картридж. Вилка отлично зарекомендовала себя при езде по пересеченной местности, ее используют профессиональные спортсмены. Есть возможности для регулировки жесткости. Минус – высокая стоимость, особенно если шток и корона выполнены из карбона. Теперь сравним все виды вилок в таблице:
Тип вилки |
Плюсы |
Минусы |
Пружинная |
Очень дешевая |
Плохо отрабатывает неровности |
Пружинно-эластомерная |
Дешевая, хорошо отрабатывает неровности |
Нет регулировок, короткий срок службы |
Пружинно-масляная |
Долгий срок службы, присутствуют регулировки |
Требуется регулярное обслуживание, большой вес |
Воздушная |
Простая в использовании и обслуживании, отлично отрабатывает неровности |
Необходимость постоянно подкачки воздуха, высокая цена |
Воздушно-масляная |
Отлично ведет себя на любых неровностях, долгий срок службы, множество настроек |
Высокая стоимость |
При выборе той или иной вилки важно понимать, в каких условиях, и как часто будет использоваться велосипед. При редких поездках в городе следует ограничиться ригидной вилкой. При постоянной езде в экстремальных условиях нужно рассмотреть дорогие варианты.
Смазка велосипедной вилки — что нужно знать?

Передняя вилка велосипеда служит амортизатором, значит, постоянно испытывает нагрузки и нуждается в периодических ремонтно-профилактических мероприятиях. Одно из них – смазка деталей вилки. Для этого ее следует демонтировать и разобрать. В смазке нуждаются сальники, делать это нужно через каждые 700-800 километров пробега. Обработка всей вилки происходит с периодичностью раз в четыре тысячи километров. При частых поездках по пыльным и грязным дорогам смазка проводится чаще. Вилка может напомнить о себе стуками, скрипами, люфтом, заклиниванием и другими дефектами.
Сначала вилку необходимо демонтировать, поставив велосипед вверх колесами на ровной поверхности:
нужно открутить все комплектующие, которые крепятся к вилке: датчик тормозов, V-brake, крыло и прочее;
открутить болты, держащие вынос на трубе руля, включая якорный болт;
снять и опустить руль с выносом;
демонтировать проставочные кольца;
извлечь кольцо качения и подшипник;
вынуть из стакана трубу руля;
отвинтить крепежи на колесе и убрать его.
Когда вилку удалось демонтировать, приступаем к ее разбору:
следует перевернуть ее и открутить болты;
демонтировать штаны с ножек, извлечь сальники;
очистить все детали от остатков прошлой смазки;
снять со штока ограничители и упоры;
отвинтить регулировки на ножках, извлечь пружины и эластомеры.
Когда все детали вилки удалось очистить от старой смазки, приступаем к новой. Все виды смазок можно разделить на три группы. Густые – долговечные, работающие при любых температурах, но притягивающие пыль (графитовые, кальциевые составы, технический вазелин). Жидкие очень легко наносить даже в узлы, которые не разбираются, но служит такая смазка недолго, пример – индустриальное масло. Двухкомпонентные масла, к густым добавляется растворитель. Из доступных вариантов тефлоновая или силиконовая смазки.
Как накачать давление в воздушную вилку велосипеда?

Воздушная передняя вилка велосипеда хороша тем, что ее можно настроить под любого велосипедиста и под любой тип езды. Первая настройка происходит сразу после покупки. В инструкции к технике или прямо на одной из ножек вилки находится таблица с соотношением давления и веса владельца. В ней даются усредненные параметры. Давление для двух человек с одним и тем же весом может отличаться, если первый использует байк в экстремальных условиях, а второй предпочитает спокойную езду. Ориентироваться можно на сэг, так измеряется ход подвески и длина проседания вилки. Обычно сэг настраивается на уровне от 15 до 20 процентов от хода вилки. Если ход составляет сто миллиметров, то на сэг уйдет 15-20 миллиметров.
Помните, что при постоянной эксплуатации воздух из вилки стравливается и требует подкачки. Всегда в наличии должен быть специальный насос высокого давления. Обыкновенный для подкачки шин не подойдет. К тому же в вилках используется более высокое давление, обычно от 8 до 15 атмосфер.
Предстоят следующие действия:
нужно определить свой sag: сядьте на велосипед, кто-то рядом в это время должен измерить расстояние от пыльника до короны вилки, затем встаньте с велосипеда и еще раз измерьте расстояние, разница в цифрах это искомая величина;
отрегулируйте давление с помощью специального насоса, помогает клапан на ниппеле насоса или на самой вилке;
совершите небольшую поездку для проверки ощущений;
в случае необходимости произведите повторную подкачку.
Регулируйте давление небольшими порциями и периодически производите замеры.
Сервис и ремонт вилки велосипеда своими руками

Разобрать велосипедную вилку можно таким же образом как при смазке. Принцип практически везде одинаковый. Ремонт зависит от поломки. В некоторых запущенных случаях проще купить новую вилку. В остальном в отношении пружинно-эластомерных вилок меняются сальники и подшипники, в пружинно-масляных происходит замена картриджа. В некоторых случаях приходится менять пружину, особенно это касается самых дешевых пружинных вилок. Воздушные вилки самые долговечные и практически неубиваемые, если не происходит каких-то серьезных поломок и деформаций, но тогда их не спасет никакой ремонт.
Чаще всего владельцы велосипедов делятся на два вида. Одни ездят до тех пор, пока жизненно важные системы не начнут отказывать. Другие занимаются постоянной профилактикой, предупреждая любые поломки. Второй подход более правильный. Опытные велосипедисты привыкли проводить ремонт вилки велосипеда самостоятельно. Особых сложностей в этом нет, если хорошо знать устройство конструкции, все ее детали и функции. При отсутствии опыта и навыка ремонта лучше отказаться от экспериментов и обратиться к профессионалам в ремонтные мастерские.
Как подобрать и заменить шток и подшипники вилки?
Рулевая колонка велосипеда соединяется со штоком вилки. В ней есть подшипники, благодаря которым можно плавно поворачивать при езде. Сам шток обычно прессуется с вилкой составляя единое целое. Замена штока возможна, но понадобится специальное оборудование, сделать это можно на станке. Штоки бывают разных типов и представляют собой коническую, прямую и резьбовую трубки. От конструкции зависит размер подшипников.
Для замены подшипника вилки велосипеда нужно взять специальный гаечный ключ и открутить гайку в месте соединения штока и рулевой колонки. Затем с помощью шестигранника нужно открутить конус, плотно соединяющий шток и руль. Придется немного постучать молотком, чтобы конус провалился вниз. Следом нужно вынуть рулевую колонку. Затем нужно открутить еще одну гайку на штоке, чтобы добраться до подшипников. Понадобятся некоторые усилия, чтобы снять подшипники со штока. При плотной посадке следует несколько раз ударить по ним снизу молотком, стараясь не повредить краску на штоке. Те же манипуляции следует произвести с нижним подшипником на штоке, извлечь его. Возьмите новые подшипники и установите все в обратном порядке, не забывая нанести смазку.
Передняя вилка велосипеда может быть любого типа, но каждая требует внимания и отдельного ухода. Достаточно проводить небольшие профилактические мероприятия и вилка прослужит долго. В простых конструкциях следите за состоянием пружин, эластомера и подшипников, в дорогих вариантах вовремя меняйте масляные картриджи и следите за давлением воздуха. При любых подозрениях на неисправность: посторонние звуки, плохая управляемость, требуется произвести ремонт или осуществить замену вилки.
Как выбрать перчатки для велосипеда: защита и удобство
Как выбрать тормоза для велосипеда: ободные VS дисковые, механика VS гидравлика