«Лыжня России» – красивая традиция, которую до сих пор не научились правильно презентовать
«Лыжня России» – крупнейший массовый забег в мире.
Его придумали в Советском Союзе в 1982 году, чтобы популяризовать лыжный спорт. Создатель старта сделал его по образцу мировых марафонов, и сначала дистанция составляла 60 км, а потом только сокращалась, чтобы старт становился как можно более доступным.

Первый забег провели в Подмосковье, а потом «Лыжня» разрасталась по регионам. В 90-е случился упадок, но уже в нулевые старт возродили.
На «Лыжню» записывали школьников и студентов, районы отвозили участников автобусами. Причем часто главной ценностью были не впечатления и сам процесс, а шапочка «Лыжня России», которую выдавали бесплатно. Заработать такую шапочку самим выходом на старте и потом носить ее было почетно – на трассах до сих пор можно встретить людей в шапочках, которым по 20+ лет.
Дистанции на «Лыжне» теперь короткие, почти символические – 1, 2, 5 и иногда 10 км; шапочки выдают до сих пор. Министр физкультуры и спорта Новосибирской области Сергей Ахапов подтверждал: «Традиционно Минспорт Российской Федерации предоставит нам шапочки. В этот раз, как и в прошлый, постараемся удовлетворить потребности всех, кто захочет выйти на лыжню и получить этот атрибут в свою коллекцию».
В этом году «Лыжня» прошла в 43-й раз.
Смотрите сами, как это красиво.
Вот «Лыжня» в заснеженном лесу в Кемерово:




В Омске:

Почти в центре Санкт-Петербурга:

В Ленобласти, на автомобильной трассе «Игора Драйв»:



Во Владивостоке на острове Русский:



Обычно для «Лыжни» подбирают единый день, когда она проходит по всей стране. В этом году подвела погода: 8 февраля старт состоялся всего в 41 регионе из 72. В остальных – перенос. В Красноярске, например, на неделю, в Москве и области – на месяц.
И это одна из главных проблем старта – разобщенность.
«Лыжня России» могла бы быть по-настоящему всероссийской: участники заходили бы на единый сайт, просматривали все города, доступные трассы, фотографии прошлых лет. И потом выбирали бы, куда поехать.
Путешествовали бы семьями, открывали новые города, селились в гостиницах, питались в местных кафе. Экономический эффект от условно бесплатного старта был бы огромен.
Но пока мелких неудобств, которые в итоге перемножаются и портят общее впечатление, хватает.
Регистрация – почти рулетка: слишком много загадок и мало логики
За проведение «Лыжни» отвечают региональные министерства и центры физической культуры и спорта, регистрацию они открывают самостоятельно.
Например, для жителя Петербурга регистрация выглядела так:
1. Сначала нужно узнать, в какую дату пройдет забег. О дате старта в Москве объявили еще 18 декабря. О дате старта в Санкт-Петербурге – той же самой, что и везде – только 23 января.
2. Везде сообщалось, что регистрация открылась на Госуслугах. Находим событие вручную, ищем свой город.
3. Санкт-Петербурга в списке нет. Нужно догадаться, что старт проходит в Ленобласти – на трассе «Игора Драйв». Регистрируемся, получаем подтверждение, ждем старта.
Ближе к старту, если вдруг человек подписан на районные комитеты по физкультуре и спорту или их спортивные проекты, он обнаруживал анонс альтернативного старта в центре Санкт-Петербурга – на Крестовском острове. То есть можно не тратить три часа на дорогу туда-обратно в область, а доехать до старта за 15-30 минут. Но регистрацию на этот старт объявили 31 января и проводили на отдельной платформе, а не на Госуслугах.
Если подписаться на другие группы, то можно узнать, что есть еще старты – районные. Например, в Парголово, ближнем загороде, регистрироваться куда нужно было через Яндекс-форму. В Курортном районе и в других. А еще можно прийти в любой районный комитет и записаться в обычный список, без электронной регистрации.
Информацию по районам люди собирали вручную:

Вот примеры из других регионов. 25 стартов открыли регистрацию на сайте Orgeo:

Общий день лыжни уже прошел, но в 31 регионе соревнования перенесены на другие даты. Вот только регистрация на Госуслугах на них уже закрыта:

На некоторые старты еще можно зарегистрироваться через Orgeo:

В Красноярске – отдельная регистрация на сайте подрядчика, крупнейшего в регионе организатора Krasmarafon:

В Москве – собственный сайт.

Кстати, сайт лыжняроссии.рф, где, казалось бы, должна быть информация по всем регионам, принадлежит Петербургу. Но даже его не обновили к 2025 году.

Это еще не все приключения, связанные со стартом.
Проблемы возникали накануне, когда участники узнавали, что выдача стартовых пакетов прошла в центре города, а им не сообщили. На вопросы людей, не понимающих, куда ехать за пакетом и будет ли у них номер, не отвечали.
В расписании стояли разные старты: один забег обычно проводили для спортсменов – тех, кто соревновался на результат; второй – массовый; а третий, на несколько часов позже, для тех, кто зарегистрировался на Госуслугах – непонятное разделение. Волонтеры говорили, что не знают, на какой попадут конкретные люди; останутся ли стартовые пакеты до 14:00; и что лучше приехать к 9 утра.
Кому-то не достались шапочки – за ними нужно теперь прийти в районные комитеты. В целом, каждый год участники сообщают, что в одни районы не доезжают шапки, в другие – медали. Ясности с медалями тоже нет: во всех ли регионах их выдают или это инициатива конкретных организаторов? Одинаковые ли они по стране или отличаются?
Вот, например, медали во Владивостоке. В Ленобласти они другие, в Москве будут свои. По другим регионам у нас нет данных – были ли там вообще?

Что можно изменить? 5 простых идей
Министерство спорта сообщило, что старты прошли в 41 субъекте, в них приняли участие более 157 тысяч человек: «Наиболее массово гонки прошли в Кемеровской области (15 тысяч человек), Республике Татарстан (15 тысяч человек), Новосибирской области (10 тысяч человек), Самарской области (6 тысяч человек)».
В Казани сообщают, что собралось 20,5 тысяч. В ХМАО – больше 16 тысяч человек, и это количество для региона рекордное.
Цифры явно не будут сходиться, но то, что регионы могли бы собирать еще больше – факт.
Вот что можно сделать в первую очередь.
1. Заранее объявлять дату.
Календарь лыжных марафонов Russialoppet анонсируют еще в октябре, а к ноябрю слоты на январские и февральские старты полностью выкуплены. Профи-лыжникам будет проще планировать сезон, любители и начинающие тоже привыкли, что регистрация на забеги и велогонки открывается за 6-9 месяцев до старта.
2. Создать единый сайт.
Пусть не будет единой регистрации, и она останется во всех вариантах: через Госуслуги, Яндекс-формы, сайты-посредники, списками через районные комитеты. Но собирать информацию о стартах в разных регионах и районах одного города нужно в одном месте. Потребуются дедлайны для центров физической культуры, в которые нужно все подготовить и вовремя передать данные. Зато людям будет проще узнавать о старте в любой локации и не расстраиваться, что упустил старт в 5 минутах ходьбы от дома.
3. Выкладывать трассы стартов. Сейчас при регистрации через Госуслуги доступно только место старта, понять, как выглядит трасса – невозможно. Какой у нее рельеф, плоская она или холмистая? Подходит ли для новичка или нет?
4. Собирать фотографии для каждого регионального старта. Тогда можно увидеть, как выглядит «Лыжня России» в Сочи:

В Яхроме:

В Мурманске:

В Красноярске:


…и выбирать тот старт, который западет в душу.
5. Публиковать подробную программу дня.
Некоторые регионы могут побороться за туристов-лыжников не только за счет пейзажей и интересных по конфигурации и рельефу трасс, но и за счет развлечений. Где-то устраивают костюмированные представления, где-то – мастер-классы, фотозоны, развлечения, ставят этно-площадки, показывают детям, как выглядит традиционные состязания малых народов.
Можно делать больше. Единая регистрация. Один федеральный подрядчик, который контролирует региональные старты – соблюдение сроков, фирменного стиля, логистики, единых стандартов. Рассылка релизов в медиа. Реклама по радио и телевизору. Акции со скидками на билеты в РЖД и авиакомпаниях для лыжников, которые едут в другие регионы.
Сейчас все держится на людях в каждом конкретном центре физкультуры. С правильной поддержкой «Лыжня России» может стать еще более значимым праздником для всей страны и собирать не 300-400 тысяч человек, а гораздо больше.
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков, Алексей Мальгавко, Алексей Даничев, Артур Лебедев, Павел Львов, Евгений Горбачев, Рамиль Ситдиков; Roman Denisov; vk.com/kraysport24
Переносить надо на январь, конечно, и по массовости, и по снегу в первую очередь. Можно на те же новогодние праздники, условно 4 января будет в разы больше народу.
Автору спасибо за тему - действительно хрен поймёшь, когда и куда...
2. ОК;
3. Ну вот Планерная (Подмосковье, одна из самых массовых) не очень подходит для новичка, там сразу весёлый подъём. Плюс ещё один крайне весёлый подъём под конец и с не менее весёлым спуском затем. И что? Бюджетников всё равно привезут туда. Да и, в целом, почти не бывает "плоских" трасс, как вы выразились. А, если они и плоские, это означает, что все десять километров надо будет фигачить по равнине монотонно, что ни разу не легче для новичка. Это не бег;
4. ОК;
5. ОК.
Только вот заметно, что эту заметку (простите за каламбур) писал человек, не интересующаяся лыжами. Во-первых, лыжники-туристы, которых типа нужно привлечь в регионы, катаются по регионам на марафоны (и дистанции-спутники, не всем нравится полтинник катать). ЛР - для души и для шапочек.
В Москве, например, на следующий день после ЛР проходит в последние годы МЛМ, вот все более-менее "на ты" с лыжами любители поедут на него, а не на ЛР.
P.S. А, да, десятка - это не "несерьёзная" дистанция, если она по рельефу и если её бежать за 20 с небольшим минут, повторюсь, лыжи - это не бег, нельзя сравнивать "в лоб"
Если лыжню России проводить в разные дни ,то поверьте, было бы примерно тоже самое. Потому что это не про спорт. Это про физкультуру, отдых, общение, знакомство с городами и новыми людьми.
Вот дайте идею этому советнику министра спорта, пусть посоветует что-нибудь реально полезное. Будете спрашивать у него о Загитовой или о Вяльбе в очередной раз - подкиньте идею.
Посмотрим, может он что-то сделать или только потрендеть.