8 мин.

Как мозг заставляет нас влюбляться, не дает похудеть и толкает на странные поступки? Разбираем книгу нейрофизиолога

«Мозг и его потребности».

Недавно в издательстве «Бомбора» вышла вторая версия бестселлера «Мозг и его потребности» (16+). Книгу написал ученый Вячеслав Дубынин – он преподает в МГУ и читает онлайн-лекции по нейрофизиологии. Именно один из его курсов лег в основу книги. Ученый переработал устную речь в письменную и дополнил лекции новыми фактами.

Эта книга – путеводитель в нейронауку для тех, кто хочет понять, как работает мозг. Она посвящена главным потребностям, которые мотивируют людей действовать и в итоге определяют их жизнь. Именно мозг формирует потребности, которые заставляют учиться, создавать семьи, заниматься спортом и путешествовать.

Мозг требует действовать, а человек стремится его обхитрить. Так возникают психологические зависимости

Дубынин убежден, что потребности лежат в основе поведения и всей психической деятельности, начиная с желания встать с дивана и выйти из дома и заканчивая желанием заботиться о близких. Ученый опирается на теорию советского академика Павла Симонова, которого можно справедливо считать соавтором книги. 

Базовые потребности, по этой теории, бывают:

  • витальные – необходимые для выживания, такие как потребность в еде, чистоте тела и безопасности;

  • зоосоциальные – связанные с взаимодействием между представителями одного вида, то есть людьми, и включающие размножение, лидерство и уход за потомством;

  • потребности саморазвития, которые объединяют исследовательское поведение, стремление к свободе и желание двигаться.

Каждой потребности посвящена отдельная глава. Важно читать их по порядку, чтобы не запутаться, ведь ученый часто упоминает информацию, которую подробно разъяснял в предыдущих разделах. Книга начинается с общей главы о том, как устроен мозг, а заканчивается разговором о лекарствах, которые на него влияют. Благодаря такой структуре читатель постепенно движется от самых базовых знаний к более сложным и интересным фактам.

В последнем разделе ученый рассказывает, почему формируются химические зависимости и как психоактивные вещества влияют на сознание. К сожалению, наркотики – серьезная проблема в современном мире, ведь число употребляющих вещества людей растет с каждым годом. Дубынин объясняет, как связаны зависимости и биологические потребности: наркотики вызывают выброс дофамина, главного гормона радости, который в норме люди способны получать от простых вещей, вроде еды и секса.

«Нервная система вдруг обнаруживает, что для получения удовольствия и даже эйфории вовсе не нужно совершать никакой реальной деятельности. Не нужно есть, узнавать новое, любить… Не нужно вообще напрягаться. Достаточно принять таблетку или уколоться. На фоне наркотика обнаруживается, что есть „химическая“ замена реальному поведению, реальной жизни, – так формируется психологическая зависимость».

Любая новая информация – источник кайфа. Жить совсем без любопытства – тоскливо, но и с ним нужно знать меру

Когда человек ест, любит и узнает новое, он удовлетворяет биологические потребности – в пище, размножении и саморазвитии. Причем, чтобы закрыть потребность в саморазвитии, совсем не обязательно достигать высшей точки личностного роста, получать второе высшее или учить сложный язык. Достаточно любой информации, с которой человек сталкивается впервые.

«Любопытство – одна из самых главных программ, вставленных в человеческий мозг. Мы действительно очень любознательны, и для нашего мозга новая информация – это отдельный источник „кайфа“», – пишет Дубынин в третьей главе, посвященной стремлению человека к новизне.

Человеку жизненно необходима новая информация, и ее можно получать из самых разных сфер, от спорта до кулинарии. Например, футбольные фанаты смотрят Евро и болеют за любимую сборную, потому что мозг требует удовлетворить потребность в саморазвитии.

Но с любопытством тоже можно переборщить. Дубынин приводит в пример классику – пушкинский Евгений Онегин очень активно жил и многое пробовал, поэтому в конце концов ему все надоело:

«Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы недолго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели».

Дубынин предполагает, что беспросветная тоска Онегина вызвана тем, что он исчерпал эффект новизны. Потребность в новизне – часть исследовательского поведения, которое мотивирует получать знания о мире. Соприкосновение с неизведанным вызывает позитивные эмоции, которых можно лишиться, если слишком бурно изучать жизнь со всех сторон.

Мозг – компьютер, постоянно выполняющий заданные программы. Он управляет буквально всем в организме

Мозг постоянно влияет на повседневную жизнь: похудение, детско-родительские отношения, влюбленность. Дубынин часто подкрепляет объяснения историями и интересными рассказами об исследованиях – например, о том, как люди склонны выбирать партнеров.

В одном из экспериментов ученые собрали грязные майки у 20 мужчин, которые активно занимались на велотренажере, и дали понюхать эту одежду разным женщинам. В основном девушки корчились от отвращения и возмущались, но некоторые майки казались им не такими противными, как остальные. Почему так происходило?

Дело в том, что за уникальный запах тела отвечают бактерии, которые обитают на коже. То, какие это будут бактерии и сколько их будет, во многом зависит от генов семейства HLA (human leukocyte antigens, человеческие лейкоцитарные антигены). У всех людей разная последовательность этих генов, которая определяет не только состав бактерий, но и устойчивость к различным заболеваниям. Еще последовательность HLA играет решающую роль в трансплантации костного мозга и органов. Чтобы пересаженный орган успешно прижился в организме, донором должен стать человек с максимально схожей последовательностью HLA. 

Как гены HLA связаны с донорством мозга? Каков шанс найти своего «генетического близнеца»?

В любви, однако, работают законы эволюции. С точки зрения выживания более выгодно искать партнера с максимально непохожими генами HLA, ведь это шанс создать сильное и разнообразное потомство. Дети, рожденные от родителей с противоположными генами HLA, будут устойчивы к большему спектру заболеваний. 

Вычислить подходящего, с точки зрения эволюции, партнера можно в том числе через его уникальный запах, который создают бактерии. Люди от природы настроены улавливать запахи чужих тел и реагировать на различия, обусловленные последовательностью генов HLA

Мозг постоянно выполняет заданные природой программы, как компьютер. Часто человек даже не понимает, что его желания возникли из-за биологической реакции. Хороший пример – реклама. Она нередко эксплуатирует биологические потребности – буквально те самые «боли клиентов», на которые давят, чтобы добиться покупки. Иногда реклама настроена активировать зеркальные нейроны, благодаря которым люди сопереживают, учатся на чужих ошибках и соблюдают правила, принятые в группе. Например, в рекламном ролике счастливый человек с улыбкой ведет машину. Зритель улавливает настроение героя и начинает неосознанно тянуться за ним: «Ого, круто! Хочу так же!» В этот момент в двух частях мозга – в поясной извилине и височной доле – активируются зеркальные нейроны, и человек думает, что тоже хочет купить машину.

***

«Мозг и его потребности» – скорее обзорная книга. Дубынин пытается охватить как можно больше аспектов, но одной главы недостаточно, чтобы раскрыть каждую из заявленных тем. Это нормально, поэтому логично сначала ознакомиться с книгой Дубынина и получить базовое понимание, а затем углубленно исследовать работу мозга. Тем более что автор часто упоминает работы коллег, которые можно прочитать, чтобы изучить конкретную тему.

Вполне вероятно, книга не понравится тем, кто блестяще знает нейрофизиологию – может стать скучно во время чтения. Этот нон-фикшн рассчитан скорее на новичков в биологии, которые хотят лучше понять себя и окружающих.

Вместо книги можно посмотреть видео-лекции – «облегченный» научпоп-курс с лекциями по 15-20 минут, или полноценный из 10 лекций по 1,5-2 часа, как в МГУ.

При этом в поддержку второго издания книги также вышел отдельный воркбук с заданиями, соавтором которого выступила Серафима Дубынина, жена ученого и психолог. Цель воркбука – применить теорию на практике, то есть научиться распознавать, исследовать, оценивать и контролировать потребности, чтобы в итоге получать больше удовольствия от жизни. Авторы советуют после каждой главы книги выполнять задания из рабочей тетради – на каждую тему отводится месяц. Так что если «Мозг и его потребности 2.0» – это гид по устройству любого мозга, то «Мозг и его потребности: воркбук» – навигатор читателя по его личным потребностям.

Что еще почитать о том, как устроен организм и работает мозг:

Фото: Freepik; Siora Photography/Unsplash