15 мин.

«Выиграл золото, и мне вручили «Почетного колхозника». Он влюбил Россию в батут

На этой Олимпиаде у России совсем крошечная делегация: 15 спортсменов в пяти видах. Один из них – прыжки на батуте, в котором в Париж прорвалась 19-летняя Анжела Бладцева (возможно, самая реальная претендентка на медали). За ее выступлением можно следить тут: финалы – в 14:50 в пятницу.

Мы поговорили с легендарным Александром Москаленко – 14-кратным чемпионом мира и первым олимпийским чемпионом в истории батута (Сидней-2000), и убедились, что этот спорт прекрасен и заслуживает особого внимания.

Что впереди:

🤯 родители выкопали яму в зале, в котором он занимался – чтобы дети не бились головой в потолок;

🚑 на один чемпионат мира поехал с перелом позвонка, на другой – со сломанной ногой;

🚜 Москаленко чудом попал на ЧМ-1992, а по его итогам стал «Почетным колхозником»;

🙅 завязал в 1994-м, три года не тренировался и не хотел возвращаться даже из-за Олимпиады;

🥵 чтобы сбросить 25 кг, бегал по горам в бронежилете и прыгал в парной в болоньевом костюме;

👖выиграл в Сиднее в штанах Немова, потом вернул – и спустя пару дней в них победил уже Алексей;

🌍 Билл Гейтс и мировое значение батута.

Тренер опоздал на 4 часа на свою же свадьбу. У ученика не получался элемент, и он не мог уйти из зала

 – Смешанные чувства, когда вижу, например, классный батутный центр в Краснодаре, – делится Александр. – Вот у нас условий не было, а мы побеждали. У Димы Саутина с крыши капало на голову, но он потом обыгрывал китайцев в прыжках в воду. Сережа Алифиренко стрелял прямо на улице, и от ветра мишени падали, а он – олимпийский чемпион. Теперь мы понастроили всего, но победы куда-то делись.

– Не надо было строить?

– Надо. Просто модель управления спортом хромает. Развитие – это не просто возвести зал. Нужны кадры, наука, дети, мотивация и много-много всего.

Когда выступал я, четко прослеживалась тенденция социального лифта – ребенок через спорт мог куда-то выбиться. Сегодня похоже, но не в той степени. Плюс, не открою секрет, если скажу, что у нас проблемы с тренерскими кадрами. Тех, кто не за деньги, а за честь, совесть и результат, осталось мало. Вот мой тренер, Виталий Федорович Дубко, опоздал на свадьбу на 4 часа.

– На чью?

– Да на свою! У ребенка в зале не получался элемент, а он не мог это так просто оставить – и бился, пока не сделали.

– Как невеста отреагировала?

– Она отреагировала. Но он сказал: «Да ладно, не кричи, сейчас надену пиджак – и поженимся». 

И вот такие люди, которые горят делом, чего-то добиваются.

Москаленко в детстве бился головой в потолок, но из-за этого научился вращаться быстрее – и это стало его фишкой

– У меня в детстве были изумительные условия. И они стали залогом будущих побед. 

В станице Переяславская, Краснодарский край, высоких залов не было в принципе. Какой нашли, такой и дали. И чтобы хоть как-то увеличить высоту, на выходные собрались родители – и начали копать внутри зала яму. Так появилась возможность хотя бы на метр-полтора опустить батут – и можно было бы чуть увеличить высоту прыжка. Но даже так уже в 12-13 лет я доставал до потолка. А это давит. 

Чтобы выполнять сложные комбинации и тренерские установки, у меня оставался один выход – вращаться быстрее. В итоге наловчился даже на такой высоте выкручивать тройное сальто.

И когда перешел в большой зал, все заиграло другими красками. Из-за своей скорости я быстро выполнял элементы и гораздо раньше остальных раскрывался, а с точки зрения судейства это было очень смотрибельно. Увеличенная фаза полета – всегда зрелищно.

Неспроста кто-то из великих сказал, что нет ничего красивее летящего человека. В моем случае это стало выигрышной формулой.

Компрессионный перелом позвонка за 2 месяца до первого ЧМ. Как после этого привезти 2 золота

– У меня была агрессивная манера прыжков, техника основана на физподготовке – я много тренировался с боксерами, борцами, штангистами. 

1990 год. И за 2 месяца до старта на сборах в Англии я пробил батут спиной до пола. В итоге – компрессионный перелом 12-го грудного позвонка. Сначала ходить не мог. Но впереди первый чемпионат мира. И мне очень хотелось…

Уже в Краснодаре пришел в больницу, принес снимки. Спрашивают: где больной? Показываю на себя. «Молодой человек, в таком состоянии вы не смогли бы прийти сюда – только лежать и мочиться под себя». Пошел домой. 

Закачивал спину. Теперь она периодически передает мне приветы. Но ничего, научился с этим жить.

– Тогда-то вас как взяли в команду?

– Очень благодарен уже ушедшему из жизни заслуженному тренеру СССР Владимиру Пилипченко. Он сказал на тренерском совете: «Верю в Москаленко. Если он покажет на сборах комбинацию с 10 элементами, пусть даже облегченную, я первый проголосую за него. Уверен в его психологической устойчивости».

Меня обкололи «Амбене», натерли «Феналгоном», замотали бинтами – и отправили. Криво-косо, но на зубах я сделал эту комбинацию. На чемпионат мира взяли. А оттуда получилось вернуться с золотом. Индивидуальным и в команде.

Не только олимпийский чемпион, но и «Почетный колхозник». Без станицы Переясловской он не попал бы на ЧМ-92

– Мне довелось состояться как спортсмену в двух эпохах: я заслуженный мастер спорта двух стран – СССР и России.

1992 год. В то время чемпионаты мира были раз в два года. И вот главный старт – в Новой Зеландии. Руководители федерации приехали в Госкомспорт, а там сказали: денег нет. Другая страна, не до этого…

Начали искать варианты. А я же родом из станицы. Там было зажиточное хозяйство.

И вот руководители приехали к председателю колхоза, все объяснили. Он собрал правление – и там проголосовали за то, чтобы дать деньги. В итоги они полностью оплатили мне поездку в Новую Зеландию. Взял там три золота.

Вернулся, пошел к председателю – поблагодарить. А он сказал, что это не его деньги, их дало правление, то есть весь колхоз – и отчитываться я должен перед каждым. Собрали всех в Доме культуры. Пришел с медалями. Они: ну, рассказывай. «А что именно?» «Да все! Нам интересна каждая деталь: как летел, где жил, как прошли соревнования…» Ну и я весь вечер отчитывался.

А потом мне вручили звание «Почетного колхозника».

Три года не тренировался и набрал 25 кг. А потом батут включили в олимпийскую программу…

– Вскоре после побед на чемпионате мира-1994 я закончил. Начал бизнес – и все складывалось неплохо. Это синица в руках, которая реально была: хорошая машина, дом, семья, ребенок рос, все одеты и обуты. Что еще нужно? 

Но в конце 1997-го объявляют о включении батута в программу Игр-2000. И это застало меня врасплох.

Советчиков было полно, но я не верил, что можно вернуться. Три года вообще не подходил к батуту, а это большой перерыв. Плюс набрал 25 кг. Да и возраст. 28 лет для нашего вида – уже неприлично.

Также нужно понимать особенности дисциплины: мне надо было вернуть не только комбинации, но и доверие судей. В субъективных видах с кондачка никуда не залезешь, сначала нужно наработать имя. Понимаете, мне нельзя было дать никому даже усомниться, что я в чем-то не уверен – нужно было всем видом показать, что я вернулся исключительно побеждать. 

– И как решились вернуться?

– После слов отца. Он сказал, что, если я не попробую, то никогда себе этого не прощу. Это стало точкой невозврата.

– Правда, что худели, бегая в бронежилете? 

– Он весил 19 кг. Я надевал термобелье, болоневый костюм, броник – и бегал по горам. Помню, как меня в таком виде испугалась 3-летняя девочка – увидела и спряталась за маму. 

При этом мы не сбрасывали все сразу. Убрали откровенно лишнее, а остальное использовали как утяжелитель для вхождения в форму. 

Не слышал, чтобы кто-то так тренировался сейчас. Да и в болоньевом костюме в парной на скакалке... Не уверен, что скачут. Сегодня спортсмены себя слишком любят.

«Рама-то железная. Да и пол недалеко…» Он 5 раз ломал ногу на тренировках

– Перед ЧМ-1998 в Сиднее сломал ногу. Это был мой пятый раз. Все – на тренировках. Прыгаешь высоко, а рама-то железная – рано или поздно попадешь. Да и пол недалеко… Всякое случалось. 

После такого чувство самосохранения всегда обострялось. Но лучший способ вырулить – хорошенько проанализировать случившееся. Каждая такая неудача – это собственная ошибка. А спортсмен высокого класса обязан быть аналитиком. Если не думаешь – великих побед не будет.

Перед Сиднеем упал в раму – перелом. Неприятно. Но бывает. Ну, пришлось снять гипс на три недели раньше. Там мы выиграли команду, а у меня была самая высокая оценка.

– Как побеждать с переломом позвонка или ноги?

– Однажды Сан Саныча Карелина спросили: а что вами двигало, чтобы вы выиграли столько всего? Он ответил: жадность. Вот и у меня так.

Когда стоишь на первой ступеньке и играет гимн твоей страны – это особые ощущения. Их невозможно передать, можно только прочувствовать. И нежелание делиться с кем-либо этим толкает тебя. Ты стоишь на пьедестале и гордишься тем, что не подвел семью, массажистов, тренеров. В победе заложен труд многих людей, и в момент гимна я всегда вспоминал именно их.

Штаны принесли России два олимпийских золота: сначала в них победил Москаленко, а потом Немов

 – Атмосфера Олимпийских игр – абсолютно другой мир. Каждый атлет – часть одной большой сборной. Там нет звезд, равны все: Карелин, Попов, Сайтиев, Москаленко и любой юниор. Все помогали друг другу, поддерживали и переживали. Это невозможно объяснить, можно только пережить. 

Первое утро в олимпийской деревне. Только вышел. Идут ребята в чилийских майках. Поздоровались. Потом понимаю, что это Марсело Риос и Иван Самарано: экс-первая ракетка мира и звезда футбола из «Реала» и «Интера». Зашел в столовую, там легкоатлеты Мэрион Джонс и Морис Грин. И так повсюду. И мы все одинаковые. Люди одного мира.

– Соревнования у вас прошли не без приключений.

– Перед стартом подошел к Лехе Немову и сказал: «Мне нужны твои штаны». Как в «Терминаторе». Нас экипировали, мягко скажем, неудобно. Вот и отправился к Леше. У него была с собой еще старая коллекция.

Он сначала подумал, что шучу. Потом, когда понял, что все серьезно, дал, но попросил вернуть – у него еще оставались личные виды. В итоге сначала выиграл я, потом Леха. А эти штаны принесли стране две медали. Как потом смеялись над этим Юлька Бордовских и Елена Ханга…

– Что сказал отец, когда вернулись из Сиднея с золотом?

– Молодец. 

– И все?

– У нас корневая казачья семья, и эмоциями раскидываться не принято. При этом мама сообщила, что третий день у нас дверь не закрывалась – люди шли поздравлять с утра до ночи. Бесконечный поток! Нужно понимать, что жизнь в кубанских станицах – это единый уклад, и все всех знают. В детстве вообще никто даже не пытался разобрать, где чьи дети. Кто-то кричит: «Бегите сюда, я пирожков нажарила», – и вся орава ломится.

Скандальное серебро Афин-2004: засудили или нет?

– Изначально не рассчитывал на Афины. Но получилось, что форма к Сиднею была заложена фундаментальная. И я катился на ней еще год, никого не чувствуя. А после этого уже оставалось немного. Я стал вторым на той Олимпиаде, хотя должен был выигрывать.

– Что пошло не так?

– Бывает, что все складывается в плюс, а бывает – в минус. У меня болел отец. Потом он умер. Мама осталась одна. Все это в период подготовки.

Обострились травмы – причем в такой момент, что оперироваться уже не успевал, а тянуть нужно было еще далеко. Плюс Ирина Караваева передо мной упала. Еще и возраст – мне было 35. В общем, все сложилось.

Я сейчас не собираюсь махать кулаками после драки и уверять, что меня засудили. Но мир батута после тех соревнований разделился на две половины: одни говорили, что выиграл Москаленко, другие – что Никитин. Впоследствии техком Международной федерации изучил запись и сказал, что победа – моя. Но кому это надо было потом?

Опять вспоминаются слова Карелина. Когда его спрашивали по серебряной медали Сиднея и уточняли – разжимал ли американец руки, он ответил: «Раньше я их поднимал и переворачивал. А сейчас – не поднял»…

Так и я. Дал повод сам – ошибся в начале комбинации. А мне эту ошибку умножили на два. Но я же дал судьям такой шанс? Дал. Да, можно говорить, что сейчас эта помарка стоит 0,1 балла, а с меня сняли 0,5 – и в итоге я проиграл 0,3… 

Но если бы не дал повода прикопаться, не было бы и этого разговора.

Званый ужин с королем и князем Монако

– Между Сиднеем и Афинами нас с Немовым приглашал Шварценеггер. Он проводил свой Arnold Classic и в рамках этого устраивал фестиваль разных видов спорта. Вот Леха отвечал за гимнастику, а я за батут. 

Арнольд – очень внимательный дядька. Произвел отличное впечатление. Доброжелательный, внимательный, старался уделить внимание каждому гостю. Молодчина! 

На меня магия звездного имени не особо работает – известный спортсмен, актер, губернатор Калифорнии. Но мне понравились именно человеческие качества. На фестивале не было никакого налета снобизма или политики, это было прикольно.

– Кто еще из селебрити приглашал на выступления?

– Знакомы с королем и князем Монако. В прошлые времена у нас было общество дружбы Франции и России. Вот в рамках этого наши и местные гимнасты ездили по муниципалитетам Франции и давали показательные выступления.

Неоднократно бывали в Монако. Тем более, что сестра Альберта очень любит цирк. И нас приглашали во дворец, был званый ужин. Познакомили со всей королевской семьей.

При этом протокола было не так много, сидели скорее душевно, чем официально. Поверьте, многим людям, какую бы должность они ни занимали, интересно познакомиться с большими спортсменами. А Лехе Немову в 2000-м вручили World Sport Awards – это что-то вроде «Оскара», его признали лучшим атлетом планеты.

Оказывается, батут должен был войти в программу Игр-80. Но вместо него в угоду Индире Ганди включили женский хоккей на траве

– Если заглянете в открытые источники через любой поисковик, то обнаружите, что день у Билла Гейтса начинается с прыжков на батуте. Пока не упрыгается. Говорит, что не знает лучшего способа думать.

Надо понимать, что без прыжков на батуте не полетишь в космос. В Америке ты не имеешь права работать спасателем, пока не сдашь тест на батуте. Все знают, что Марадону тяжело было сбить с ног, но мало кто в курсе, что он оплачивал услуги тренера по батуту. Валерий Лобановский в киевское «Динамо» тренером по ОФП брал тренера по прыжкам на батуте.

Все горнолыжники, фристайлисты, гимнасты и прыгуны в воду проходят через батут. Это важнейший и системообразующий вид спорта.

Проблема в том, что он поздно вошел в программу Олимпийских игр. Как это часто бывает, мы стали заложниками политических игрищ. Батут должны были включать еще в Москве-80. Но на тот момент хотели объединить спортивную акробатику, где главным был болгарин, и батут, которым руководил западный немец. Оба соглашались, что главное – стать частью олимпийской семьи. Но так и не решили, кто из них будет президентом объединенной федерации.

В итоге тыкались-тыкались, время поджимало, и СССР в угоду Индире Ганди (бывшему премьер-министру Индии – Спортс) включил в программу женский хоккей на траве. А ведь история батута могла пойти совсем иначе.

Фото: Gettyimages/Doug Pensinger, Stuart Hannagan;East News/AP Photo/Amy Sancetta, KAZUHIRO NOGI / AFP; Cbs/Keystone Press Agency, Scott Stuart/ZUMA Press, Alexander Legky/Global Look Press; РИА Новости/Рамиль Ситдиков; cska.ru; batut61.tilda.ws