15 мин.

Сезон 1881/82

Об одном из последних сезонов аматорской эпохи.

alt

Кубок

25 марта 1882 года. Юг Лондона. На Харлифорд-роуд не протолкнуться. Совсем скоро на стадионе Кеннингтон Овал начнется финал Кубка Англии. Тысячи людей вперемешку с кэбами медленно продвигаются к месту главного события. Когда к процессу подключается еще один экипаж, кто-то из толпы, завидев сидевшего в нем джентльмена, вскрикивает: «Это Киннэйрд!» Несколько мгновений, и самые возбужденные окружают кэб, хватают вожжи, выпрягают лошадь и добрые сто ярдов тащат до стадиона, ко входу для игроков. Явно смущенный виновник ситуации вылезает, благодарит молодых людей за проявленное рвение и отправляется в павильон стадиона.

Артур Киннэйрд – капитан и лидер «Олд Итонианс», одного из участников финала. Ему уже 35. За последние полтора десятка лет он заработал огромную репутацию в мире футбола. Вне поля помогал развитию игры как член комитета и казначей Футбольной Ассоциации. На нем – семь раз, с «Уондерерс» и «Итонианс», выступал в финалах Кубка Англии (четыре стали победными) и считался едва ли не лучшим игроком 1870-х.

Ведомые Киннэйрдом «Олд Итонианс» (с момента официального основания в 1878-м) постоянно претендовали на успех в главном турнире страны. Параллельно с этим менялся их состав. По первости в нем было поровну опытных мужчин и талантливых парней, еще недавно бегавших по итонскому филду. В дальнейшем из этой молодежи сформировался костяк команды, и к сезону 1881/82 «Итонианс» дошли до собственной версии 2.0.

В воротах второй год играл Джон Роулинсон, надежный и спокойный, но не всегда собранный. Защищались перед ним Томас Френч и Перси де Паравичини. У первого к 21 году был сносный кубковый опыт (три сезона с «Ремнантс», «Оксфордом» и «Итонианс»), был, как и подобает, сильный удар и достойная упоминания скорость. Его юный коллега Паравичини, вчерашний капитан сборной Итона и завтрашний игрок сборной Англии, тоже замечательно умел выносить со своей половины, еще и с обеих ног, и тоже здорово бегал. Жаль только, что на этом уровне он не провел и пяти лет, завязав из-за травмы колена.

Напарником Киннэйрда в центре поля (ОИ по-прежнему играли 2-2-6) с минувшего года был универсальный и трудолюбивый Чарльз Фоли, хорошо ладивший со своими форвардами и регулярно угрожавший чужим воротам из аута и с угловых. В рядах работящей шестерки нападающих можно было отметить всего одно свежее лицо – 21-летнего левого инсайда Артура Данна, который в итоге занял место Герберта Уитфелда, бывшего в числе ведущих игроков команды.

Больше других по ходу соревнований запомнились центрфорварды, чем-то отличавшиеся в каждом из пяти матчей перед финалом. Здоровый Реджинальд Маколи, который не страдал изобретательностью, зато отлично бегал и не ленился, забил четыре мяча. Его товарищ Харри Гудхарт, не первый год ходивший среди лучших нападающих Англии, просто показывал свой класс: отличный дриблинг, игру на команду и умение где надо создать опасность. С краев им оказывали помощь Уильям Андерсон с Джоном Шевалье – справа, и Филип Новелли вместе с Данном – слева. В некоторых матчах сочетания менялись, и бывало, что на подмену выходили другие футболисты.

В стартовом раунде «итонцев» на два матча задержал «Клэпэм Роверс». В первом голы Гудхарта и Маколи привели к ничьей 2:2, а во втором – Харри организовал единственный и победный мяч: после аута Фоли он въехал в Роберта Огилви, голкипера «Роверс», и спровоцировал автогол кого-то из защитников. Следующий круг ОИ пропускали, а в третьем немного повозились со «Свифтс» – дожали во втором тайме (Маколи и дважды Данн). В четвертом против «Майденхеда» поначалу было совсем легко, но после перерыва беркширцы отыгрались с 0:3 и даже навязывали борьбу, пока угловой Фоли второй раз за матч не закончился толкотней и голом, за которым последовали еще два – 6:3.

Оппонент «Итонианс» по полуфиналу тянул на одну из главных неожиданностей всего розыгрыша – «Марлоу» из Букингемшира. Их случай чем-то напоминал те разные доселе невыдающиеся команды из прошлого, которые шаг за шагом справлялись с равными и не очень себе противниками, а затем вылетали от первого же серьезного клуба: «Свифтс»-74, «Шропшир Уондерерс»-75, «Аптон Парк»-77, «Ромфорд»-81. «Синие» тоже пробрались по сетке через скромные коллективы вроде «Брентвуда», «Сент-Бартса», «Дредноута» и «Олд Форестерс». Они в первый и, вероятно, последний раз в своей истории оказались столь высоко, но это был предел.

По мнению корреспондента Bell’s Life in London, делавшего отчет по полуфиналу, ощущение, что «синие» могут на что-то рассчитывать, промелькнуло только в первой половине. За это время они пропустили от Реджа Маколи, а перед самым перерывом Фоли издалека выпалил свой фирменный аут и Гудхарт удвоил счет. После смены сторон положительных ощущений «Марлоу» не дарил, да и сам не испытывал. А когда травмировался один из их форвардов, с именем финалиста все стало понятно. В заключительные полчаса «итонцы» довели до разгрома 5:0 (Данн и дважды Гудхарт).

            

alt

                                                                  «Блэкберн Роверс», 1882 год

Задний ряд: Док Гринвуд, Роджер Ховарт, Джек Харгривз, Ферги Сутер;

Средний ряд: Джонни Дакворт, Хью Макинтайр, Гарольд Шарплс, Фред Харгривз, Томас Страхан, Джеффри Эйвери, Уолтер Дакворт (секретарь);

Полусидит: Джимми Даглас;

Полулежит: Джимми Браун.

Пару дней спустя, 6 марта 1882-го, примерно в двух сотнях миль к северу от столицы, на Фартаун Граунд в Хаддерсфилде, состоялся второй полуфинал – «Блэкберн Роверс» против «Уэнсдэй».

«Роверс» проводили просто изумительный сезон. К тому моменту они шли к своему первому Кубку Ланкашира, выиграли почти все матчи и забили около двухсот голов. Эти подвиги касались и Кубка Англии: «Блэкберн Парк Роуд» (9:1), «Болтон Уондерерс» (6:2), «Дарвен» (5:1), «Уэднесбери Олд Атлетик» (3:1).

«Сине-белые» стабильно показывали превосходный уровень игры, причем во всех линиях. После пятого раунда Blackburn Standart (может, приукрасив) назвала их оборону сильнейшей в стране: голкипер Роджер Ховарт, защитники Док Гринвуд и Ферги Сутер, и всегда помогавшие хавбеки Хью Макинтайр и капитан Фред Харгривз. Макинтайр при этом успевал везде, постоянно приходя на угловые, иногда забивая, и когда надо переправляя мяч в атаку: направо Джонни Дакворту и Джимми Дагласу, налево – Джеку Харгривзу и Джеффри Эйвери, или в центр – Тому Страхану и Джимми Брауну. Эти шестеро были великолепны и по двое, и в любой другой ситуации, где бы кто ни оказался. Атаковали через фланги, подавали, проходили по центру и много играли в пас. Их взаимопонимание почти никого не щадило.

«Бродяги» довольно хорошо выступали еще в прошлом сезоне, но из Кубка выбыли во втором раунде. Как раз от «Уэнсдэй». Тот розыгрыш для шеффилдцев был дебютным и поэтому выход в полуфинал со второй попытки считался большим достижением.

В отличие от соперника «Уэнсдэй» не были замечены в очевидном доминировании над кем-либо, практически каждый раунд преодолевали в борьбе, а в четвертом круге с «Хили» (3:1), своим главным локальным противником, даже мяч лопнул. Они использовали набиравшую популярность 2-3-5, в атаке полагались в основном на индивидуальные качества и скорость, а если бы побольше «играли в пас, то были бы непобедимы», как отмечала пресса после встречи с «Аптон Парком» (6:0) в пятом раунде.

Полуфинал впервые решили организовать за пределами Лондона. Не только потому, что его северным участникам было ближе добираться, но и для популяризации футбола. В Хаддерсфилде любили регби, здесь не было футбольных полей (пришлось везти штанги из Шеффилда, чтобы установить ворота), так что это, казалось бы, масштабное мероприятие желаемого интереса у местных или у соседей из Галифакса и Брэдфорда не вызвало. Зато вызвало у болельщиков и любителей футбола из Ланкашира и Шеффилда. На поездах в Хаддерсфилд прибыло несколько тысяч человек.

Сразу нужно сказать, что в этом матче «Роверс» в первый раз за сезон не смогли забить. Как следствие, с блэкбернской стороны родился вывод, что это не «Уэнсдэй» помешал им выиграть, а разные сторонние факторы: прокуренный, забитый вагон, на котором они сюда ехали, раскисшее из-за утреннего дождя поле, встречный ветер и солнце в глаза во втором тайме и, наконец, общее решение не устраивать овертайм, а провести переигровку (в Манчестере). При всем этом надо отдать должное «Уэнсдэй». Кипер Генри Леджер и его партнеры по обороне остановили лучшую атаку сезона. Нападение во главе со знаменитым Билли Мосфортом тоже не стеснялось, раз-другой напрягло защиту «Роверс» и однажды добилось взятия ворот. Этот момент с забитым голом мог бы все изменить, если бы не превратился в недоразумение.

В те годы матчи обслуживали рефери и двое судей. Все трое находились в поле: рефери со свистком следил за игрой и вступал в нее лишь когда судьи были не согласны друг с другом; каждый из судей с палкой или флагом в руке отвечал за свою сторону поля (если поделить его пополам не от боковой до боковой, а от ворот до ворот); а чтобы принять какое-то решение, нужно было согласие двоих человек. Конкретно в тот день работали президент ФА майор Мэриндин (рефери), ее секретарь мистер Олкок и мистер Мортон из «Олд Харровианс».

Капитан «Уэнсдэй» Боб Грегори всегда любил поспорить с арбитрами. Именно он во втором тайме настоял на отмене гола Эйвери из-за игры рукой. Однако когда его команда почти сразу после этого забила, Боб повел себя не как обычно. Этот мяч также сначала выглядел спорным, и шеффилдцы обратились к Олкоку, который посчитал, что был офсайд. Тогда они повернулись к Мортону. Тот тоже поднял свой флаг, но уточнять, что он имеет в виду, никто не стал – подумали, солидарен с коллегой. Как оказалось, поапеллировать стоило. Билли Мосфорт в будущем рассказывал, почему. 15 марта в Манчестере, перед переигровкой, он повстречал Мэриндина:

– Так, Мосфорт, сегодня вас здесь быть не должно.

– Почему?

– Потому что вы выиграли в Хаддерсфилде. Ваша команда забила хороший мяч, а мистер Мортон не поднимал флаг в знак согласия с другим судьей. Мистер Мортон решил, что это гол, и если бы вы обратились ко мне, я бы тоже его засчитал.

                      

alt

                    «Уэнсдэй» с Кубком Шеффилдской ФА, 1881 год (Мосфорт в нижнем ряду, второй справа)

По сравнению с Хаддерсфилдом в Манчестере с футболом было получше. В городе уже несколько лет существовали клубы. Некоторые из них в конце 1870-х пробовались в Кубке Англии. Правда, Манчестер тоже относился к первым регбийных центрам страны, и в нем тоже не было подходящих для полуфинала футбольных полей. В итоге команды снова играли на регбийном стадионе – Уолли Рэйндж.

Нулевая ничья в первом матче немного расшатала, казалось бы, прочный статус «Роверс» как фаворита (понижение до 5-6 к 4). В Шеффилде придерживались мнения, или скорее надеялись, что их соперник уже показал свой максимум и что сухая манчестерская погода и хорошее поле пойдут на пользу быстрому и легкому нападению «Уэнсдэй». Вдобавок «Блэкберн» потерял защитника Дока Гринвуда, который травмировался за сборную (на его место передвинулся Хью Макинтайр, а место Макинтайра в центре поля занял Гарольд Шарплс из второй команды).

В первом ничейном тайме все эти пожелания и доводы могли только укрепиться. «Уэнсдэй» не без помощи природы и небольшого уклона поля вновь смотрелись наравне с «бродягами». Но лишь до смены сторон. После «Блэкберн» все же взял свое – понесся вперед, стал давить, проводить атаку за атакой и демонстрировать то, чего от него и хотели. Сначала Эйвери забил с передачи Дагласа, потом сам Даглас переправил мяч головой после выстрела Джека Харгривза в штангу, а под конец шеффилдские защитники устроили автогол и позволили Сутеру сделать счет 5:1.

«Роверс» стали первыми в истории Кубка Англии финалистами из северной части страны. Дома их встречали как героев, носили по улицам на плечах и гуляли всю ночь. В Лондон эта по-прежнему непобедимая команда отправилась утром 24 марта, за день до финала. К нему она подошла со следующей статистикой по сезону: 31 победа, 4 ничьи, 0 поражений, 192 забитых и 32 пропущенных мяча.

Естественно шансы «Блэкберна» оценивались выше, чем шансы «Олд Итонианс» – 6 к 4. Было бы больше, если б не оставшиеся опасения по поводу не столь убедительной игровой формы «бродяг» в последних встречах. Помимо того, симпатии народа оказались на стороне соперника. А поскольку с географией финала расширилась и география интереса к нему, то речь шла обо всех частях страны, где следили за футболом. Причина была простая – ОИ по сути являлись аматорами, а вот «Роверс» не первый год практиковали едва возникший профессионализм. И это мало кому нравилось.

                        

alt

Команды покинули павильон Кеннингтон Овала и показались на поле ближе к трем часам дня. Попасть на стадион повезло где-то шести тысячам человек, включая блэкбернскую тысячу с небольшим. «Роверс» пришлось выходить в непривычных для себя полосатых рубахах – ФА подумала, что их обычная форма будет путаться с «итонской», поэтому по прибытии в Лондон они первым делом отправились в здешний филиал трикотажной компании I. & R. Morley.

Вероятно, отдавая должное небывалому ажиотажу, организаторы впервые решили провести финал на главной, крикетной, части поля, а не на дальней, как раньше. Позаботились и о непредвзятости тройки арбитров. На роль рефери выбрали Чарльза Клегга, вице-президента Шеффилдской ФА, а судьями – Чарльза Крампа, президента Бирмингемской ФА, и Чарльза Уолластона, члена комитета ФА.

Старт матча получился событийным. «Итонианс», в жеребьевке получившие преимущество ветра, сразу создали несколько моментов. «Роверс» парировали штрафным в центре поля, который исполнял Макинтайр и который потом превратился в угловой. Подача у Дагласа вышла хорошая, однако мяч пришел к Киннэйрду. Тот немедленно переправил на Маколи, и таким образом начал голевую атаку: Данн помчался по левому краю, убежав от Макинтайра и Шарплса, и перевел направо – подхваченный ветром мяч еще не успел опуститься на землю, как подоспевший Уильям Андерсон мощно пробил мимо Ховарта. Такое развитие мало кто мог предсказать.

«Бродяги», конечно же, пошли сравнивать, и какие-то возможности до перерыва у них имелись, особенно когда Роулинсон выронил мяч после углового. Суета в его действиях прослеживалась и в других эпизодах, но во втором тайме он был на высоте.

Своей игрой ОИ, может быть, даже превзошли ожидания. Форварды отрабатывали по максимуму, хотя ничего опасного не создавали. Киннэйрд грамотно распоряжался мячом, опекал, отбирал и помогал Френчу и Паравичини, который вообще был, наверное, защитником дня. Главная заслуга «Итонианс» крылась в том, что они сумели навязать «Роверс» свою игру: быструю, энергичную, жесткую, где-то грубую, с прорывами, борьбой (верховой в том числе), минимальном контроле мяча, и очень сплоченную. «Блэкберн», в целом, уступал в росте и весе, потому отсутствие Дока Гринвуда оставило свои следы. Как отмечалось, его физическая сила и габариты очень бы пригодились против мощных нападающих «Олд Итонианс». Вместо этого в обороне опять действовал Макинтайр. Он умел встретить, побороться и поддержать нападение – все это как всегда было бы кстати в центре поля, где у Шарплса и Харгривза возникли проблемы. В защите же Хью не раз грешил походами вперед, словно забывая, на какой позиции играет. Скорее всего, этот системный сбой повлиял и на атаку «бродяг», которая так и не смогла на полную разогнать свою комбинационную игру.

В заключительные 10-15 минут «Роверс» провели у чужих ворот. Напряжение вместе с интригой никуда не девались. Одни до последнего пытались отыграться, а другие никак не давали им этого сделать. И, как лучшая иллюстрация этого – отличный удар Дагласа, под который буквально всем телом бросился Паравичини, переведя мяч на угловой.

Когда же Чарльз Клегг дал финальный свисток, зрителей наполнил восторг. Уставшие футболисты скоро направились в павильон, по дороге обмениваясь благодарностями за эту игру, а довольный Киннэйрд напоследок решил повеселить народ, встав на руки.

В те времена кубок после матча еще не вручали, так что Артур уже по привычке должен был получить его на торжественном ужине. Эта победа оказалась пятой в его долгой карьере. Она же стала и последней. И не только для него самого, но и для всей эпохи аматорского футбола.

                      

alt

                                                                   «Олд Итонианс», 1882 год

По часовой стрелке: Артур Данн, Реджинальд Маколи, Томас Френч, Джон Шевалье, Джон Роулинсон, Чарльз Фоли, Уильям Андерсон, Перси де Паравичини, Харри Гудхарт, Филип Новелли.

В центре: Артур Киннэйрд.

Финал

Олд Итонианс – Блэкберн Роверс 1:0

Гол: Уильям Андерсон, 8

Олд Итонианс: Джон Роулинсон – Томас Френч, Перси де Паравичини – Артур Киннэйрд (к), Чарльз Фоли – Уильям Андерсон, Джон Шевалье, Реджинальд Маколи, Харри Гудхарт, Артур Данн, Филип Новелли.

Сборная

18 февраля 1882 года в Белфасте сборная Англии выступила проводником новорожденной сборной Ирландии в международный футбол. Для хозяев это событие получилось не очень знаменательным. Для Англии же все обернулось крупнейшей победой в истории – 13:0. Больше всех забили дебютанты из «Астон Виллы», Говард Вотон (5) и Артур Браун (4), остальное добавили юный Джимми Браун из «Блэкберн Роверс» (2), Генри Кершэм из «Ноттс» и Чарли Бэмбридж из «Свифтс».

В следующем месяце «три льва» по традиции сыграли с Шотландией и Уэльсом. Поражение 1:5 от скоттов на Хэмпден Парк вряд ли удивляло, учитывая статистику прошлых лет. Другое дело – второй подряд проигрыш валлийцам, это была неожиданность. Надо только уточнить, что Англия почти весь матч провела вдесятером, поскольку Бэмбридж в первые минуты повредил плечо и ушел с поля. Ну а в остальном игра шла ровно. На старте второго тайма Уэльс даже уступал 1:3, но за счет слаженных действий своих форвардов, а где-то и удаче, победил 5:3.

Пресса писала, что ответственность за этот двойной провал нужно возложить на отборочный комитет ФА. Те критерии, по которым тот вызывал футболистов, выбирал состав и расстановку, были малопонятны.

Калейдоскоп

28 февраля 1882-го на ежегодном собрании Футбольной Ассоциации была принята новая поправка в правила. Она позволяла арбитрам засчитывать голы в случаях, когда игрок защищающейся команды руками останавливал мяч, летящий в ворота. Нововведение продержалось всего сезон и успеха не сыскало.

alt

                                                  «Куинз Парк» с Кубком Шотландии, 1882 год

1 апреля «Куинз Парк» из Глазго завоевал свой шестой Кубок Шотландии. В двухматчевом противостоянии на Каткин Парк они одолели «Дамбартон (2:2; 4:1) и заодно побили собственный рекорд результативности в ходе турнира – 62-8.

8 апреля на Рэйскурс Граунд в Рексхэме «Друидс» из Руабона сделали первый в истории Кубка Уэльса хет-трик. Третий финал оказался проще всех – разгром «Нортвич Виктории» 5:0.

13 мая «Куинз Айленд», недавно основанная команда рабочих одной из белфастских верфей, сходу выиграла Кубок Ирландии. В решающей встрече на Ольстер Граунд она превзошла «Клифтонвилл» со счетом 2:1. Клуб просуществовал еще два сезона и был расформирован в 1884 году.

Продолжение следует...

Ответы на любые вопросы – о командах, игроках, правилах и многом другом – можно узнать, просто спросив в комментариях.

Материалы по теме:

Сезон 1876/77 | Сезон 1877/78 | Сезон 1878/79 | Сезон 1879/80 | Сезон 1880/81

Забытая революция. Часть первая, вторая и третья

Архив блога