13 мин.

Сезон 1884/85

О последнем сезоне любительской эпохи.

Кубок

Парад начинался на переполненном вокзале. Тысячи людей вышли на главные улицы Блэкберна, здания были украшены флагами и вымпелами. Чемпионскую процессию возглавил духовой оркестр. За ним шел запряженный шестеркой серых лошадей экипаж «Блэкберн Роверс», вернувшихся домой с Кубком Англии. Дальше ехали представители клубного комитета и прессы. Следом двигались члены «Блэкберн Олимпик», победители прошлого года. Потом кто-то из «Парк Роуд», и Джон Браун, отец капитана команды Джимми Брауна. Замыкал шествие оркестр из соседней деревни Ливси. Когда кортеж добрался до Пенни-стрит, Джимми Браун поднял трофей и через мгновение на магазине портного Джона Бойла засверкали десятки дуговых ламп, которые он специально развесил по такому случаю. Это был незабываемый вечер.

Примерно так Чарльз Фрэнсис, автор книги History of Blackburn Rovers F.C. 1875-1925, описывал приезд клуба из Лондона в марте 1884-го. Для провинциального города та победа была уникальным достижением. Мало того, что до этого никто за пределами юга не выигрывал главный турнир, так блэкбернцы еще и повторили успех, причем сделали это два разных клуба.

В первой половине 1880-х оба претендовали на первенство в городе и стране. Однако в сезоне 1884/85 им предстояло решить, кто же все-таки лучше. «Наиболее дальновидные понимали, что теперь это борьба не за превосходство, а скорее за выживание», – писал Грэм Фитиан в книге Shooting Stars. «Роверс» по-своему пытались избавиться от конкурента. В сентябре они безрезультатно попробовали переманить нескольких футболистов «Олимпика» (особенно Томми Дьюхерста), а позднее без объяснений заявили соседям, что в этом сезоне не собираются проводить с ними товарищеских встреч. Видимо, хотели лишить «олимпийцев» доходов с этих больших матчей и ударить по их и без того сложному финансовому положению. Интересно, как бы все развивалось дальше, если бы не выпал шанс разобраться друг с другом самым достойным способом – на поле. Помогла жеребьевка второго раунда Кубка Англии.

6 декабря 1884-го на Лимингтон Роуд, поле «Роверс», собралось около 12 тысяч человек. Голов ждали недолго – к концу первого тайма по разу забили и те, и другие. После смены сторон «Олимпик» вышел вперед и в целом играл лучше, пока в дело не вмешался рефери. Что-то подобное случилось и в последнем финале Кубка Ланкашира, который проходил в марте того же года в Престоне. «Олимпийцы» тогда тоже имели преимущество и вели 1:0 до 90-й минуты. Один репортер даже успел отправить в Блэкберн телеграмму с финальным счетом. Впрочем, главный судья не торопился и дал «Роверс» время на еще одну атаку: они получили право на угловой, Джо Лофтхаус подал к воротам, Ферги Сутер пробил головой в перекладину, мяч отскочил по дуге и опустился прямо к Джо Соуэрбаттсу, который грудью занес его в ворота – 1:1. Напряжение после матча было такое, что команды отказались от традиционного совместного ужина. «Олимпик» подал протест в местную ФА, но та встала на защиту арбитра и назначила переигровку, в которой «бродяги» победили 2:1.

В декабрьском матче получилось пожестче. Где-то в середине второго тайма «Роверс» заработали штрафной: Хью Макинтайр отправил мяч в толпу у ворот и тот залетел в цель. По общему мнению, в том числе и рядом стоявших болельщиков, мяч никого не коснулся (прямых штрафных еще не было). Однако Соуэрбаттс подошел к рефери и заверил, что мяч задел его голову. Чарльз Крамп, президент Бирмингемской ФА, сторонник любительского футбола и человек глубоко верующий, не стал сомневаться и засчитал гол. Капитан «Блэкберн Олимпик» Джек Хантер потерял терпение и начал уводить команду с поля. Фред Йейтс, один из членов клубного комитета, кое-как уговорил его остаться. «Роверс» по итогу выиграли со счетом 3:2 и прошли дальше.

Показательно, что через полтора месяца команды провели первый товарищеский матч в сезоне, затем еще два, а в апреле «Роверс» снова обыграли «Олимпик» в финале Кубка Ланкашира. Так они, по сути, закрыли вопрос о том, кто в городе главный, а кому лучше отойти в сторону и не мешать.

Нынешний состав «бродяг» несильно отличался от прошлогоднего. Защитник Джо Беверли вернулся в «Олимпик» (не исключено, что это тоже сказалось на отношениях клубов). Вместо него возник Ричард Тернер – откуда точно, узнать пока не удалось. Возможно, из резерва или какого-нибудь мелкого местного клуба, но работу свою он делал на уровне. Слева в атаке теперь выходил очередной талант из «Кингз Оуна» по имени Харри Феситт, автор решающего мяча в игре с «Олимпиком».

По дороге в полуфинал «Роверс» раскидали «Уиттон» (5:0) с «Ромфордом» (8:0) и повозились с «Вест Бромвич Альбион», крепкой молодой командой из Западного Мидленда, но еще недостаточно зрелой, чтобы превзойти действующего обладателя (2:0). За попадание в финал «Блэкберн» играл с «Олд Картезианс». «Бродягам» предсказывали трудную победу. Как-никак в составе ОКс было несколько чемпионов 1881 года, которым в защите помогали молодые братья Артур и Перси Уолтерсы, скорое будущее сборной Англии, а в нападении – великолепный Уильям Кобболд, ее настоящее. В реальности вышло не так страшно. В стартовые минуты Тернер немного повредил Кобболда и тайм в более-менее ровной игре закончился 1:0 в пользу ланкаширцев. Когда матч возобновился, «Картезианс» стали сопротивляться все меньше. «Роверс» редко выпускали их со своей половины и забили еще четыре мяча (Соуэрбаттс и Браун сделали по дублю). ОКс ответили лишь точным ударом Фрэнсиса Бармби – 5:1.

В другой части турнирной сетки дела шли поинтереснее. Там к своему второму подряд финалу пробивался шотландский «Куинз Парк». За сезон «пауки» проиграли всего дважды. Один раз сенсационно: в третьем раунде Кубка Шотландии на Хэмпден Парк их выбил скромный «Батлфилд» (3:2). Поэтому все внимание они уделили английскому кубку. Здесь у КП шло не так гладко, как в прошлом сезоне, но до последних стадий они добрались.

Основные приключения начались в феврале, когда скотты поехали в Ноттингем. В шестом раунде они встречались на Трент Бридж с «Ноттс Каунти», который третий сезон подряд метил в полуфинал. Год назад тут же «Куинз Парк» заработал место в финале, обыграв «Блэкберн Олимпик» 4:0 – отчасти благодаря тому, что на матче собралось слишком много народа, который то и дело вываливался на поле. История повторилась вновь.

Люди стали подтягиваться к стадиону в десятом часу утра. В час их начали запускать, и ближе к трем, когда планировали стартовать, набралось около 20 тысяч. В первом тайме ситуация была еще ничего: Роберт Кристи вывел «Куинз Парк» вперед, игра шла равная и никто ей сильно не вредил. Но во второй половине было невыносимо. Настолько, что зрители помешали вратарю КП Джорджу Гиллеспи в эпизоде с ответным голом «Каунти». Матч останавливали больше десяти раз. Однажды футболисты, судьи и полицейские потратили около 20 минут, чтобы расчистить поле. Велась речь о том, что неплохо бы завязывать с этим беспределом, но рефери Уильям Пирс-Дикс решил продолжать. Кое-как команды смогли доиграть, обменялись голами и закончили ничьей 2:2. Футболисты к тому моменту находились на поле больше двух часов. Шотландцы отказались играть дополнительное время в таких условиях, что было чревато, поскольку правила обязывали проводить овертайм в случае равенства в счете. «Каунти» сразу перестраховался и забил формальный гол, чтобы потом считаться законным победителем и настаивать на дисквалификации КП. Впрочем, обстоятельства встречи позволили «паукам» остаться в турнире – ФА назначила повторную игру через неделю.

Матч прошел в Дерби, а не в Глазго, что было, конечно, не очень справедливо. Местный Каунти Граунд принял вдвое меньше человек, чем Трент Бридж, зато с безопасностью проблем не возникло. В первые минут 20 команды забили по голу. Обе обменивались инициативой до середины второго тайма, когда эта оживленная игра и все противостояние разрешилось победным голом «Куинз Парка»: Джон Гоу вбросил мяч из аута, Уолтер Арнотт сильно пробил по воротам, а голкипер «Ноттс Каунти» не смог дотянуться – 2:1.

«Ноттингем Форест», сезон 1884/85

Задний ряд: Том Данкс, Чарльз Каборн, Сэм Уиддоусон, Тинсли Линдли;

Средний ряд: Генри Биллиэлд, Уильям Хэнкок, Фред Фокс, Артур Уорд;

Сидят: Сал Норман, Тедди Лейтон, Фред Бирдсли, Джордж Ануин.

Спустя полмесяца КП снова приехал в Дерби и сыграл с другим ноттингемским клубом – в полуфинале с «Ноттингем Форест». В столь поздних раундах «лесников» не было видно уже пять лет. За это время в строю остались только защитник Чарльз Каборн и 34-летний капитан Сэм Уиддоусон, проводивший свой последний сезон и продолжавший вести команду за собой (в Кубке забил 5 в 5).

«Форест» в том году смотрелся внушительнее соседей из «Каунти», что и показал в полуфинале. «Красные» играли активнее, атаковали опаснее и большую часть времени вели 1:0. «Куинз Парк» сравнял лишь во второй половине после ошибочного аута на левом фланге. Девяносто минут опять завершились ничьей, и опять обошлись без дополнительного получаса. Сложно сказать точно, почему. Судя по отчету Nottingham Evening Post, КП не отказывался, как в прошлый раз, – им просто не предложили, хотя обсуждение было.

ФА вновь положилась на переигровку и удивила тем, что устроила ее в Эдинбурге (впервые в истории турнира полуфинал прошел не в Англии). «Форест» это, понятно, не понравилось, и не им одним. Sheffield Daily Telegraph писала, что раз уж «Куинз Парк» участвует в Кубке Англии и хочет его выиграть, то пусть делает это на английских полях. Но деваться было некуда.

В Шотландии матч привлек огромное внимание. Люди ехали из Глазго, Данфермлина, Фолкерка и других частей страны. Из Ноттингема прибыло четыре спецпоезда с болельщиками и мэром города. На стадион Мерчистон Касл, в паре миль от Эдинбурга, попало примерно 15 тысяч, все окружавшие поле возвышенности и крыши домов были заняты. Матч только по идее считался нейтральным, и это наверняка сказалось на «лесниках». Они были далеки от той игры, что демонстрировали в Дерби. «Куинз Парк», напротив, чувствовал себя отлично, почти все время доминировал и логично выиграл 3:0.

Любопытно, что Футбольная Ассоциация проявила такую заботу о КП, устроив встречу в шотландской столице. Автор «Футбольных заметок» в Manchester Courier полагал, что ФА просто проявила благосклонность к «паукам», которые в предыдущих раундах намотали сотни миль ради игр в Англии. Также можно предположить, что у Ассоциации имелись другие мотивы. Что если она заранее уведомила судей во главе с Пирс-Диксом исключить вариант с овертаймом в первом матче, и планировала переигровку. А Эдинбург выбрала, потому что там шансы на проход КП были выше. И все ради яркой вывески «Блэкберн Роверс» – «Куинз Парк»: два лучших клуба Британии, очередное столкновение стран, возможность для скоттов взять реванш за поражение в прошлом году. Если это близко к правде, то ФА не прогадала. 4 апреля финал на столичном Кеннингтон Овале смотрело примерно 15 тысяч человек (новый рекорд).

Кеннингтон Овал, 1880-е

Как и год назад, из-за травм «Куинз Парк» не смог собрать всех лучших и вынужден был встраивать в команду резервистов. «Роверс» от такого не страдали, но все же сделали одно, вероятно, решающее изменение в составе: со второго захода (первый был перед шестым раундом) Ассоциация разрешила им заявить полузащитника «Аккрингтона» Джорджа Хаворта. Благодаря этому они перешли на схему 2-3-5. Раньше, по крайней мере в Кубке, они ее не использовали, однако это не помешало Хаворту вместе с Джимми Форрестом и Хью Макинтайром взять игру под контроль.

С самого старта «Роверс» нагрузили оборону шотландцев и на 15-й минуте та не выдержала: Макинтайр прервал подход КП и вынес мяч на Джимми Браун, тот двинулся к воротам и пробил в перекладину, мяч отскочил обратно в поле, где первым на подборе оказался Форрест, который точно приложился издали. В середине второго тайма, когда все шло по-прежнему, в одной из атак защитник Уильям Маклауд завалил Брауна, но мяч подхватил Феситт – он прошел вперед, избавился от нескольких оппонентов и пробил в сторону ворот, где подоспевший Браун опередил Гиллеспи – 2:0.

У шотландцев не получилось практически ничего. Отметить стоит разве что отдельных людей, сыгравших на привычно высоком уровне – капитан Чарли Кэмпбелл, Уолтер Арнотт, работавший в защите за двоих, Уильям Селлар, самый опасный в безопасной шестерке нападения, и, конечно, Гиллеспи. Реальные шансы забить у «Куинз Парка» появились только в заключительную четверть часа. Именно тогда голкипер «Роверс» Херби Артур впервые вступил в игру, но счет от этого не изменился.

В прошлом году из-за смерти герцога Олбани церемония награждения не проводилась, медали и кубок тихо вручали в раздевалке. Теперь же «бродягам» оказали все положенные почести на стадионе. В этой их победе было что-то символическое. Ведь сезон 1884/85 стал поворотным в борьбе любителей и профессионалов, развернувшейся в последние годы. «Блэкберн Роверс» и «Куинз Парк» в ней были не очень заметны, но при этом четко понимали, какая сторона им ближе.

Через три с половиной месяца после финала Футбольная Ассоциация все же легализовала профессионализм. Любительская эпоха официально завершилась. Начиналась новая.

Финал

Блэкберн Роверс – Куинз Парк 2:0

Голы: Джимми Форрест, 15, Джимми Браун, 70

Блэкберн Роверс: Херби Артур – Ричард Тернер, Ферги Сутер – Джордж Хаворт, Хью Макинтайр, Джимми Форрест – Джо Лофтхаус, Джимми Даглас, Джимми Браун, Джо Соуэрбаттс, Харри Феситт.

Сборная

Англия впервые с 1879 года закончила сезон без поражений. Матчи с Ирландией (4:0) в Манчестере и Уэльсом (1:1) в Блэкберне мало впечатлили. По мнению ланкаширских болельщиков, игра с валлийцами, в общем, была скучная, и лучше бы они пошли смотреть на «Парк Роуд» с «Уиттоном», чем на сборную.

С Шотландией, как и всегда, скучно не было. Два года подряд англичанам чуть недоставало, чтобы сыграть с ними вничью. В 1885-м, наконец, удалось, хотя могли и победу одержать. Так хорошо дома «три льва» не играли давно. Особенно после пропущенного гола на 20-й минуте, когда народ стал подгонять, скандируя: «Play up, England!» Сравняли англичане во втором тайме. После перерыва они здорово включились, успешно обводили, точно пасовали и создавали моменты. На 57-й минуте по ходу свежей атаки вратарь Джеймс Маколи трижды выручал шотландцев, но на четвертый поскользнулся и дал Чарли Бэмбриджу забить (12-й и последний гол за сборную).

Такие результаты, безусловно, можно было назвать прогрессом. Автор колонки в Glasgow Evening Post связывал это, помимо прочего, с родившимся в Англии профессионализмом – десятки шотландских футболистов пересекали границу и заодно привносили в местную игру свой национальный стиль, черты которого начали мелькать и у английской сборной.

Сборная Англии, 21 марта 1885 года

Стоят: Джон Синклэр (рефери), Уильям Кобболд, Артур Уолтерс, Эндрю Эймос, Херби Артур, Перси Уолтерс, Мортон Беттс (судья).

Сидят: Джо Лофтхаус, Том Данкс, Норман Бэйли (капитан), Джимми Браун, Джимми Форрест, Чарли Бэмбридж.

Калейдоскоп

В январе пришли печальные новости из США. В возрасте 31 года скончался Артур Кершэм. Бывший форвард и капитан сборной Англии и «Ноттс Каунти» уехал во Флориду прошлой весной. Он отправился туда со своим братом Уильямом. Как рассказывал на одном форуме правнук Уильяма, Кершэмы купили землю и собирались выращивать там апельсины. Когда они прибыли на место, то выяснилось, что эта какая-то топь, и люди здесь, похоже, не селятся (напоминает «Приключения Мартина Чезлвита» Диккенса). Новая жизнь Кершэма не задалась с первых дней – потом он еще женился – и продлилась всего несколько месяцев. В декабре Артур подхватил малярию, которую перенести не смог. Известие о его смерти разошлось по всей Англии. 17 января, на матч против «Блэкберн Олимпик», футболисты его родного «Ноттс Каунти» вышли в траурных повязках.

Сезон 1879/80 | Сезон 1880/81 | Сезон 1881/82 | Сезон 1882/83 | Сезон 1883/84

Забытая революция. Часть перваявторая и третья

Королевский парк. Часть первая и вторая

Архив блога | VK