10 мин.

Протесты и возвращение «бродяг». Кубок Англии-1889/90

История Кубка Англии – это первая вещь, за которую я взялся, когда 15 с лишним лет назад захотел разобраться в футболе XIX века (все еще разбираюсь). С тех пор у меня более-менее получилось рассказать о розыгрышах, которые пришлись на 1870-1880-е, а в 1890-е я забрался уже в своем телеграм-канале. Правда, недавно понял, что формат постов так или иначе ограничивает, поэтому решил как в былые времена писать о Кубке Англии в блоге. Надеюсь, все-таки доберусь до 1900 года, а дальше посмотрим.

Лучшие английские клубы уже больше ста лет начинают бороться за кубок с января. Эта традиция появилась в сезоне 1888/89, когда придумали квалификацию. Система была такая: 18 команд выбирает Футбольная Ассоциация, к ним добавляются полуфиналисты последнего розыгрыша, а остальные десять проходят в основную сетку сквозь четыре отборочных раунда. Первым обладателем при таком формате стал «Престон». Команда Уильяма Саделла тогда оформила «дубль» и была не против повторить в сезоне 1889/90.

До третьего раунда проблем «Норт Энд» не испытывал, пока на Дипдейл не приехали парни из «Болтона». В лиге «Уондерерс» шли на восьмом месте и по ходу дела дважды проиграли «Престону» (2:6 и 1:3). В этот раз чемпионы тоже не собирались уходить без победы и к 10-й минуте повели 2:0. «Болтону» однажды удалось ответить, но следующий час моменты в основном создавали престонцы. Как оказалось, делали они это только для того, чтобы на 82-й пропустить второй гол. Этот успех так взбодрил «Уондерерс», что они побежали вперед и в самом конце забили третий. Небольшая, но сенсация.

Собственно это был матч за выход в полуфинал, где «Болтон» никогда не бывал. Там они встретились с главным открытием розыгрыша «Шеффилд Уэнсдэй». Единственный раз в шаге от финала «клинки» («совами» они стали позже) были в 1882 году, когда в переигровке уступили «Блэкберну». В последующие сезоны «Уэнсдэй» выступал в кубке без особых успехов, а в 1886-м вообще опоздал с подачей заявки на участие и никуда не попал. Эта оплошность привела к историческим для клуба переменам.

Шеффилдский футбол на ту пору официально оставался любительским (хотя профессионализм в Англии уже легализовали), поэтому здешние игроки по-прежнему могли в течение сезона выступать за кого угодно. Конечно, в различных кубках разрешалось представлять лишь один клуб, но никто не запрещал позвать и зарегистрировать футболиста из другой команды на конкретный турнир. Когда «Уэнсдэй» пропускал Кубок Англии-1886/87, их соседи из «Локвуд Бразерс» пригласили к себе пятерых лучших игроков «клинков» – полузащитников Джека Хадсона с Тедди Брэйшоу, и нападающих Билли Мосфорта, Харри Уинтерботтома и Тома Коули. В итоге они дошли до пятого раунда и остановились только на будущих финалистах из «Вест Бромвича».

Этот опыт получился настолько ярким, что названная пятерка из «Уэнсдэй» пришла к идее: если собрать крутых игроков в одной команде на постоянной основе (как делают в том же Ланкашире), то можно добиться гораздо большего; нужно просто разрешить платить им деньги за игру, или хотя бы возмещать расходы на дорогу, проживание и за потерянное рабочее время. Коули, Мосфорт и Брэйшоу входили в состав комитета «Уэнсдэй», но большая его часть предпочитала любительский подход к игре и была против перехода на профессиональные рельсы. Тогда самые опытные игроки и еще несколько желающих собрались в конце сезона и основали клуб «Шеффилд Роверс». Сразу рвать отношения с «Уэнсдэй» они не спешили, поэтому дали шанс выбрать: либо соглашаетесь принять профессионализм, либо мы уходим и развиваем свою новую команду. Риск потерять сильнейших исполнителей и статус ведущего клуба города заставил консервативную часть руководства «клинков» пойти навстречу. Понадобилось целых два заседания, чтобы «Уэнсдэй» в конечном счете перешел на темную сторону. Впрочем, платить поначалу были готовы всего ничего – 5 шиллингов за домашние матчи и 7,5 за выездные.

На тот момент у клуба не имелось постоянного поля и соответственно стабильного дохода. Так что летом 1887-го «Уэнсдэй» арендовал рядом с Куинз-роуд милый кусок земли с ручьем и тропинкой и к новому сезону превратил его в неплохое по тем временам место для игры в футбол под названием Олив Гроув. Следующим логичным шагом стало бы вступление в новорожденную Футбольную лигу, но ланкаширские и мидлендские клубы по первости туда никого не пускали. «Уэнсдэй» не расстроился и в 1889-м вместе с другими отверженными организовал альтернативный чемпионат Англии под названием «Футбольный альянс». Помимо «клинков», там играли такие клубы как «Смолл Хит» (будущий «Бирмингем Сити»), «Ньютон Хит» (будущий «Манчестер Юнайтед») и «Ноттингем Форест» (будущий «Ноттингем Форест»).

Это как раз был сезон 1889/90. «Уэнсдэй» отлично смотрелся в новой лиге и стал ее первым чемпионом. Они много забивали и до весны не позволили себе ни одного поражения на Олив Гроув – что в официальных, что в товарищеских матчах. Ближе всего к домашней неудаче шеффилдцы подобрались в третьем раунде кубка страны, когда столкнулись с «Ноттс Каунти».

«Шеффилд Уэнсдэй», сезон 1889/90 (игроки), стоят: Джек Дангворт, Тедди Брэйшоу, Джим Смит, Хэйдн Морли, Альберт Мамфорд; сидят: Харри Вулхаус, Билли Беттс, Джордж Уоллер, Том Коули; на земле: Харри Уинтерботтом, Билли Инграм, Уильям Беннетт

В те годы в Кубке Англии было модно подавать протесты по любому поводу. Обычно жаловались на состояние поля и на игроков соперника, которые по каким-то причинам не имели права попадать в состав, но все-таки попали. Это была рабочая штука: если проиграл, подаешь протест, ФА рассматривает, надеешься на переигровку. «Уэнсдэй» и «Ноттс Каунти» в феврале-марте 1890-го устроили настоящую кабинетную битву. Перед началом первого матча в Шеффилде обе команды на всякий случай подали протест на состояние поля Олив Гроув (на дворе был март, дождь и снег). Забавно, что «Уэнсдэй» протестовали против своего же стадиона, потом вынесли «Ноттс Каунти» 5:0 и тут же отозвали протест. Ноттингемцы естественно пошли до конца, добились переигровки и смогли победить 3:2.

Что сделал «Уэнсдэй»? Конечно, подал протест. Теперь не на свое поле, а на двух игроков соперника, которые в августе где-то в Шотландии сыграли один-два матча и тем самым нарушили правила: они уже были зарегистрированы как футболисты «Каунти», поэтому не могли представлять кого-то еще даже в межсезонье. ФА аргументы приняла и устроила вторую переигровку на Каунти Граунд в Дерби. «Ноттс Каунти» уступил 1:2 и, разумеется, сочинил новый протест. Они раскопали, что в мае прошлого года двое шеффилдцев играли в каких-то выставочных матчах в Хайде. Вроде бы та же ситуация, но Ассоциация объяснила, что по правилам сезон заканчивается 30 апреля, а период регистрации игроков на новый сезон начинается 1 июня, поэтому май остается вне закона (позднее этот момент поправили). «Уэнсдэй» все же проник в полуфинал.

Матч с «Болтоном» у них получился очень напряженный. Голов ждали долго. «Клинки» за это время успели промокнуть под дождем и сменить майки. После 70-й минуты команды быстро обменялись голами и продолжили бодаться. Под конец «Болтон» давил сильнее, «Уэнсдэй» устоял и в одной из редких атак забил второй мяч, которого хватило для первого финала Кубка Англии в истории клуба. «Если бы я написал что-то подобное в начале сезона, меня бы сочли умалишенным», – не мог поверить в случившееся корреспондент Sheffield Independent. Чтобы привезти трофей в Шеффилд, нужно было всего-то обыграть одну из сильнейших команд сезона – «Блэкберн Роверс».

«Бродяги» проводили лучшую кампанию за последние годы. В чемпионате они заняли третье место, забив больше всех голов: 78 штук, почти треть из которых положил неудержимый центрфорвард Джек Саутворт. В кубке всерьез пришлось повозиться лишь в полуфинале, где им, как и год назад, достался «Вулверхэмптон». На этот раз «Блэкберн» справился. Не помешал даже ураган – ветер был такой сильный, что повредил трибуну и маленькую девочку, которую увезли в больницу. Единственный и победный гол за пять минут до конца забил Саутворт.

В середине 1880-х «Блэкберн» трижды (раз, два, три) подряд брал Кубок Англии. Однако следующие три сезона прошли без единого финала (в Кубке Ланкашира тоже не получалось). В этот непростой период клуб отнюдь не зачах, а наоборот стал одним из самых стабильных в стране. Больше всех для этого постарались председатель комитета Эдвард Морли, один из основателей Джон Льюис и добродушный секретарь с криминальным прошлым Томас Митчелл (в 1880-м, когда работал коммивояжером в алкогольной фирме, получил полгода принудительных работ за хищение нескольких фунтов).

Состав команды они тоже не забыли обновить. С финала-1886 осталось всего три человека: один из лучших полузащитников Англии Джимми Форрест, яркий правый крайний Джо Лофтхаус и левый инсайд Нэт Уолтон. Среди новых английских лиц выделялись техничный и быстрый Билли Таунли, игравший на левом краю атаки (переманили из «Блэкберн Олимпик»), и молодой полузащитник Джон Бартон, которого в начале сезона подтянули из второй команды, – парень так хорошо вписался, что уже в марте дебютировал за сборную.

В победные сезоны у «Роверс» обязательно было минимум три шотландца на поле. Летом 1889-го они раздобыли себе свежую партию: талантливый защитник Том Брэндон, максимально полезный полузащитник Джордж Дьюэр и правый инсайд Харри Кэмпбелл ростом 168 см. Брэндон весь сезон провел в основе, но в полуфинале и финале его решили убрать из состава, чтобы не давать соперникам повод для протеста (в межсезонье Брэндон немного поиграл на каком-то мини-турнире в Сент-Миррене). По этой причине в старте вышел отменный спринтер и скрипач Джим Саутворт, старший брат Джека. Возглавлял оборону шотландец Джон Форбс, один из лучших защитников лиги. Он играл за «Блэкберн» всего второй сезон, но уже стал капитаном. Беда была только с вратарями. Герой 1880-х Херби Артур осенью совсем сдал, и в попытках его заменить клуб перепробовал человек семь, пока от безысходности не позвал бывшего кипера «Аккрингтона» Джонни Хорна, который работал химиком и из-за этого в последние месяцы мало играл в футбол.

«Блэкберн Роверс», сезон 1889/90 (игроки), стоят: Джим Саутворт, Джек Саутворт, Джонни Хорн, Джордж Дьюэр; сидят: Джо Лофтхаус, Харри Кэмпбелл, Джон Форбс, Нэт Уолтон, Билли Таунли; на полу: Джон Бартон и Джимми Форрест

Фаворитом финала считался «Блэкберн» (3 к 1). К этому преимуществу смело можно было прибавить неожиданные проблемы «Уэнсдэй» с составом. Из строя выбыл капитан и главный организатор шеффилдской атаки Харри Уинтерботтом, который повредил лодыжку в жестоком матче чемпионата против «Гримсби». Захворал и его партнер по правому флангу Билли Инграм (хоть в итоге и вышел на поле).

«Каким бы ни был исход сегодняшнего финала, поклонники команды могут быть уверены, что «Уэнсдэй» приложат все усилия для победы, а если и проиграют, то сделают это достойно, как подобает истинным спортсменам», – с надеждой писала Sheffield Daily Telegraph. В день финала 29 марта жители Шеффилда потихоньку собирались возле магазинов и офисов газет в ожидании свежих новостей и телеграмм из Лондона.

Точно неизвестно, в каком состоянии находились игроки «Уэнсдэй» перед выходом на поле стадиона Кеннингтон Овал, но в одной старой книге про «Блэкберн» есть интересный эпизод на эту тему. Ричард Грегсон, видный футбольный деятель, представлявший Ланкашир в ФА, перед началом матча побывал в обеих раздевалках. После этого его перехватил корреспондент The Blackburn Times, который попросил Грегсона предсказать победителя, на что тот ответил:

- Ох, «Шеффилд» уже проиграл!

- Как вы это определили?

- Ну, я только что вышел из раздевалки. «Уэнсдэй» совсем поникшие. Сидят тихо как мыши. Ни слова не говорят. Выглядят испуганными. «Роверс» наоборот поют и свистят, и ведут себя как непоседливые котята. Сильно не ошибусь, если скажу, что они легко победят.

Случилась ли эта история на самом деле или ее придумали потом, однако к результату матча она подходит идеально. «Уэнсдэй» действительно не были похожи на себя и смотрелись очень печально и в атаке, и в обороне. Они смогли забить один мяч, но пропустили шесть. «Роверс» были лучше во всем. Главным героем стал Билли Таунли, сделавший 3+1. Еще по голу добавили Уолтон, Лофтхаус и Саутворт. «Блэкберн Роверс» в четвертый раз получил кубок из рук президента ФА Фрэнсиса Мэриндина.

В понедельник вечером команда приехала домой, где их встречали тысячи людей, оркестр и фейерверки. Игроки покатались с кубком по центру города, посмотрели на украшенные улицы и отправились отмечать в отель. А народ ближе к полуночи стал расходиться. Все-таки завтра на работу.

Финал

«Блэкберн Роверс» 6:1 «Шеффилд Уэнсдэй»

Голы: Билли Таунли, 6’, 38’, 70’, Нэт Уолтон 26’, Джек Саутворт 44’, Джо Лофтхаус 85’ – Альберт Мамфорд, 53’

«Блэкберн Роверс»: Джонни Хорн – Джим Саутворт, Джон Форбс (к) – Джон Бартон, Джордж Дьюэр, Джимми Форрест – Джо Лофтхаус, Харри Кэмпбелл, Джек Саутворт, Нэт Уолтон, Билли Таунли.

История чемпионата Англии, сезон 1889/90. Первая чемпионская гонка

Поддержать выход новых материалов можно здесь или в комментариях