Год быка
Второй год подряд в чемпионате «Формулы-1» лидирует независимая команда Red Bull Racing. Гигантам автопрома остается лишь завидовать.
До прошлого года команда Red Bull Racing была знаменита прежде всего своим развеселым нравом. Ни одна другая команда «Формулы-1» не могла сравниться с ней по масштабу вечеринок, которые регулярно закатывались на «Энергетической станции»—роскошном моторхоуме, долго считавшемся самым красивым в паддоке. Все знали, что в группе поддержки Red Bull самые симпатичные девчонки, музыка не смолкает до утра, а энергетики льются рекой. Для полного веселья не хватало одного—громких побед. В 2006 году перед Гран-при Монако глава команды Кристиан Хорнер пообещал прыгнуть голым в воду, если его команда поднимется на пьедестал. Он особо не переживал, ведь до этого Red Bull ни разу не финишировала в тройке. Но в Монако произошло чудо: Дэвид Култхард занял третье место, и Хорнеру пришлось купаться. Прыжок вышел в духе Red Bull: прикрывшись плащом Супермена, Хорнер под улюлюканье толпы «солдатиком» ушел под воду.
После исторического прыжка подиумов больше не стало: буквально по одному в сезон, не более. Многие гадали, как долго Red Bull будет дурачиться. А в это в недрах базы команды, расположенной в английском городе Милтон-Кейнс, кипит серьезная инженерная мысль. Там, буквально в 20 милях от Сильверстоуна, корпел над своими чертежами гений аэродинамики Эдриан Ньюи, знаменитый конструктор, чьи гоночные машины, вероятно, выиграли больше всех Гран-при в истории спорта. Он работал по старинке: брал карандаш и рейсшину и разрабатывал новые автомобили. В 2005 году хозяева Red Bull переманили его из McLaren, предложив многомиллионный контракт и свободный график работы. Владельцам было ясно, что рано или поздно он построит некий чудо-аппарат, который принесет славу и ему, и его новой команде. Так и произошло.
Последнее десятилетие борьба за чемпионство была прерогативой заводских команд. За Ferrari, Renault, McLaren так или иначе стояли крупнейшие мировые автоконцерны, прошлогодний триумф Brawn GP был бы невозможен без ресурсов Honda, а Red Bull—абсолютно независимая частная команда. Она, как и компания Red Bull, принадлежит австрийскому миллиардеру Дитриху Матешицу, разбогатевшему за последние четверть века на продаже популярного энергетика. В ноябре 2004-го Матешиц купил Jaguar Racing, когда концерн Ford, наигравшись в «Формулу-1» и не добившись успехов, решил избавиться от непрофильного актива. За пять лет Red Bull проделала путь от аутсайдера до второго места в чемпионате—случай едва ли не беспрецедентный. Сейчас у команды самая быстрая машина в чемпионате: Феттель и Уэббер на новенькой RB6 выиграли девять из десяти квалификаций.
Ставка на Феттеля
Первые победы Red Bull начала одерживать в 2009 году. Именно тогда в команду пришел молодой и перспективный немец Себастьян Феттель, которого не стесняясь называли «новым Шумахером»—уж больно парень был талантлив. Себастьян стал новым напарником опытного, но не слишком успешного австралийца Марка Уэббера. В 2009 году Феттель победил на четырех этапах Гран-при и до последнего боролся с Дженсоном Баттоном за чемпионство, но все-таки остался вторым. Уэббер тоже пытался соответствовать внезапному взлету Red Bull: выиграл две гонки, чего от крепкого середняка никто не ожидал.
В 2010 году и Феттель, и Уэббер претендуют на чемпионство. Сейчас они идут на третьем и четвертом местах, уступая только Льюису Хэмилтону и Дженсону Баттону. Легендарный Михаэль Шумахер плетется на девятом месте. Оба гонщика Red Bull получили в распоряжение очередной шедевр Ньюи—машину RB6. Шансы на победу у них равны, и борьба идет не только с соперниками, но и друг с другом. Это раньше казалось, что Red Bull—команда легкая, домашняя и ироничная. В этом сезоне она показала себя с другой стороны: когда разговор идет о чемпионстве, шутки уходят на второй план. После первой половины чемпионата счет 2:3 в пользу Уэббера—и Феттель с этим мириться не желает.
Считается, что для победы в «Формуле-1» нужно следовать «теории Шумахера». Суть ее в том, что команде нужен лишь один явный лидер, на которого трудятся все остальные: инженеры разрабатывают машину с учетом его предпочтений, а напарник выполняет функции оруженосца—прикрывает тылы и борется за победу на трассе только в определенных случаях. Например, если вдруг лидер сошел с дистанции или досрочно победил в чемпионате: тогда команде не столь важно, кто из гонщиков поднимется на вершину подиума.
Подобная практика выглядит не очень спортивно, и в «Формуле-1» даже есть официальный запрет на так называемую командную тактику: команда не имеет права открыто отдать приказ одному из гонщиков, чтобы он убрал ногу с газа и пропустил партнера вперед. Но все уже давно научились обходить этот запрет, и боссы «Формулы-1» сделать с этим ничего не могут.
До последнего времени нельзя было даже представить, что в Red Bull возникнет необходимость искусственно регулировать отношения между напарниками: во-первых, делить было нечего, во-вторых, было понятно, что ставка сделана на Феттеля. Это ведь он стал самым молодым победителем в истории Гран-при, победив на трассе в Монце в 21 год, и, соответственно, считался в Red Bull самым перспективным. А чего можно было ждать от Уэббера, который открыл счет своим победам лишь в 2009-м, на восьмом году карьеры? Однако так получилось, что его частенько подводила техника: RB6 оказалась самой быстрой машиной чемпионата, но далеко не самой надежной. Уэббер с ней справился и стал выигрывать одну гонку за другой: сначала Барселона, затем Монако.
Второй против первого
На Гран-при Турции в Стамбуле дуэт Red Bull возглавил гонку. До 40-го круга лидировал Уэббер, по пятам за ним следовал Феттель. Внезапно немец ринулся в атаку в весьма рискованной ситуации, рассчитывая, что Уэббер, как и раньше, ему дорогу уступит. Но Себастьян прогадал: Марк с траектории не сдвинулся, и Феттель на полном ходу влетел в напарника. Уэбберу повезло: он заехал в боксы, команда поменяла ему поврежденные детали, удалось финишировать третьим. А вот машина Феттеля больше никуда не поехала: расстроенный немец еще долго шел по обочине, мотал головой и красноречиво вертел пальцем у виска.
Руководитель автоспортивных программ Red Bull Хельмут Марко защищал Феттеля, уверяя, что другого выбора у того не было. А виновником ДТП назвали Уэббера. Но очевидный конфликт быстро попытались замять: боссы признали, что Феттель тоже виноват, а расстроенному Уэбберу предложили контракт еще на один сезон. Внутреннего напряжения это, впрочем, не сняло. «Ставки велики, и каждый из нас стремится к успеху. Это не значит, что я ненавижу Феттеля: если он будет тонуть в океане, я его спасу. Но на трассе мы—непримиримые соперники»,—рассказал Уэббер BBC.
Перед финальным заездом в Сильверстоуне произошла еще одна словесная перепалка. В ночь с пятницы на субботу с машины Уэббера вдруг исчезло новейшее переднее крыло: Феттель сломал такое на тренировке, запасного не оказалось, поэтому боссы Red Bull решили переставить ему переднее крыло Уэббера. После гонки австралиец сказал, что, предложи ему новый контракт с Red Bull сейчас, он бы отказался: «Не должно быть фаворитизма, все должно быть честно». Интересно, но ту гонку выиграл именно Уэббер. После финиша в ответ на поздравления Кристиана Хорнера австралиец язвительно заметил: «Неплохо для гонщика №2, верно?»
Если бы не технические поломки и не междоусобные разборки на трассе, Red Bull давно бы стала единоличным лидером сезона, причем отрыв от ближайших преследователей был бы весьма солидным. Но пока впереди идет McLaren, а лидеры Red Bull все никак не могут выяснить отношения. Для решения этой задачи, а также главной—завоевания чемпионства—у команды есть еще полсезона.
Текст: Андрей Лось – журналист интернет-портала F1News.Ru
Некорректный вывод, ибо техника не совершенна