Недостроенный летающий объект. 10 мифов и легенд о стадионе Санкт-Петербурга
Стадион в Санкт-Петербурге – самый знаменитый долгострой чемпионата мира-2018. Каждый месяц про питерскую арену появляются новости, похожие на анекдоты, и анекдоты, которые путают с информационными сообщениями. Еженедельник «Футбол» собрал десять мифов о похожем на летающую тарелку стадионе, чтобы с помощью чиновников и строителей подтвердить или опровергнуть их.
МИФ №1
Стадион в Санкт-Петербурге строили так долго, что его стены пошли трещинами
НА САМОМ ДЕЛЕ
Проблема существовала, но, по заверению строителей, она уже в прошлом
«Обсуждение трещин в СМИ - попытка погнаться за жареными фактами, - говорит Виталий Лазуткин, руководитель компании «Инжтрансстрой», которая возводит арену. - Во-первых, трещины выявили мы сами, трещины появились не на основных несущих конструкциях, и процесс вполне управляем».
Футбольный путеводитель по городам мира
Стадион прошел уже больше двадцати плановых проверок со стороны Ростехнадзора, и, по заверению Лазуткина, к соблюдению технологий строительства и качеству работы претензий нет.
МИФ №2
Стадион в Санкт-Петербурге – самый дорогой в мире
НА САМОМ ДЕЛЕ
После падения курса рубля питерская арена опустилась в рейтинге самых дорогих стадионов мира. Лидерство в нем продолжают удерживать североамериканцы. 80-тысячный «Метлайф Стадиум» в Нью-Йорке оценен в 1,6 млрд долларов. «Янки Стадиум» в том же Нью-Йорке – в 1,5 млрд. «Олимпийский стадион» в Монреале – в 1,3 млрд.
«По стоимости посадочного места арена была примерно на седьмом месте в мире. Причем по курсу валют на 2013 год. Сейчас намного дешевле, - говорит Виталий Лазуткин. -- Наш стадион нельзя сравнивать со стотысячниками вроде «Уэмбли» или «Камп Ноу»: там нет ни раздвижной крыши, ни выдвижного поля. Таких арен, как у нас, в мире всего около 5 процентов. Наша будет эксплуатироваться и при 25-градусном морозе, конструкции для этого стоят серьезных денег».
Предполагалось, что общая стоимость стадиона составит 34,9 млрд рублей. Но «улетевшая» от рубля валюта внесла свои коррективы. За последнее время цена арены подросла еще на 4,3 млрд. И очень может быть, это неокончательная сумма.
«С 2013 года заказчик не индексировал стоимость оборудования, потому мы и оказались в сложной ситуации, - продолжает Виталий Лазуткин. - Мы и так на 98 процентов построили стадион из отечественных материалов. Но импортозамещению наступил предел. Закупить сложнейшие инженерные системы, связанные в том числе с безопасностью, можно лишь в Европе».
По словам главы комитета по строительству Санкт-Петербурга Сергея Морозова, увеличение бюджета арены, подразумевающее дополнительные 4,3 млрд рублей, одобрено. Впрочем, дать добро на индексацию – не значит сразу найти деньги. За четыре месяца – с начала февраля по начало июня – готовность арены продвинулась всего с 82 до 85 процентов…
МИФ №3
Стадион не успеют построить к Кубку конфедераций, и он будет заменен на «Лужники»
НА САМОМ ДЕЛЕ
По словам Администрации города, футбол на Крестовский остров придет не раньше марта 2017-го. Но это все равно за несколько месяцев до Кубка конфедераций
На задержки темпов возведения новая арена была обречена почти сразу. Первые глобальные сбои сроков и удорожание проекта случились после получения Россией права провести чемпионат мира и решения, что Санкт-Петербург примет семь матчей турнира, включая полуфинал и встречу за третье место. Изначально рассчитанную на 45 000 зрителей арену пришлось, по сути, перестраивать на ходу. Из-за ужесточения правил ФИФА по безопасности тоже корректировали процесс.
Авиамодель. Чем похвастается новый стадион «Зенита»
Свою лепту в темпы строительства внес и суровый питерский климат, и продуваемая с воды окраина Крестовского острова. По правилам безопасности работа на большой высоте и открытых участках в штормовые дни запрещена. А таких дней в Петербурге с начала года и до середины весны набежало больше 20. Впрочем, разговоры о бесконечных переносах дня «икс» уже неактуальны. Как заверил вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, город – не единственный, кто внимательно блюдет выполнение работ на Крестовском острове. Среди кураторов стройки и министр спорта Виталий Мутко, и Администрация президента России, и конечно же ФИФА.
Как отметил во время майского визита в Санкт-Петербург директор департамента Международной федерации футбола (ФИФА) по проведению соревнований Колин Смит, он четко понимает все организационные и логистические сложности, но уверен, что стадион и вся система транспортной доступности к окончанию следующей весны будут готовы к эксплуатации.
МИФ №4
Поле уже готово
НА САМОМ ДЕЛЕ
Газон засеян и подготовлен к перемещению в чашу еще с зимы
«Учитывая ошибки прошлых лет, поле готовится заранее. К осени трава должна быть в отличном состоянии. «Зенитом» нам был рекомендован состав песка и сорт травы для газона. С клубом взаимодействуем ежедневно», - поясняет Лазуткин. Превратить за считаные часы футбольный газон в площадку для концертно-выставочных мероприятий позволит уникальная рельсовая конструкция поля. Перемещение главной достопримечательности стадиона будет контролироваться лазерной системой. Если хотя бы одно из 394 колес забуксует, то дополнительные усилия автоматически передадутся на другие колеса, что сразу выровняет движение. Поэтому временных сбоев при переодевании арены из футбольной в концертную и наоборот быть не должно. Причем вместимость ее будет увеличена с футбольных 68 тысяч до 77.
МИФ №5
Знаменитую раздвижную крышу стадиона не будут закрывать на футбольные матчи
НА САМОМ ДЕЛЕ
Правила ФИФА запрещают проведение матчей при закрытой крыше. Строители обещают останавливать дождь воздушными потоками
Уникальная «фишка» стадиона – защита от осадков. В плюсовую погоду нужды сдвигать крышу не возникнет, даже если над стадионом разразится мощнейший ливень, способный превратить игру в фарс. Специальная система моментально отреагирует на осадки – их остановят автоматически выпущенные вверх воздушные потоки. Максимум – дождь слегка оросит самые верхние ряды.
Марк Рубин: «Зенит» получил по заслугам – клуб давно болен дилетантизмом»
Если «Зениту» придется играть в еврокубках при сильном морозе, футболистам и зрителям будет комфортно. Система подогрева воздуха обеспечит в чаше арены плюсовую температуру при любой погоде вне ее. Сама раздвижная крыша уже полностью собрана. На верхотуре осталось закончить с покрытием стационарной крыши, завершить покраску, установку ездового пути и наладить автоматику. В действии механизм раздвижной крыши должен быть протестирован до сентябрьского тестового матча.
МИФ №6
Владельцем арены будет «Зенит»
НА САМОМ ДЕЛЕ
«Зениту» стадион будет отдан в управление, но пока непонятно, как футбольный клуб распорядится своими правами
«Сотрудничество с компанией-управленцем надо начинать уже сейчас, - утверждает Албин. - С «Зенитом» мы консультируемся регулярно. Клуб обладает великолепными специалистами не только в сооружении поля, но и разработчиками инженерных систем и технических решений по возведению арены. На 99 процентов она будет передана в пользование «Зениту». Возможно, управляющих компаний на стадионе будет две, но с разными функциями. Одна возьмет на себя инженерную часть, другая будет отвечать за «промоушн». По расчетам комиссий, загружен стадион будет не меньше 200 дней в году. Спортивная часть, скорее всего, ограничится футболом. Кроме него можно будет проводить матчи лишь по хоккею на траве. И то пока теоретически. Каков будет ценовой сегмент билетов и абонементов, станет известно, когда арендатор («Зенит») вступит в свои права официально.
МИФ № 7
Открывать стадион будет сборная России
НА САМОМ ДЕЛЕ
Тестовый матч проведут строители
На самом деле первыми газон опробуют команды строителей и Администрации Санкт-Петербурга. Именно они, а не «Зенит» или сборная России первыми сыграют на новой арене. В закрытом, конечно, режиме.
МИФ №8
Стадион будет называться «Газпром-Арена»
НА САМОМ ДЕЛЕ
Вопрос о постоянном названии арены до сих пор открыт. На данном этапе ее рабочее название - «Стадион Санкт-Петербург».
Скорее всего, то же наименование останется во время Кубка конфедераций и чемпионата мира. И только потом появится настоящее имя. В апреле Санкт-Петербургская топонимическая комиссия рекомендовала дать стадиону название «Крестовский». Для получения официального статуса название должно быть утверждено губернатором Санкт-Петербурга. Но, по словам Албина, в Питере возможно проведение тендера на окончательное название. Руководители Петербурга учитывают, что за последние 10 лет успехи «Зенита» сделали команду одним из брендов страны. Потому слово «Зенит» в названии арены для города желательно сохранить.
МИФ №9
«Зенит» уже выбрал себе раздевалку и оборудует ее
НА САМОМ ДЕЛЕ
Раздевалки, душевые и разминочные зоны для футболистов уже возведены, сейчас идет их отделка. Остальные помещения доработают до конца года. Особо узнаваемого внешнего вида, например сине-бело-голубых расцветок, там сейчас нет
Возможно, содержание подтрибунной «начинки» станет известно, когда «Зенит» получит официальный статус управляющей компании. Пока же в клубе предпочитают отправлять со всеми вопросами к заказчикам и строителям. А со слов генерального директора «Трансстроя» лишь известно, что на «Крестовском» будет самый большой среди всех стадионов Европы туалет.
Шагай бодрее. Как в Петербурге болеют за «Спартак», а в Москве – за «Зенит»
Зато определено место обитания зенитовских фанатов: они расположатся на нижней трибуне сектора G. Места фанатов гостей — сектор B (верхний ярус трибун). По вместимости здесь почти паритет: 5200 для хозяев и около 5100 для гостей. Впрочем, это пока все же ориентировочные цифры. Кроме яркой расцветки, присущей всем фанатским секторам, других отличительных признаков у трибун для активного боления не предусмотрено: кресла аналогичны тем, что и на всем стадионе.
Будет на нем и выставочный зал (музей «Зенита»), клуб любителей футбола, большой магазин спортивной атрибутики и экипировки. Согласно проекту на первом этаже расположатся два магазина торговой площадью более 250 кв. м, на верхних этажах появятся торговые киоски и магазины самообслуживания.
МИФ №10
До стадиона трудно добраться общественным транспортом
НА САМОМ ДЕЛЕ
Даже комиссия ФИФА выражала легкое беспокойство транспортной инфраструктурой
Сегодня, если вы решили добраться к стадиону без автомобиля, у вас по большому счету лишь один способ. В метро надо ехать до станции «Крестовский остров», значительно удаленной от центра. Она – единственная в ближайших окрестностях стадиона. А потом – или пешая прогулка в пару километров, или ожидание автобуса, который ходит вовсе не каждые 10 минут. Но к чемпионату мира должно все стать проще. За несколько месяцев до старта Кубка конфедераций парковки окружат весь периметр стадиона. Пешеходный мост соединит его с окраиной города в Приморском районе. Для сравнения: чтобы сегодня оттуда добраться до арены на автомобиле, даже при свободной дороге уйдет не меньше 25 минут. А уже весной 2017 года достаточно будет преодолеть полукилометровый мост от прибрежной окраины северо-востока Питера – и вы уже на стадионе. Строится Яхтенный мост (по названию улицы, куда будет выходить) на внебюджетные средства, будет на нем и велодорожка, и по две полосы автомобильного движения в каждую сторону. Но они лишь для спецтранспорта.
Будет удобный вариант и для любителей метро. На той же окраине города получит продолжение «зеленая» ветка: уже строится станция «Беговая», в одной остановке от нее будет еще одна станция – с рабочим названием «Новокрестовская», которая расположится рядом с ареной. Но, как сказал Албин, окончательное название она получит после опроса петербуржцев. Хотя с этим пока придется подождать: две новые станции заработают лишь весной 2018-го.
Любители водных прогулок смогут их совместить с походом на стадион. Прибывать на причал возле арены можно будет как на собственных и арендованных катерах, так и на аква-такси, очень популярном в городе на Неве в летнее время.
Санкт-Петербург
Текст: Максим Михалко
Фото: Global Look Press, официальный сайт «Зенита»
Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!
App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru
Это не миф, а чистая правда. Если подсчитать общие расходы за 10 лет строительства, то сумма перевалит за полтора миллиарда евро по старому курсу.
Ранее экспертами была полностью опровергнут так называемый 56-миллионный трансфер Халка в Китай.