5 мин.

В фаворитах – проигравший

Золотой мяч» лучшему футболисту Европы, придуманный в 1956 году «Франс Футболом» и с января будущего года объединяющийся в один трофей с наградой FIFA’s World Player Of The Year, стал титулом высшей пробы и излюбленной темой фанатов.

Со временем он приобрел статус своего рода персонального мирового титула, стал чем-то вроде «Оскара», позволяющего одному, наиболее способному, стать королем, возвыситься над остальными в командной дисциплине, в которой по определению выигрывают все, а не один. Таким образом, достаточно пары дуплетов в чемпионате или Лиге чемпионов (в феврале и марте), чтобы разрекламировать свою кандидатуру, иногда самую невероятную, и вызвать недовольство по отношению к тому претенденту, которого перед мировым чемпионатом просто нельзя было представить оставшимся без чемпионского титула. Не говоря уже о тех, кто сделал невозможное, но остался в стороне и не смог взять в руки Кубок мира.

Это неписаное правило в этом году может быть нарушено. Такое подозрение появляется, когда перечитываешь список номинантов, составленный группой журналистов, участвовавших в нашем референдуме, но на время отложенный в ожидании финала на южноафриканском «Соккер Сити», все еще освещенном огнями испанского празднования. Уэсли Снейдер с большим отрывом (16 голосов против 11) обошел испанца Хави, несмотря на то, что ему, в отличие от звезды «Барселоны», о титуле чемпиона мира приходится только мечтать. И тем не менее игнорировать удачный «золотой хет-трик» с «Интером» и южноафриканский финал, которому предшествовали шесть побед подряд, просто невозможно.

«Команда» приглашенных просто встала стеной на защиту голландца. «Лидер «Интера» вывел Голландию в финал», – подводит итог Альберто Черрути. «Ему удалось вложить душу и в «Интер», и в сборную, забить очень важные голы. Это очень важное качество в футболе такого уровня», – объясняет Массимо Чеккини. «Спасибо ему и таким игрокам, как Роббен, за то, что изменили умонастроение целой нации», – подчеркивает Алессандро Боччи.

«Невозможно не наградить того, кто обыграл всех, но проиграл мундиаль», – говорит Фабио Ликари, еще раз подтверждая слова Джанкарло Джованотти: «Ему чуть-чуть не хватило до полного набора достижений, но поражения от испанцев недостаточно, чтобы сбросить его с пьедестала». Лука Курино вспоминает историю Снейдера: «Отбракованный мадридским «Реалом» как дешевка, он оказался настоящим бриллиантом, способным осветить игру «Интера» триплетом и вывести Голландию в финал мундиаля». А в это время Никола Чечерэ вспоминает о еще одном его достижении. «Золотой сезон был украшен завоеванием Йоланты. Это самый красивый его гол», – намекает он на нынешнюю женитьбу Уэсли на одной из самых приметных красоток голландского шоу-бизнеса.

Но звучат не только хвалебные слова. Андреа Элефанте, Лука Каламаи и Риккардо Пратези несколько затеняют безоблачную картину, напоминая, что результата южноафриканского финала не изменить. Впрочем, даже испанские журналисты, такие, как Хуан Кастро из Marca и Пако Агияр из El Mundo Deportivo, голосуют за голландца, как и очарованный им немец Карл Хайнц Вильд (Kicker), и соотечественник хавбека Симон Цвартруйс (Voetbal International): «Он выиграл многое, он возродился после неудач в Мадриде и победил не только мышцами, но и головой». В общем, Снейдер проходит красной линией по всему обсуждению, а такие, как, например, француз Клод Эрве (L’Equipe), едва ли не смущаются, решая отметить Хави как символ Испании – победителя. И уточняют, что «Снейдер, возможно, не столь яркий и талантливый. Да и вообще победа в мундиале – это совсем другая история, Снейдер уже и так выиграл больше всех».

Давиду Вилье оказалось недостаточно пяти голов, которые обеспечили сборной Испании пять побед со счетом 1:0, для того, чтобы попасть в номинацию и претендовать на роль предводителя «Красной фурии». Только четыре голоса за него – от аргентинца Клаудио Маури (La Nacion), израильтянина Узи Данна (Haaretz), чилийца Леонардо Бургуэньо (La Tercera) и испанца Хулиана Авилы (ABC). Три – за Андреса Иньесту, игрока, который своим голом принес первый мировой титул Испании. «Уже два года он играет на уровне, близком к совершенству. И вовсе не случайно «Барселона» уступила «Интеру» в Европе, а в Испании потерпела поражение в национальном кубке. На их беду, Иньесты в этих матчах не было на поле», – объясняет Маурицио Ничита из Gazzetta.

Таким образом, самым близким к «Золотому мячу» испанцем оказывается Хави. «Он режиссер, который перекроил всю команду. Человек, которого раньше так не хватало и Испании, и «Барселоне», – утверждает Паоло Кондо из Gazzetta. Фабио Бьянки добавляет: «Он обошел Снейдера, более сильного претендента. В Южной Африке, как и на Евро-2008, он был дирижером оркестра «Рохи», наконец сумевшей стать лучшей в мире. Не говоря уже о его успехах в «Барсе». Хави превозносят испанцы: «Мундиаль показал, что футбол – это командная игра, а он из тех, кто всегда играет на команду и делает ее великой. Он альтруист и настоящий чемпион, который сохраняет этот титул долгие годы» (Рамон Беса, El Pais). «Стиль игры сборной Испании, которая за почти четыре года проиграла всего дважды, – это высокое искусство. А Хави – лучший центральный полузащитник в мире» (Хавьер Маталлана, AS). «Он – воплощение стиля «Рохи» и пример для всех молодых игроков» (Хосе Феликс Диас, elconfidential.es). Но за него голосуют и представители других стран мира (ивуарийцы Холио Диоманде и Коне Лассине, австралиец Энтони Палумбо).

За остальных – единицы. Один голос за Арьена Роббена, один – за Диего Форлана («Яркий, модный, результативный, меткий, всегда готов принести себя в жертву командной игре, победитель Лиги Европы», – вспоминает Роланд Цорн из Frankfurter Allgemeine). Но нужно отметить, что с возобновлением чемпионатов шанс может выпасть и пока забытым. Таким, как Лионель Месси, уже сделавший «кое-что» перед мундиалем (который не принес ему забитых голов и триумфа сборной Аргентины), и другим блистательным актерам типа Диего Милито. Себастьяно Вернацца из Gazzetta о последнем не забыл: «Лига чемпионов стоит мундиаля, а Милито оставил свой след на кубке, этот след даже важнее южноафриканского».

Во время самого голосования на «Золотой мяч» кто-то наверняка вспомнит и капитана испанцев Икера Касильяса. Но на сей раз никто за него не голосует. Впрочем, мы забыли спросить коллегу из Telecinco Сару Карбонео. Возможно, она отдала бы свой голос или хотя бы поцелуй жениху-вратарю.