5 мин.

Органическая «химия»

«Оценка работы Карпина положительная, потому что команда, провалившая начало и где-то середину сезона, все-таки вышла на определенный уровень, обыграла «Зенит». Я думаю, что Карпин должен остаться в «Спартаке». Видимо, то, что он делает, находится в правильном направлении». Андрей Тихонов, экс-полузащитник «Спартака», интервью блогу «Чего хотят женщины», 03.12.2010

Как-то так выходит, что к теме «Спартака» приходится обращаться вновь и вновь. Притом – сводя воедино темы «Спартака» и Карпина. Наверное, это само по себе знаково: харизма Карпина одинаково велика – и как самого по себе, и как спартаковца. Именно это «сращивает» клуб и человека. Именно это «замыкает» ситуацию в «Спартаке» во всех болельщицких оценках на одну персоналию. Загоняя разговоры о «достаточности или недостаточности» авторитета остального тренерского штаба на обочину. Заставляя немедленно свести разговоры о КЛУБНОМ руководстве к обсуждению Карпина как генерального директора (и тут же, без паузы – все равно как тренера) – и на этом поставить точку. Для критических стрел и для медалей – одна грудь. Один герой и один виноватый. Наверное, это по общепринятым меркам не совсем правильно.

Однако на тот момент, когда Карпин «взялся за гуж», он именно к этому и стремился. И практически это принесло много пользы. Он своим авторитетом и своей «красно-белостью» все же соединил все «векторы доверия». И закрыл (по крайней мере, на время) критику «изо всех стволов и по всем направлениям». Это было тогда. И в очень большой степени продолжается до сих пор. Полжизни ты на имя. Потом оно на тебя. Сезон, который сам Карпин называет провальным, сезон, где «Спартак» практически ни одного дня не претендовал всерьез на место в тройке, сезон, где болельщиков поманили было почти уже забытым вкусом успеха в Лиге чемпионов, да отобрали в итоге эту конфету жестко и неожиданно, будто сказали: «Нельзя!» – сезон этот все равно не завершается манифестацией. Хоровым «долой!». Что лишний раз убеждает меня: у нас в стране «вектор веры» (или, в данном случае, доверия) сильнее «вектора понимания». В футболе – или «вообще». В «Спартаке» – или «вообще».

Мне даже представить страшно, что было бы, будь на момент выхода заметки тренером «Спартака», скажем, Лаудруп. Или даже Скала. Порвали бы на куски, наверное. А Карпина хотя и критикуют (а как же – всякий лимит доверия не бесконечен), но не рвут. И количество «продолжающих верить» примерно равно количеству «разуверившихся». Относится ли это «верю – не верю» в большинстве случаев к оценке сугубо тренерских плюсов и минусов? Ни в коем случае. Это относится к органике. К вызывающей манере послематчевых карпинских интервью, к защите любого из своих игроков. К тому самому «мы «Спартак», а вы...», которое до сих пор работает в болельщицкой среде. Пусть даже, услыхав такое, далекий от футбола человек поглядит в таблицу – и начнет крутить пальцем у виска. Все равно – работает. Самообман? Быть может. Но не тот ли это случай, когда «я сам обманываться рад»?

Сложно отрицать, что, явив во втором круге прошлого чемпионата зрителю этакую «мушкетерскую банду», Карпин в этом сезоне превратить эту банду в регулярное войско не сумел. А надо. Потому что, оставаясь «бандой» несколько лет, любое сообщество рискует потерять кавычки в названии. И от романтически-прекрасного «один за всех и все за одного» перейти к «а нас всего четверо» (если уж речь о мушкетерстве продолжать). В век нанотехнологий это повод для гордости, конечно. Или нет? Думаю, что старик Дюма нынче сломал бы голову, придумывая ситуации, когда бы его герои в наше время оставляли в дураках целые королевства или трансатлантические корпорации. И, может быть, все равно бы не придумал.

Так что Карпин как мотиватор превосходил и превосходит себя как стратега в разы. Я вспоминаю годы своей юности, великий хоккейный ЦСКА и «Спартак», который мог до матча с армейцами «сгореть» «Автомобилисту», а после – рижанам. Но ЦСКА давал равный бой почти гарантированно. Сходство с нынешним футбольным «Спартаком» мне представляется очень серьезным. Недаром сам Карпин говорит: наша, мол, главная проблема – не «Зенит», а «Амкар» да «Крылья». Да конечно же, Валерий Георгиевич! Именно! Тридцать раз в году настроиться на матч «как на «Зенит» – нельзя! Это, простите, будет постоянное пребывание в состоянии эрекции! К чему ведет (да и вообще – возможно ли это) – каждый догадывается.

В том-то и фокус, что очки с «Амкарами» надо брать на автомате. Не включаясь на сто процентов. Это не означает, что, мол, «одной левой». Этого не может позволить себе никто – ни «Зенит», ни ЦСКА. Это означает, что очки эти надо брать игрой зазубренной, затверженной. Всеми игроками команды. Игрой ПОСТАВЛЕННОЙ. И именно это, по-моему, называется в футболе классом. А у «Спартака» такой игры нет. Недаром самые яркие матчи все равно были не матчами, а таймами. Девяносто минут АВТОМАТИЧЕСКИ исполнять то, что задумано, команде удалось лишь дважды в году. С «Марселем» в гостях и с «Жилиной» дома. Оба раза это были лигочемпионские матчи. Сами по себе могущие быть названы «разовыми». Потому как каждый из них – особый. Удачи «Спартака» – это все равно процентов на семьдесят пока адреналин.

Значит ли это, что Карпину надо добавлять как постановщику игры? Конечно. Значит ли это, что он на это способен (или неспособен)? Не знаю. Значит ли это «не знаю», что «Спартаку» нужен НОВЫЙ постановщик игры? Вот он, главный вопрос. На который если б и был однозначный ответ – болельщики его, этот ответ, давно бы уже вывели. А они не вывели. Знаете, почему?

Потому что если искать «постановщика» – то это должен быть кто-то не ниже Липпи или Хиддинка. При любом другом подозрения в том, что это «новый Старков», начнут захлестывать еще до первого тренерского сбора. С этим «новый» обречен начинать, продолжать и, боюсь, заканчивать. «Спартак» при «новом», может, и начнет добавлять в «автоматичности» (а может, и нет). Но почти гарантированно начнет терять в «спартаковскости». Карпину пока не удалось вернуть «Спартак» как чемпиона. Но ему удалось вернуть «Спартак» как «Спартак». Отношение к которому этакое иррациональное. Вроде и некого бояться, а вроде и страшно. Тайна. И обладающие секретом «спокойствия обреченных» пермяки и самарцы цепляют у красно-белых очки. А у могучего «Зенита» – проблемы. У «Рубина» – тоже. У армейцев их по счету нет. А по игре – очень даже.

Так что я за Карпина. Он эту возможность «закрывать собой» не в наследство получил. Он ее заработал. Вот еще увидать бы рядом с ним на лавочке не тень Олег Иваныча, а самого Олег Иваныча. Кто там первый, кто второй, а может, оба равные – разберутся, спартаковцы ведь оба. Впрочем, кто знает, может, это я просто пазл собираю? Вроде гоголевской «Женитьбы»?

SportWeek.ru