Не ныть, но – ждать!
Разговоры о будущности «Спартака», снова, как нередко бывало в последнее время, завязнувшего в середине таблицы, я бы просто и бесхитростно назвал нытьем. Не особенно заботясь о встречной реакции. Потому, что просто надоело слушать. Ах, все пропало, все пропало! Ах, где стеночки и забегания! Ах, когда же мы станем чемпионами?!
Когда надо, тогда и станете. Может быть, и нескоро. И даже скорей всего, что не скоро. Предпосылок для этого практически нет.
А для начала хватит искать виноватого. Болельщики попроще его, собственно, и не ищут – для девяноста процентов оных во всем навсегда виноват Леонид Федун. Он виноват, конечно, в том, что в детстве болел за киевское «Динамо» (даже странно, что Карпину никто не ставит в вину, что он в юности пробовался в ЦСКА – логика была бы примерно сходной; но тут, наверное, все впереди). А уже в силу этого Федун виноват во всем остальном прочно и безвозвратно. Как Чубайс. Имя прозвучало – все, уже виноват.
Те, кто не ищет себе простой жизни, ищут виноватых поглубже. Евгений Ловчев нашел, например, виноватого в лице Евгения Смоленцева. Правда, вся логика рассуждения Евгения Серафимовича, а я читаю его внимательно, состоит из двух пунктов. Первый в том, что кто-то должен же быть виноват. А второй – что это за такой Смоленцев, мы его и знать не знаем, а он все эти годы в клубе. Значит, он! В общем, дяденька Смоленцев реально виновен в том, что держится в тени, да еще и давно работает. Это, безусловно, страшный грех.
Ну, и еще все хором время от времени начинают обсуждать, а не пора ли поменять тренера. Ну, это наше любимое. Это не отдадим. Занятие это милое и славное. Довольно безобидное… Все это имеет отношение на самом деле к тому, как болельщики «Спартака» любят проводить свой досуг.
Перед командой между тем стоят совершенно определенные проблемы. Конкретные. Главная из них заключается в том, что она находится в совершенно тупиковой ситуации в связи с лимитом на легионеров. Укрепиться «Спартаку» просто некем, потому что легионерские вакансии заняты, а русского игрока не укупишь. Теоретически, конечно, можно, потому что никто не стоит дороже денег в общем-то. Но если пойти по этому пути, то снова начнется гонка зарплат, придется пересматривать всю платежную ведомость клуба (а она является достижением клуба, поскольку долго и упорно выстраивалась в соответствии с профессиональными критериями, а не поветриями рынка).
Но главное даже не в том, во что гонка зарплат обойдется «Спартаку» как с точки зрения трат, так и с позиции уступки в клубной политике. Главное в том, что гонка зарплат имеет совершенно предсказуемый исход. Гонку зарплат, сколько бы она ни продолжалась, выиграет «Зенит». И точка. Так что это не путь.
Путь, безусловно, заключается в том, чтобы выстроить «Спартак» в соответствии с его особенным статусом как в стилистике игры, так и в позиционировании перед публикой. Чтобы играть в «Спартаке» можно было мечтать, чтобы не каждый даже очень сильный игрок мог подойти этой команде просто по духу, ну, в общем, что я объясняю; это либо понятно, либо не понятно.
И пройти этот путь не получится иначе как через боль и страдания. Потому что он утерян. Это не хлопнуть себя по карману, достать карту и свериться – на какой переулок сворачивать, чтобы короче выйти к нужному ресторанчику.
Тренер «Спартаку» другой не нужен. Был бы готовый – отлично, взяли б готового, но Гвардьола не поедет, а Венгер и «Реалу»-то отказал. Тренер у «Спартака» есть. Это Карпин. У него масса недостатков, связанных преимущественно с молодостью, но у него правильная голова, он очень точно себя поставил в команде и в клубе и он, безусловно, способен учиться.
Перед ним стоят крайне сложные проблемы. Кадровая так просто не имеет очевидного решения. Это ведь сказать легко, что раз мы не можем купить игроков, то мы их вырастим. Каждый растущий игрок проходит в нашем футболе критическую точку в виде первой покупки спортивного автомобиля, после чего он либо понимает, что жизнь удалась, либо – что, наоборот, она ни к черту, потому что это только первый спортивный автомобиль, и до овечкинского по-прежнему далеко. В обоих случаях начинаются девочки, другие девочки, татуировки, другие татуировки, и вообще, чтобы вырваться из этого сладкого круга, нужно быть очень упертым человеком. А упертость – это такое качество, которое проверяется только временем.
Остается ждать. Заметьте, я не говорю – верить. Потому, что это не вопрос веры. Ждать – это нормальное для болельщика состояние. Болеешь всю жизнь, а успехи в любом случае уходят гораздо быстрее, чем приходят. А нытье – это занятие, прямо противоположное ожиданию. Так все будет только дольше. Да и просто не мужское это дело, не компанейское.
Эта заметка – моя ежевторничная колонка для газеты «Советский Спорт».
В основе «Зенита» стабильно выхотят четыре СВОИХ воспитанника - Малафеев, Денисов, Быстров (кстати, талантливый оболтус, уведенный под шумок конфликта с Петржелой, за немалые для небогатого в те годы «Зенита» 4 миллиона долларов) и Кержаков. Двое на подходе Канунников и Ионов (если пахать будет). Разумному достаточно.
ps субъективное мнение)))
Про верить и ждать - IMHO, как то всё усложняете. Я, как болельщик, эти вещи понимаю максимально примитивно. Это действительно не вопрос веры. Если ты не веришь в свой клуб, то можешь, конечно, называть себя болельщиком, на самом деле ты - кто угодно. А с состоянием ожидания - еще проще: ждешь очередной матч, ждешь красивую игру, ждешь победу.
всё-таки я прав (по итогам 14-го тура)
Тот же Федун говорит о чистом чеке, однако чуть мелькает футболист, который действительно может усилить Спартак, как тут же выясняется, что денег нет. То Риера слишком дорог, то Павлюченко не стоит этих денег. Итак, пункт первый. Нет денег.
Тренерский гений Карпина вызывает у меня очень большие вопросы. Как и Лаудрупа. Или Черчесова. Бросившийся «на амбразуру» Карпин заслужил уважение. Но по окончании сезона он должен был найти тренера, а не продолжать совмещать посты. Итак, пункт второй. Отсутствие тренера.
Лимит на легионеров создает большинству команд проблемы. Даже немногословный Бердыев однажды даже произнес целую речь по этому поводу. Однако и ЦСКА и Рубин как-то выходят из положения. А у Спартака не очень получается. Итак, пункт третий. Невнятная трансферная политика.
Много игроков Спартака играют в других клубах. Торбинский, Дзюба, Шишкин и т.д. Интересно, что проклиная лимит, руководство Спартака как-то не очень бережно работает с собственными воспитанниками. Торбинский вряд ли проиграл бы конкуренцию легионеру Ибсону, а Дзюба - легионеру Ари. Пункт четвертый. Пренебрежительное отношение к собственным воспитанникам.
Пункт пятый. Состав команды. Так как каждый год менялись тренеры, да еще и с разной концепцией построения игры, в команде собрались игроки, играющие в разный футбол. Просто лебеди, раки и щуки на поле. Надо разгрести эти завалы. Приглашая тренера Черчесова стоило бы полюбопытствовать, во что играл его клуб-аутсайдер, ведущий борьбу на выживание. А ведь сейчас в Спартаке наверное треть игроков, которых именно он приглашал под свое видение игры.
Итог. Спартак не имеет четко выраженной концепции построения игровой модели. Тренеры приглашаются по неспортивным показателям. Игроки, собранные на настоящий момент, играют в разный футбол. У Спартака нет высококвалифицированного тренера. Селекция не соответствует объявленным целям, а если соответствует, то Спартак не хочет или не может тратить деньги на таких игроков, которые смогут вывести команду на новый уровень. И, наконец, кроме Федотова никто не занимается работой с молодыми футболистами.
P.S. 14:27 Московский «Спартак» может лишиться своего названия. Будем ждать?