Инвестируй и побеждай. Зачем Китаю КХЛ, Атлетико и Ironman?
В мире уже пару лет идут разговоры об очередной, четвёртой по счёту промышленной революции. Если сильно упростить суть, то всё большее значение приобретает не то, какие у страны есть заводы, а то, каким софтом эти заводы управляются. В Германии, чьи промышленные круги и придумали термин «Индустрия 4.0», опасаются, что несмотря на самое совершеннное в мире станкостроение, немецким компаниям угрожает отставание от конкурентов в деле создания «мозгов», управляющих всё более сложными производственными процессами. В спорте такой подход действует уже не один десяток лет. Многие могут построить стадион, или купить футбольный клуб, но только самые лучшие и опытные смогут сделать спортивный объект прибыльным, а команду – успешной. Ключ к успеху – грамотные руководители, профессиональная команда и увесистый багаж знаний о том, как поступать в определённых ситуациях. Все эти нематериальные активы, которые я для простоты назову экспертизой, и отличают лучшие европейские и американские спортивные организации от всех остальных.
Как известно, в Китае чуть другой горизонт планирования: если в России зачастую мыслят на пару лет вперёд, на Западе – на 5-10 лет, то в Поднебесной играют по-настоящему вдолгую. Китай всерьёз заявил о себе на спортивном рынке относительно недавно – с момента объявления Пекина столицей летней Олимпиады 2008 года прошло всего 15 лет. Именно Игры и стали той первой ласточкой, с которой началось массированное и планомерное наступление Китая на мировой спортивный рынок.
Первым делом Компартия Китая занялась инвестициями в инфраструктуру. Помимо Олимпийских объектов и разного рода сооружений для массового спорта были среди прочего построены десятки футбольных стадионов. Из 16 команд китайской Суперлиги 14 играют на объектах, построенных, или кардинально реконструированных в последние 20 лет.
Олимпийские Игры показали всей планете, а также самим китайцам, что в стране можно проводить глобальные спортивные мероприятия мирового уровня. Как Игры в Сочи стали кузницей кадров для нашей спортивной индустрии, так и в Поднебесной после 2008 года начала формироваться прослойка доморощенных спортивных менеджеров и специалистов.
Вместе с Олимпиадой в Китай пришла Формула 1, престижные турниры по теннису и гольфу. Перечислять чемпионаты мира и Азии по самым разным видам спорта просто не имеет смысла – их было очень много во всех мыслимых возрастных категориях и форматах. Так буквально за 10-12 лет китайцы научились проводить большие мероприятия. Прибыль никого особенно не волновала – приоритетом было получить ту самую экспертизу, о которой я говорил в начале. Та же Олимпиада в Пекине при бюджете в $44 млрд. вышла в плюс на микроскопические $146 млн.
С приходом к власти в Китае Председателя Си Дзиньпина в 2012 году фокус был сделан на футболе. Товарищ Си сам является страстным футбольным болельщиком, поэтому поддержка футбола для местных компаний стало чем-то вроде спонсирования хоккейных клубов и национальной сборной у нас в стране в последние пару лет. Начиналось всё вполне себе банально: за несуразно большие деньги и на неоправданно большие зарплаты были приглашены Николя Анелька и Дидье Дрогба, ставшие первыми по-настоящему звёздными игроками работоспособного возраста, отправившемися в Китай. Вагнер Лав, Алекс Тейшейра, Джексон Мартинез, Халк переехали в Китай уже после введения налоговых льгот для компаний, поддерживающих спорт.
Эта мера, как и, например, особая ставка подоходного налога в Турции, стала одним из важнейших элементов программы по выведению Китая в лидеры клубного футбола в Азии. Тем не менее, на игроках наши соседи не остановились.
В 2015 году китайский конгломерат Dalian Wanda приобретает 20% акций мадридского «Атлетико». В ноябре того же года под контроль Rastar Group переходит клуб «Эспаньол». Не проходит и месяца, как концорциум China Media Capital становится владельцем 13% City Football Group, головной структуры семьи клубов во главе с «Манчестер Сити». Alibaba Group, владеющая крупнейшим в мире онлайн-аукционом Aliexpress, кучей активов в китайском сегменте интернета и половиной акций одного их ведущих футбольных клубов Китая, «Гуаньчжоу Эвергранд», открыто заявляет о том, что планирует изменить спортивный рынко Китая, используя свои технологии и, внимание, партнёрство с «Баварией» и мадридским «Реалом». И это только примеры, о которых активно пишет мировая пресса. На этом китайские товарищи не останавливаются: куплена пражская «Славия», с Роналду (бразильским) подписано соглашение на открытие 30 детских футбольных академий, конгломерат Fosun International договорился о стратегическом партнёрстве с главным агентом мировго футбола, вездесущим Жорже Мендешем. Производитель электроники Huawei успел стать не только спонсором сборной России, но и заполучить контракты с «Арсеналом», «Миланом», «ПСЖ», «Боррусией» и уже упомянутым «Атлетико».
Всё это даёт китайцам доступ ко исчерпывающей эксперизе: управление небольшим клубом из среднего чемпионата («Славия»), сильного чемпионата («Эспаньол»), активация спонсорских соглашений (перечисленные в предыдущем абзаце клубы), построение глобальной футбольной империи (City Football Group), агентский бизнес и футбольные академии. Добавьте сюда недавние спонсорские соглашения с УЕФА (Hisense) и ФИФА (та же Dalian Wanda), и круг во всём, что касается футбола, замкнётся. Но на футболе этот пост не закончится.
Компартия быстро поняла, какой ошеломляющий эффект принесла летняя Олимпиада. Логично, что за ней последовала зимняя, так что в прошлом году Китай без особых усилий продавил заявку Пекина на проведение Игр 2022 года в противовес симпатичной и экономичной концепции Олимпиады в Алма-Ате. Опыт 2008 года, а также впечатляющий прогресс, достигнутый странами Персидского залива в части диверсификации экономики за счёт индустрии спорта и развлечений позволяют китайским властям всерьёз надеятся на то, что к 2030 году местный спортивный рынок станет крупнейшим в мире и позволит диверсифицировать ориентированную на экспорт экономику, испытывающую в последние годы определённые проблемы.
История с «Куньлунь Ред Старз», вступившем в этом сезоне в КХЛ, ровно о том же. Хоккей – ключевой зимний вид спорта, Китай – самый перспективный рынок в мире. Экспертизы, ресурсов и игроков для создания сильной местной лиги, или тем более клуба НХЛ, пока нет, так почему бы не попробовать обойтись малой кровью и не войти в русскую КХЛ, которая так жаждет расширения если не в Европу так в Азию. Через пару сезонов ценой сравнительно небольших вложений китайцы научаться заливать рекламу под лёд, собирать полные дворцы, привьют населению понимание хоккейной культуры, а там и НХЛ подтянется.
Самое поразительное и даже в чём-то пугающее – это то, насколько скурпулёзно китайцы подходят к делу. Всё, о чем я написал выше, – это именно про то, как управлять разными аспектами спортивной индустрии. В общем, я вынужден уже в третий раз заканчить абзац шаблонным «и это ещё не всё».
Китайцы учатся и продавать спорт: для этих целей в прошлом же году была куплена швейцарская Infront Sports & Media, один из ключевых игроков на рынке управления телевизионными правами на крупнейшие спортивные соревнования.
Покупка Ironman даёт доступ к уникальному сообществу топ-менеджеров со всего мира, объединённых красивой идеей преодоления себя через спорт. Запомните название компании LeTV, которую недавно купил владелец Alibaba Джек Ма, – этот китайский аналог Infront скоро начинает глобальную экспансию, воодушевлённый успехом катарского медиахолдинга beIN.
В общем, нас ждут интересные пару лет – китайское присутствие в спорте будет только нарастать. Допинговые проблемы они, судя по всему, успешно побороли, так что с этого фронта атак не стоит ожидать. А вот к покупке одного-двух клубов АПЛ, парочки команд из американских лиг и дальнейшей экспансии на всех фронтах спортивной экономики надо быть готовым.
Сожаление вызывает тот факт, что ничего близкого русские бизнесмены, владевшими в разные годы клубами за рубежом, не стремятся делать. То же относится и к компаниям-спонсорам. Подумайте сами: что русский футбол извлёк из 13-летнего владения Романом Абрамовичем «Челси»? Менеджеры РФПЛ и РФС проходили там стажировки, учились привлекать партнёров и спонсоров, взаимодействовать с болельщиками? Спонсорские соглашения с УЕФА и ФИФА помогли Газпрому более эффективно распоряжаться своими спонсорскими бюджетами? Михаил Прохоров и «Бруклин Нетс», Дмитрий Рыболовлёв и «Монако», Антон Зингаревич и «Рединг» – список можно продолжать довольно долго, обидно, что эффекта нет никакого.