Инвестируй и побеждай. Зачем Китаю КХЛ, Атлетико и Ironman?
В мире уже пару лет идут разговоры об очередной, четвёртой по счёту промышленной революции. Если сильно упростить суть, то всё большее значение приобретает не то, какие у страны есть заводы, а то, каким софтом эти заводы управляются. В Германии, чьи промышленные круги и придумали термин «Индустрия 4.0», опасаются, что несмотря на самое совершеннное в мире станкостроение, немецким компаниям угрожает отставание от конкурентов в деле создания «мозгов», управляющих всё более сложными производственными процессами. В спорте такой подход действует уже не один десяток лет. Многие могут построить стадион, или купить футбольный клуб, но только самые лучшие и опытные смогут сделать спортивный объект прибыльным, а команду – успешной. Ключ к успеху – грамотные руководители, профессиональная команда и увесистый багаж знаний о том, как поступать в определённых ситуациях. Все эти нематериальные активы, которые я для простоты назову экспертизой, и отличают лучшие европейские и американские спортивные организации от всех остальных.
Как известно, в Китае чуть другой горизонт планирования: если в России зачастую мыслят на пару лет вперёд, на Западе – на 5-10 лет, то в Поднебесной играют по-настоящему вдолгую. Китай всерьёз заявил о себе на спортивном рынке относительно недавно – с момента объявления Пекина столицей летней Олимпиады 2008 года прошло всего 15 лет. Именно Игры и стали той первой ласточкой, с которой началось массированное и планомерное наступление Китая на мировой спортивный рынок.
Первым делом Компартия Китая занялась инвестициями в инфраструктуру. Помимо Олимпийских объектов и разного рода сооружений для массового спорта были среди прочего построены десятки футбольных стадионов. Из 16 команд китайской Суперлиги 14 играют на объектах, построенных, или кардинально реконструированных в последние 20 лет.
![кит](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/e/30/af6aef9ea486dba2e1253bb1634e5.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Олимпийские Игры показали всей планете, а также самим китайцам, что в стране можно проводить глобальные спортивные мероприятия мирового уровня. Как Игры в Сочи стали кузницей кадров для нашей спортивной индустрии, так и в Поднебесной после 2008 года начала формироваться прослойка доморощенных спортивных менеджеров и специалистов.
![хэм](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/32/07c22082941b5887e18d1892a9080.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Вместе с Олимпиадой в Китай пришла Формула 1, престижные турниры по теннису и гольфу. Перечислять чемпионаты мира и Азии по самым разным видам спорта просто не имеет смысла – их было очень много во всех мыслимых возрастных категориях и форматах. Так буквально за 10-12 лет китайцы научились проводить большие мероприятия. Прибыль никого особенно не волновала – приоритетом было получить ту самую экспертизу, о которой я говорил в начале. Та же Олимпиада в Пекине при бюджете в $44 млрд. вышла в плюс на микроскопические $146 млн.
![тен](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/a/30/847f5de874478ac6796596523207a.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
С приходом к власти в Китае Председателя Си Дзиньпина в 2012 году фокус был сделан на футболе. Товарищ Си сам является страстным футбольным болельщиком, поэтому поддержка футбола для местных компаний стало чем-то вроде спонсирования хоккейных клубов и национальной сборной у нас в стране в последние пару лет. Начиналось всё вполне себе банально: за несуразно большие деньги и на неоправданно большие зарплаты были приглашены Николя Анелька и Дидье Дрогба, ставшие первыми по-настоящему звёздными игроками работоспособного возраста, отправившемися в Китай. Вагнер Лав, Алекс Тейшейра, Джексон Мартинез, Халк переехали в Китай уже после введения налоговых льгот для компаний, поддерживающих спорт.
![ку](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/10/d16ccaa5e47a287b35bc763808120.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Эта мера, как и, например, особая ставка подоходного налога в Турции, стала одним из важнейших элементов программы по выведению Китая в лидеры клубного футбола в Азии. Тем не менее, на игроках наши соседи не остановились.
В 2015 году китайский конгломерат Dalian Wanda приобретает 20% акций мадридского «Атлетико». В ноябре того же года под контроль Rastar Group переходит клуб «Эспаньол». Не проходит и месяца, как концорциум China Media Capital становится владельцем 13% City Football Group, головной структуры семьи клубов во главе с «Манчестер Сити». Alibaba Group, владеющая крупнейшим в мире онлайн-аукционом Aliexpress, кучей активов в китайском сегменте интернета и половиной акций одного их ведущих футбольных клубов Китая, «Гуаньчжоу Эвергранд», открыто заявляет о том, что планирует изменить спортивный рынко Китая, используя свои технологии и, внимание, партнёрство с «Баварией» и мадридским «Реалом». И это только примеры, о которых активно пишет мировая пресса. На этом китайские товарищи не останавливаются: куплена пражская «Славия», с Роналду (бразильским) подписано соглашение на открытие 30 детских футбольных академий, конгломерат Fosun International договорился о стратегическом партнёрстве с главным агентом мировго футбола, вездесущим Жорже Мендешем. Производитель электроники Huawei успел стать не только спонсором сборной России, но и заполучить контракты с «Арсеналом», «Миланом», «ПСЖ», «Боррусией» и уже упомянутым «Атлетико».
![арс](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/8/42/7a0af09d0438583345824827f0744.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Всё это даёт китайцам доступ ко исчерпывающей эксперизе: управление небольшим клубом из среднего чемпионата («Славия»), сильного чемпионата («Эспаньол»), активация спонсорских соглашений (перечисленные в предыдущем абзаце клубы), построение глобальной футбольной империи (City Football Group), агентский бизнес и футбольные академии. Добавьте сюда недавние спонсорские соглашения с УЕФА (Hisense) и ФИФА (та же Dalian Wanda), и круг во всём, что касается футбола, замкнётся. Но на футболе этот пост не закончится.
![22](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/07/a7996240e4cba8a8bb4856f97e962.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Компартия быстро поняла, какой ошеломляющий эффект принесла летняя Олимпиада. Логично, что за ней последовала зимняя, так что в прошлом году Китай без особых усилий продавил заявку Пекина на проведение Игр 2022 года в противовес симпатичной и экономичной концепции Олимпиады в Алма-Ате. Опыт 2008 года, а также впечатляющий прогресс, достигнутый странами Персидского залива в части диверсификации экономики за счёт индустрии спорта и развлечений позволяют китайским властям всерьёз надеятся на то, что к 2030 году местный спортивный рынок станет крупнейшим в мире и позволит диверсифицировать ориентированную на экспорт экономику, испытывающую в последние годы определённые проблемы.
История с «Куньлунь Ред Старз», вступившем в этом сезоне в КХЛ, ровно о том же. Хоккей – ключевой зимний вид спорта, Китай – самый перспективный рынок в мире. Экспертизы, ресурсов и игроков для создания сильной местной лиги, или тем более клуба НХЛ, пока нет, так почему бы не попробовать обойтись малой кровью и не войти в русскую КХЛ, которая так жаждет расширения если не в Европу так в Азию. Через пару сезонов ценой сравнительно небольших вложений китайцы научаться заливать рекламу под лёд, собирать полные дворцы, привьют населению понимание хоккейной культуры, а там и НХЛ подтянется.
![рр](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/6/81/4eb0cb1a4417f99d8ebf06ac43061.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Самое поразительное и даже в чём-то пугающее – это то, насколько скурпулёзно китайцы подходят к делу. Всё, о чем я написал выше, – это именно про то, как управлять разными аспектами спортивной индустрии. В общем, я вынужден уже в третий раз заканчить абзац шаблонным «и это ещё не всё».
Китайцы учатся и продавать спорт: для этих целей в прошлом же году была куплена швейцарская Infront Sports & Media, один из ключевых игроков на рынке управления телевизионными правами на крупнейшие спортивные соревнования.
![инф](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/ef/e2a10c4334b9aa3b3020907ac6174.jpeg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Покупка Ironman даёт доступ к уникальному сообществу топ-менеджеров со всего мира, объединённых красивой идеей преодоления себя через спорт. Запомните название компании LeTV, которую недавно купил владелец Alibaba Джек Ма, – этот китайский аналог Infront скоро начинает глобальную экспансию, воодушевлённый успехом катарского медиахолдинга beIN.
В общем, нас ждут интересные пару лет – китайское присутствие в спорте будет только нарастать. Допинговые проблемы они, судя по всему, успешно побороли, так что с этого фронта атак не стоит ожидать. А вот к покупке одного-двух клубов АПЛ, парочки команд из американских лиг и дальнейшей экспансии на всех фронтах спортивной экономики надо быть готовым.
Сожаление вызывает тот факт, что ничего близкого русские бизнесмены, владевшими в разные годы клубами за рубежом, не стремятся делать. То же относится и к компаниям-спонсорам. Подумайте сами: что русский футбол извлёк из 13-летнего владения Романом Абрамовичем «Челси»? Менеджеры РФПЛ и РФС проходили там стажировки, учились привлекать партнёров и спонсоров, взаимодействовать с болельщиками? Спонсорские соглашения с УЕФА и ФИФА помогли Газпрому более эффективно распоряжаться своими спонсорскими бюджетами? Михаил Прохоров и «Бруклин Нетс», Дмитрий Рыболовлёв и «Монако», Антон Зингаревич и «Рединг» – список можно продолжать довольно долго, обидно, что эффекта нет никакого.