11 мин.

Я видел победу «Ливерпуля» в Катаре. За три года до ЧМ на стадионе многое выглядит странным

От редакции. Это блог Романа Дворянкина – генерального менеджера киберспортивной команды Virtus.pro, который в январе покинет свой пост и переедет в Катар, а пока отправился туда в командировку. В субботу Роман побывал на финале клубного чемпионата мира по футболу, в котором «Ливерпуль» в дополнительное время обыграл бразильский «Фламенго» (1:0). В этом посте – впечатления не столько о матче, сколько о стадионе и опыте просмотра футбола в Катаре. Поверьте, это тоже очень интересно.

Роман уже вел блог на Sports.ru о спортивном бизнесе и маркетинге в 2014-2016 годы, и это было очень интересно. В ближайшее время Роман планирует вернуться и писать регулярно. Так что подписывайтесь на «Блог 31»

***

«Ливерпуль» выиграл клубный чемпионат мира, который, скорее всего, в нынешнем формате из 8 команд (чемпионы главных клубных турниров всех конфедераций + представитель страны-хозяйки) прошел в предпоследний раз. В следующем году ЧМ проведут точно так же в Катаре, а с 2021-го ожидается новый и расширенный клубный ЧМ в Китае (обещают 24 клуба, но пока европейские топы согласия не дали).

Что нужно знать про клубный чемпионат мира-2019?

Во-первых, это первое полноценное футбольное мероприятие под эгидой ФИФА в Катаре. Меньше месяца назад тут проходил Кубок Персидского залива, летом был и чемпионат мира по легкой атлетике, но именно мероприятий под эгидой ФИФА еще не случалось. ЧМ должен был пройти на другом стадионе – и его построили, но не успели ввести в эксплуатацию, поэтому игры перенесли на старый стадион, построенный еще в 1976 году. Его несколько раз реконструировали, но старый конструктив и планировки дают о себе знать. Об этой перестановке объявили всего несколько недель назад, и «Ливерпуль», например, остался недоволен. Но ничего не поделаешь.

Во-вторых, с этого года титульный партнер клубного ЧМ – китайский интернет-гигант Alibaba, и это тоже связано с тем, что китайцы выкупили права на новый чемпионат мира: два последних турнира в нынешнем формате попали в контракт скорее в виде дополнительной нагрузки. Везде на турнире написано про облачный сервис Alibaba Cloud: китайцы воспользовались футболом, чтобы заодно рассказать о другом своем бизнесе.

Покупка билетов была довольно простой и стандартной. Продажа открылась в октябре, в первую неделю шла эксклюзивная предпродажа для обладателей карт Visa, а дальше сервис открылся для всех. Все было организовано в том же разделе сайта ФИФА, в котором я покупал билеты, например, на Кубок конфедераций-2017 в России. Просто не было лотереи – зашел на сайт в первый день, выбрал билеты, оплатил. Когда заменили стадион, мне на почту просто пришел новый билет в pdf-файле. Я его распечатал и предъявил при входе на арену – без всяких паспортов болельщика.

Теперь об опыте посещения футбола в Катаре. Сразу хочу сказать: я не хочу поливать все негативом. Моя основная мысль: это совершенно другая культура, а Катару пока не хватает опыта и немножко – инклюзивности.

Начнем с того, что на этот довольно большой стадион – на финале присутствовали 45 тысяч зрителей – был всего лишь один вход. С одной стороны, арена находится около станции метро, с другой – рядом со стадионом расположен еще и один из самых больших торговых центров Катара, где все паркуют машины. Вход на стадион расположен с противоположной от торгового центра стороны, поэтому нужно было сделать большой круг, чтобы попасть к входу. Это явное упущение организаторов.

По пути, обходя стадион, встречаешь ребят, которые продают паленый мерч, причем довольно низкого качества. Зачастую это просто красно-белые шарфы, на которые машинкой сверху пристрочены логотипы «Ливерпуля» и «Фламенго», выполненные вообще из другой ткани. Все в лучших традициях России 90-х. Никто с контрафактом особо не борется – он продается свободно, а официального мерча нигде нет (ни одной точки на стадионе и вокруг него).

Но продают не только паленый мерч. На подходе к стадиону есть еще семечки и снэки, которые с удовольствием покупают местные болельщики.

Я с удивлением обнаружил, как в Катаре популярны семечки! Вот момент из полуфинального матча «Ливерпуля» с «Монтерреем»: по стадиону катится волна, а местный житель просто грызет семечки – и ему абсолютно все равно, что происходит вокруг.

При входе на стадион проходит досмотр, он разделен на две секции: для мужчин и для женщин и семей. За этим достаточно строго следят. В целом навигация хорошая и понятная, все освещено. Полиции мало – всего несколько машин (маленькое наблюдение: прямо около входа я видел, как сотрудники полиции просто собрались и начали молиться – все спокойно и по расписанию).

Внутри я сразу решил воспользоваться туалетом, и с ним связана одна очень интересная и странная особенность. В мужских туалетах кабинок в разы больше писсуаров. Это кажется очень странным, потому что сильно снижает пропускную способность туалета – выстраиваются просто ГИГАНТСКИЕ очереди. И тут еще надо учитывать, что на стадионе не пьют пиво. Что будет, если на стадионе все-таки разрешат его продажу, даже сложно представить.

Эта особенность устройства туалета связана с национальной мужской одеждой в арабских странах – это такой длинный халат, в котором по вполне естественным причинам практически невозможно пользоваться писсуаром. Поэтому тут в основном кабинки, причем они, к сожалению, типа «очко». Я надеюсь, что на новых стадионах этого не будет, тем не менее сейчас это добавляет колорита. Посмотрим, чем все закончится.

Ассортимент концессий скудноват, но даже за ним стоят гигантские очереди. Отстояв очередь, люди узнают, что многое уже закончилось, еда есть только в части точек.

Чай и холодная слойка с брынзой стоят в сумме примерно 200 рублей на наши деньги.

На стадионе есть отдельная молельная комната – и не просто стоит, а реально работает (я гулял по стадиону в перерыве и видел людей, которые разувались и ходили молиться). Есть и женская молельная – она находится на улице, потому что должна быть отдельной.

В целом все остальное внутри стандартно. Зрителям раздали браслеты, которые мигали. Тут ничего особенного нет. Еще на стадионе стабильный бесплатный вай-фай, к которому можно присоединиться без всякой личной верификации. 

Был и небольшой фан-вилладж. Конечно, масштаб мероприятия не такой, но он очевидно не дотягивает до того, что было в России или на других чемпионатах мира. Первое, что бросается в глаза – гигантские очереди. Там было несколько палаток с едой разных типов (шаурма, что-то местное, десерты) – и у всех везде огромные очереди.

Местного колорита добавляют шатры в восточном стиле, в которых можно посидеть и отдохнуть. В целом атмосферу я бы назвал прикольной.

Спонсорские стенды довольно банальные. Местный телефонный оператор Ooredoo просто говорит, что он первым в мире запустил сеть 5G. Самое популярное место – стенд, где просто представлен логотип турнира и логотипы команд, туда стояла самая большая очередь за фотографиями. На общем фоне немного выделяется стенд Qatar Airways – в оформлении использован образ Хави (он играл в местном клубе) и стюардессы авиакомпании, которые привлекают довольно много внимания.

***

У европейца при посещении стадиона в Катаре возникают очень странные ощущения. Я много где бывал на футболе, например, на ЧМ-2014, Евро-2016 и ЧМ-2018 возникало полнейшее ощущение футбольного праздника, которое создается из мелочей – в том числе благодаря фирменным стаканам под пиво, самому пиву, болельщикам из разных стран. Это прямо настоящий карнавал. Здесь – совершенно иначе, хотя сюда приехало много болельщиков из Бразилии и Мексики («Монтеррей» в итоге занял третье место). Больше всего, конечно, поддерживали Мохамеда Салаха – он кумир арабской публики.

Болеют во всем мире более-менее одинаково, этот турнир только подтвердил это наблюдение. Местный судья не раз принимал спорные решения, и его совершенно не боялись освистывать, равно как и «Ливерпуль», когда он очевидно тянул время после забитого гола.

Но именно атмосфера на стадионе (организация пространства, порядки внутри, настроение людей) совершенно другая. Я не хочу сказать, что она плохая – она просто другая. Это важно понять. Здесь много местных болельщиков, людей из других арабских стран – и они себя в такой обстановке чувствуют предельно органично. Возможно, они никогда и не пошли бы на футбол (в том числе с женами и детьми) в других странах – ровно потому, что с культурной точки зрения для них это неподходящий опыт. Здесь они чувствуют, что футбольный праздник пришел к ним и он проходит по их правилам.

Понятно, что для Катара это скорее тестовое мероприятие и многие логистические моменты будут отлажены, стадионы будут новые. И понятно, что ЧМ-2022 будет проходить по правилам принимающей стороны, которые нужно уважать. Тем не менее футбол – это праздник для всех, и у чемпионатов мира есть свои традиции. Например, английская пресса очень много пишет о том, что культура употребления алкоголя, в том числе в общественных местах, – это составная часть чемпионатов мира. В 2018-м мы все видели это в России и знаем, что это вовсе не обязательно приводит, а чаще даже не приводит ни к каким инцидентам.

Очень интересно, как Катар решит эту проблему.

Пока «Ливерпуль» брал клубный ЧМ, «Сити» и «Лестер» рубились за второе место АПЛ. Главный герой – Марез

«Я бы гордился таким сыном как Рамзес». Огромное интервью Романа Дворянкина о жизни и Доте

Фото: Gettyimages.ru/Francois Nel; фото автора