5 мин.

Чемпионат миров

Ну что, время подводить итоги? Да, какую-то пищу для размышлений оставшиеся четыре матча дадут – но главное в историческом разрезе доказательство уже состоялось. Четко и безапелляционно, с толком, с чувством, с расстановкой в два дня подтвердился закон Паганеля о странах золота и странах железа. В эти два дня страны с потрясающим набором исполнителей и впечатляющим набором отбракованных – золотом самородным, золотом намытым из пляжного песка – были биты странами, самой жизнью принужденными к впечатляющей эффективности.

Из этого, конечно, не следует, что исход последующих таких противостояний предрешен. Многое будет зависеть от одного фактора, который я назову где-то ближе к концовке. А пока ключевым фактором была сделана роскошь; она угадывалась даже в фамилиях тренеров – в прямом сопоставлении с ними игроцкие карьеры Лева и ван Марвейка как будто и не начинались.

Где вы еще увидите команду, в которой Агуэро – безвопросный баночник? Кажется, Марадона потому и не взял на чемпионат слишком именитых чернорабочих, чтоб те не скрадывали блеск основных украшений коллекции. И сам вел себя как человек, всячески желающий это подчеркнуть. Чего этих звезд тренировать-то? – и так тренированные, пусть играют в свое удовольствие, пусть раскрываются, пусть блещут.

В общем, вместо тренера у игроков был популярный лидер, друг и заступник. Руководство велось посредством широких жестов и магических пассов. Но настал момент, когда все же понадобилась твердая рука – и даже если бы она и выискалась, ей все равно не за что было бы ухватиться. И бог тут ни при чем. Команда играла до первой потери управляемости.

Но и у твердорукости есть лимит уместности, что наглядно показал пример антипода Марадоны – Дунги. Этот строгий мужчина дал веский аргумент сторонникам теории о своем немецком происхождении, привив команде поистине немецкую дисциплину. Во времена Теле Сантаны, тоже щедро дававшего своим игрокам раскрыться, именно культ порядка представлялся панацеей. И кое-что у последователей такой линии получалось. До минувшей пятницы получалось и у Дунги.

Результаты все обнадеживали и обнадеживали – решительности становилось все больше и больше. Со временем Дунга почувствовал в себе силу отказаться от игроков, подверженных столь несочетающейся с вышколенностью хандре: Роналдиньо, Адриано, Вагнера Лава, Роналдо, наконец. Зондеркоманда из 11 Дунг методично перемалывала любого, кто вставал на пути.

Однако же, когда запахло первыми серьезными трудностями, – а случилось это, согласно законам жанра, в самый неподходящий момент – игра в хладнокровие тотчас развалилась. Первый глупый гол в их ворота сделал из палачей дергающихся и психующих прим-балерин – Дунги на глазах стали превращаться в Эдмундо. Ментальность не обманешь.

В новой битве Севера с Югом первый нанес удар со всей мощью своего индустриального размаха. Это не банальное «порядок бьет класс», и не избитая и тысячу раз отрихтованная «машина». Это – обычное торжество основательности над одаренностью.

 

А вот тут, значится, такой поворот. Все, что написано выше – это про нас и для нас. Бог с ними: с северянами, с южанами – сами разберутся. И с видеоповторами – как-нибудь без нас; мы потом согласимся, вместе с остальными. Но какие-то уроки из этого чемпионата извлечь мы должны.

Хорошим учителем для России может стать, например, Америка – давайте-ка честно признаем, что в футболе она нас опередила. Да, он там все еще называется спортом для детей – но вы задумайтесь, сколько в этом истины, и сколько в этом мудрости. Вы, лично вы насмеетесь над тем, кто попытается привить вам любовь к бейсболу – а то ли дело ваш пятилетний карапуз: он пока еще ничего не выбирал, но скоро это сделает.

В США уже пробовали раскрутить соккер со звездами. Крах проекта «Космоз», казалось, навсегда отбил охоту делать из него нечто большое и коммерческое. Оно и сейчас делается с превеликим скрипом, но – достойное выступление дружины Боба Брэдли наверняка добавит к числу лояльных к этому виду спорта сотни тысяч тех, кому еще предстоит вырасти и сделаться платежеспособными. Может, в этом и заключался секрет самоотдачи американцев: чувствуя себя миссионерами, они бились не только за свою страну, но и за сам футбол.

Вам думается, я тут принижаю отечественные футбольные достижения? Полноте, когда дело касается футбола, Россия становится страной с полуторамиллионным населением – об этом нам так истошно кричат телерейтинги, посещаемость и количество профпригодных футболистов. Свои Суарес и Форлан у нас еще могут появиться – но наш Снейдер шугает нерусь по электричкам, ван Перси ездит верхом на «ягуаре» (который не авто), а Роббен сутками напролет обсирает в инете «Спартак». Мы все еще остаемся страной катастрофически низкой эффективности, пренебрежения к человеку и его возможностям.

Этот чемпионат миров всего лишь показал особенности подходов: европейского, американского, латиноамериканского, дальневосточного, ближневосточного, африканского. И почему-то упорно кажется, что нашей стране более соответствуют худшие формы последнего: бриллианты на шнурках ботинок у избранных – остальные пусть выживают как у них получится.

По уму, с нашей стороны недальновидно относиться высокомерно к Словении – хотя бы потому, что у нас нет покуда потребительского брэнда такого уровня, как Gorenje. И может, то, что казалось нам скверной насмешкой судьбы, на деле было искренним пожеланием блага – чтобы мы, глядя со стороны, задумались над вопросом, кто же мы есть: третий Рим, третий мир или просто третьими будем? Через что к нам придет успех: через страдание (которое нужно преодолеть), через удовольствие (к которому можно стремиться) или через ничегонеделание?

Нынче мы не умелы, не богаты, не основательны и не опытны. Мы всего лишь временно одарены и вроде бы неплохо к этому приспособились. Была еще злость, но ее забросали подачками. А это ведь, между прочим, ценнейший ресурс – энергия неудовлетворенности, тот самый фактор, о котором я обещал упомянуть. Если пробежаться по отечественной истории, то легко можно обнаружить цикличность: после застоя и упадка шли создающие задел рывки. В этот раз задела может не оказаться.

Какая еще тенденция в мировом футболе вырисовывается: на уровень футбольной культуры все меньше влияет давность традиций и все больше – грамотность хозяйствования. Футбол – благодатная коммерческая отрасль в тех странах, где он успешен. И тогда выходит, что взращивая своих «Космоз» и выигрывая в прожектах ЧМ-2018, мы в данную минуту проигрываем чемпионаты год эдак по 2030-й включительно…