Как не попасть на финал Лиги чемпионов и остаться счастливым
Репортаж Евгения Маркова из Милана.
На финалы крупных турниров всегда приезжает много зрителей, и их количество в несколько раз превосходит вместимость стадиона, где проводится матч. Перед мадридским дерби, которое решило перекочевать в лигочемпионский Милан, казалось, что болельщиков «Атлетико» было в разы больше, чем их «сливочных» друзей. Конечно, можно вспомнить, что в теплое время года многие носят светлую одежду, но на этот раз о присутствии «матрасников» говорили не только бесконечные красно-белые цвета, а еще и звуковая поддержка. Их было слышно даже с крыши высоченного Дуомо.
В Милане на каждой из улиц встречаются старинные здания с роскошными балконами, рестораны с запахом базилика, а также «кольчонерос» в полосатых футболках. На протяжении всего дня даже в самых маленьких пространствах не переставала рифмоваться фамилия Диего Симеоне, а бравый гимн «Атлетико» звучал изо всех пиццерий и прилегающих к ним площадей. Почти в каждой его строке парней с реки Мансарарес призывают сражаться и побеждать благодаря своим главным умениям — бороться и верить в собственный успех.
Именно вера в самих себя объединяет сейчас всех поклонников «Атлетико». Фраза «Nunca dejes de creer» («Никогда не переставай мечтать») стала новым, но очень мощным девизом «матрасников» на первых стадиях плей-офф Лиги чемпионов, и теперь без его упоминания не проходит ни один матч команды. В Милане этот девиз часто соседствовал с портретом Диего Симеоне, которого изображали похожим на своего соотечественника и коллегу Че Гевару. Почему коллегу? Потому что они оба революционеры. Чоло каждый год делает так, чтобы его команда играла еще лучше, и второй раз за три сезона выводит «Атлетико» в финал Лиги чемпионов.
Болельщики «Реала» удивленно отвечали мне, что обе команды тут представлены одинаково. Наверное, так будет на стадионе, ведь с самого утра большая часть соборной площади уже была в перьях мадридских «индейцев», и ее лишь изредка разбавляли небольшие «сливочные» группы. Смешанные компании уже встречались гораздо реже, ведь, как говорили болельщики за день до финала, им все же придется разойтись по разным секторам. Милан, как и Мадрид в дни дерби, теперь полноценно делился на две части — красную и белую.
Ближе к матчу каждая из них вела отдельную жизнь, но моменты приятной мадридской дружбы все же встречались. И чем ближе было к финалу, тем радостнее было наблюдать, как «афисьонадос» в обнимку ходят по городу и поют только что придуманную ими песню из одного слова — «Мадрид».
А вот на футболке болельщика «Реала» вместо одной цифры их было целых четыре. Почти любой «мадридиста» вам скажет, что означает «92:48» и почему в день финала с «Атлетико» это самое актуальное сочетание.
Счастливые владельцы билетов перетекали к «Сан-Сиро», а остальные, в том числе и я, гуляли по разграбленной фан-зоне и подходили к сцене с большим экраном. Все предвкушали, как они будут смотреть финал Лиги чемпионов прямо на соборной площади в окружении болельщиков двух мадридских клубов. Просмотр футбола в таком месте и в такой компании почти не уступал походу на стадион и даже казался чем-то эксклюзивным в тот момент, когда все камеры будут направлены на поле. Они, конечно, покажут эмоции Роналду, подкаты Рамоса и нервные всхлипывания болельщиков «Атлетико», но все же упустят колорит уличного боления.
Однако у экрана всех ждало большое разочарование, сравнимое с тем, как миланские клубы сейчас выступают в Серии А. На итальянском и английском языках болельщикам объявили, что трансляций на больших экранах сегодня не будет. Публика сразу же засвистела и экстренно стала спрашивать людей с бейджиками, что же им тогда делать. Многие просто стояли на площади и бездействовали. Они настраивались на большой экран и открытое пространство, а в итоге получили спортбары, в которых наверняка уже не было свободных мест.
Похожее состояние было и у меня. Идущие навстречу болельщики «Атлетико» только жали плечами и продолжали искать рестораны с экраном на стене. После недолгих поисков я понял, что смотреть этот финал в помещении я не хочу, и потому отправился в парк рядом с замком Сфорца. За день до матча там играла приятная музыка, а в кафе сидело много людей. Вчера я там встретил спокойный Милан с читающими на траве студентами. В этот раз их было даже больше, а проходящие мимо болельщики в формах «Ман Сити» и «Баварии» почему-то шли в обратном направлении.
Но прямо под одной из стен замка я нашел маленькое уличное кафе. За четырьмя длинными столиками уже сидели итальянцы, а вот лужайка вокруг и скамейка прямо напротив заветного экрана пустовали. Так, за час до матча я оказался в прекрасном месте и с чувством уверенности, что футбол от меня уже никуда не уйдет.
Зато сюда начали приходить заблудившиеся болельщики, которые заполняли все пространство вокруг кафе. У нас получился собственный сектор с большим количеством рядов и даже условным разделением на «Атлетико» и «Реал». Здесь каждый устраивался, как мог: например, болельщик в форме сборной Дании с непроизносимой фамилией сидел, прислонившись к урне. Все сидячие места уже были заняты, и многим пришлось провести весь матч на ногах.
«Вперед, «Атлетико»! Пропустите меня, пожалуйста», — быстро сориентировался велосипедист. Даже у этого маленького экрана большинство болело за «матрасников». На наш сектор в основном попадали итальянцы, разбавленные испанскими болельщиками и другими туристами. Рядом со мной сидели ребята из Аргентины. Они уже давно живут в Милане и по самым понятным аргентинским причинам болеют за «Интер». Но сегодня Мигель надел майку родной «Боки», а его друг — небесную форму сборной. Любая отсылка к Аргентине означала, что владелец флага или игровой формы в финале поддерживает «Атлетико» и его главного тренера. Мигель показал мне фото, где Симеоне жарит стейки у себя дома, и рассказал, что с нетерпением ждет, когда аргентинец возглавит сборную.
Иногда случалось, что скандирование «Чоло» плавно переходило в «Юве», ведь в плане футбола (и не только) итальянцев считают небольшими эгоистами. «Forza, Juve», — иногда выкрикивала веселая компания, а заросший итальянский мальчишка просил у папы телефон и потом с открытым ртом наблюдал за голами «Интера» и «Ювентуса». Напомню, что параллельно рубились «Реал» и «Атлетико».
Большие футбольные эмоции здесь появились только во втором тайме. До этого были крики после удара Бэйла со штрафного, не самое бурное празднование гола Серхио Рамоса и недовольные споры «матрасников». При этом зрители взрывались всякий раз, когда кто-то начинал загораживать обзор. Молодому парню даже пришлось идти к «сектору» непослушных и отодвигать их за линию мяча. Герою сразу же зааплодировали, но тенденция сохранилась. Новые зрители парковались в неположенном месте, а сидячие полицейские бурно на это реагировали.
Из-за этого иногда возникали конфликты, но в наших рядах, в отличие от игравших на «Сан-Сиро», существовали негласные правила вежливости. Тот, кто пробирался через толпу, закрывая собою экран и немного отдавливая ноги, всегда произносил «экскузи», а самые непослушные нарушители в дальнейшем спрашивали у людей из дальних рядов, хорошо ли им все видно.
Тем временем становилось темно, и подсвечивающийся замок Сфорца добавлял нашему уютному сектору исторической романтики, которая в свою очередь только усиливала любовь к футболу. Она пробивалась всякий раз, когда Диего Симеоне подбадривал трибуны. В эти моменты к ним присоединялись и «кольчонерос» из нашей части Милана. Затем голый по пояс парень вдруг вышел к телевизору. Казалось, что сейчас в него что-то полетит, но он встал, чтобы всех взбодрить и несколько раз прокричать: «Атлетико!».
Через секунду после гола Карраско самые разные люди в порыве неконтролируемого танца стали обнимать друг друга и кричать еще сильнее. Казалось, что этого гола ждали все поколения Сфорца, а интереснейший финал докатился сначала до дополнительного времени, а потом уже и до серии пенальти.
В перерывах обладатели сидений или картонок вставали и разминали спины, а новые зрители, пользуясь всеобщей аэробикой, занимали места получше и тоже становились частью нашей домашней трибуны.
К дополнительному времени девушка принесла пакет с холодным пивом. Ее друзья были в восторге, а сама итальянка получила звание девушки года. С таким же успехом здесь могли бы появиться тазы с равиоли или спагетти. Но домашняя еда все никак не прилетала, ведь о ней почти и не думали. Все, не отрываясь, смотрели на маленький горящий прямоугольник и раз в несколько минут начинали свистеть, когда кто-то закрывал обзор. Каждый знал, кто за кого болеет, и когда начинали бить пенальти, все без каких-либо сигналов встали и продолжили волноваться уже на ногах.
В этот момент уже чувствовалось присутствие болельщиков «Реала», и каждый точный удар делал их выкрики все более уверенными. После промаха Хуанфрана и победного гола Роналду вверх поднялись белые футболки, а парень в форме сборной Испании всеми знакомыми ему словами передавал свои эмоции: весь матч он сидел рядом с полосатыми «кольчонерос», и теперь он был в разы счастливее каждого из них.
В итоге до «Сан-Сиро» я так и не доехал, а финал Лиги чемпионов на маленьком экране у замка Сфорца сделал меня не менее довольным, чем болельщиков «Реала».
Так я буду смотреть ЧЕ во Франции.
Спасибо за праздник спорта и такое близкое по душе описания чувств и эмоций, которые переживает каждый живущий футболом и в целом спортом человек