7 мин.

Рикельме: Мечта на первом месте. Финал

alt

Завершение материала о выдающемся аргентинце.

Пропустив Чемпионат Мира 2002 года из-за похищения брата, Рикельме необходимо было навёрстывать упущенное. В одном из лучших розыгрышей этого турнира за последние годы, Роман продемонстрировал все свои потрясающие навыки, которые могли бы помочь Аргентине пройти этот путь полностью.

Те, у кого не было возможности смотреть Ла Лигу, смогли насладиться талантом Рикельме. Сделав две голевые передачи на групповом этапе, Роман дирижировал игрой между атакой и полузащитой, он был в самом расцвете сил. Хуан заработал приз лучшего игрока матча за матч против сборной Сербии и Черногории.

В игре против Мексики в 1/8 финала Роман ассистировал Эрнану Креспо. Аргентина демонстрировала футбол мирового класса. В том числе благодаря усилиям Макси Родригеса, который неожиданно отличился. В четвертьфинале Аргентинцев уже ждала сборная Германии.

Рикельме снова сделал голевую передачу уже на следующем этапе турнира, на это раз открывшемуся Роберто Айяле. Хуана заменили на 72-ой минуте. После тяжелого сезона с «Вильярреалом» его физики уже не хватало, чтобы сыграть полный матч. Аргентина полностью контролировала матч, как во владении, так и в игре в целом, казалось «альбисилесте» движутся в правильном направлении.

alt

С уходом Рикельме картина на поле изменилась. Несмотря на диссонанс с игровым темпом и отсутствием контроля, Германия с уходом Рикельме почувствовала в себе силы. Уже через восемь минут после того, как Хуан покинул поле, Мирослав Клозе вернул интригу матчу. Это был удар для аргентинцев, они запаниковали и больше не смогли создать голевых моментов. С уходом Рикельме Аргентина не смогла прийти в себя даже к серии одиннадцатиметровых.

Доминируя на поле персонально и, ведя за собой свою команду семьдесят две минуты, Рикельме так и не оправился от этого поражения. Он обвинил главного тренера Хосе Пекермана в этой неудаче, раскритиковав собственную замену, в самый неподходящий момент для команды. В карьере Рикельме на одну упущенную возможность стало больше.

Последние два года человека, который хотел диктовать свои условия на футбольном поле и вне его, шли вразрез с его желаниями. Уход из национальной сборной стал первым шагом к тому, чтобы вновь взять жизнь под свой контроль. Следующим шагом Рикельме стало установление своих порядков в «Вильярреале».

Мануэль Пеллегрини всегда предоставлял Рикельме преференции. Хуан пропускал тренировки, когда ему хотелось, играл в пол силы и проводил на родине больше времени, чем любой другой легионер в его команде. Команда жертвовала многим для того, чтобы Роман работал так, как ему нравится, чтобы он всегда был в хорошем настроении.

Европейский футбол был для него слишком насыщенным. У него уже не было мотивации, особенно после выгодного предложения из Аргентины, где он мог быть рядом с больной матерью. Как резюмировал Сид Лоу в одном из своих постов в 2007 году: «У Рикельме было всё для успеха. Проще говоря, его время закончилось».

«Вильярреал» окружил его аргентинцами, учтиво проигнорировал случай, когда Рамон пригнал самолёт с друзьями из Дон-Торкуато (пригород Буэнос-Айреса, названный в честь экс-президента Аргентины Марсело Торкуато де Альвеар — прим.), никогда не подвергал сомнению его многочисленные повреждения и даже закрывал глаза на халатное отношение к тренировкам. Более того, ему и слова не сказали за халатное отношение к играм клуба, построенного вокруг него. Ему гарантировали постоянное место в основе, вне зависимости от его физической формы. Если Рикельме хотел играть, он играл. За последние два сезона в клубе он ни разу не выходил на замену и выходил на поле только в стартовом составе».

«Ему также позволили уехать в Аргентину, когда у него родился сын. По возвращении, вместо спасибо он сказал, что не может тренироваться. Это было последней каплей терпения Пеллегрини. Президент «Вильярреала» Фернандо Роиг заявил: «Он будет подчиняться клубу и выполнять все свои обязательства. Иначе он будет иметь дело со мной». Клуб дал ему всё, но чаша терпения кончилась».

В феврале 2007-го Рикельме вновь присоединился к «Боке Хуниорс». Те, кто внимательно следили за его карьерой знали, что его время прошло, однако не оставляли надежд. В конце концов, нужно было увидеть его в деле. Переезд в Буэнос-Айрес ознаменовал уход самого изящного игрока Аргентины со времен Фернандо Редондо. Это означало конец мечты и фантазий. Эго, отсутствие мотивации и шанс наладить личную жизнь оттолкнули Рикельме от Европы.

Почти шесть лет его ждали на родине.

И вот настал момент его возвращения на «Ла Бомбонеру», которое помогло ему снова завоевать желанную победу в Кубке Либертадорес в 2007 году, а также Апертуру в 2008 и 20011 годах и получить Золотую медаль пекинской Олимпиады в 2008, что стало для него своеобразным утешением за продолжительную карьеру в сборной.

Его возвращение в Буэнос-Айрес неизбежно привело к противоречивым разговорам. Воспитанник и настоящая звезда клуба Мартин Палермо, игрок, славившийся вспыльчивым и своенравным нравом, не мог подстроиться под игру Рикельме и имел к нему немало претензий. Они были абсолютными противоположностями, хоть и выступали в одинаковых футболках.

Нехватку таланта Палермо нивелировал самоотдачей, умением сыграть на втором этаже и голевым чутьём, которые позволили ему забить рекордные 236 голов за «Боку». 219ый гол Мартина в матче против «Арсенала Саранди наглядно показал ключевое различие между ним и Рикельме.

 

Роман прекрасно прошел сквозь всю защиту «Арсенала» в своей типичной манере и вышел на рандеву с голкипером. Однако, вместо того чтобы забить гол, Хуан отпасовал своему одноклубнику и по совместительству врагу — Палермо. Палермо забил, а Рикельме отбежал от Мартина, чтобы отпраздновать этот гол без него. Некоторые партнёры по команде присоединились к Роману. Это было худшим качеством Рикельме — заставлять других выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Согласно некоторым источникам, позже Рикельме сказал Палермо: «Каждый забил бы из такой ситуации».

После возвращения в «Бока Хуниорс» он забил 48 голов в 187 играх. Его боготворили фанаты, впечатав его в историю как последнего великого «фантазисту». Заканчивать карьеру он поехал в свой родной клуб «Архентинос Хуниорс» и в январе 2015 он объявил об окончании своей футбольной карьеры, спустя восемнадцать лет после того, как дерзкий «новый Марадона» ступил на футбольный Олимп.

Для некоторых поклонников Рикельме являлся футбольным богом. Он стал неким «равнодушным фантазёром», этот образ приковывал зрителя к трансляции. Его способность продираться сквозь оборону соперника и влиять на атакующую игру своей команды именно тогда, когда это больше всего необходимо — пожалуй, самое лучшее и худшее его качество. Худшее потому что ему приходится заканчивать карьеру и навсегда остаться в пантеоне великих футболистов. Он это заслужил.

Что есть настоящее величие? Зависит ли оно от количества завоёванных трофеев или личных наград? Может величие измеряется похвалой от других футболистов? Конечно, настоящее величие включает в себя успех. Но также оно включает в себя то наследие, которое футболист оставляет после себя. Пятьдесят один матч и семнадцать голов за сборную — скудный результат для игрока, который пытался играть, несмотря на противоречия со своими убеждениями. Роман обвинит в этом тренерские решения. Конечно, это сыграло свою роль, однако дело не только в них.

Тренерские решения, его эго, критика — всё это помешало Хуану Роману Рикельме в полной мере раскрыть свой талант. Но в рамках этого спорта и в глазах бесконечной армии фанатов он был игроком, который играет в футбол ради красоты футбола. Он старался создать комфортную атмосферу для всех, кто окружал его. Наркотиком Хуана было видеть, как его одноклубник забивает гол после его очередной передачи. Именно это удерживало его в спорте, пока организм не решил, что пора заканчивать.

Для меня Рикельме — воплощение идеи, которой, к сожалению, нет места в современном футболе. Смысл этой идеи, что Хуан настолько хорош, что играет по своим собственным правилам. Делает ли это его великим — открытый вопрос, однако «величие его ног» является бесспорным.

Даже после завершения футбольной карьеры, Рикельме остается для нас гением в обработке мяча. Когда аргентинец был на поле, можно было спокойно наслаждаться игрой.

«Футбол дал мне всё. Точно также как девочки любят кукол, лучшая игрушка, которая когда-либо была у меня и могла бы быть — это футбольный мяч. Человек, который изобрёл его — самый настоящий герой, никто не сможет превзойти его».

Автор перевода: Voxer