Шут-ауты вместо серии пенальти. Какой МЛС была 20 лет назад
На этой неделе исполняется ровно двадцать лет с момента проведения самого первого матча в истории главной лиги соккера. Тогда, 6 апреля 1996 года, «Сан-Хосе Клэш» в присутствии более тридцати тысяч болельщиков одержал минимальную победу над «Ди-Си Юнайтед», забив единственный гол в конце встречи. Так какой была МЛС на заре своего существования, и что предшествовало ее созданию?
Десять команд и ни одного чисто футбольного стадиона. Спустя двадцать лет количество участников увеличилось ровно вдвое. На подходе еще четыре клуба. Soccer-specific арен стало тринадцать (несколько в проекте). А владелец «Орландо Сити» Фил Роулинс и вовсе уверен, что к 2036 году число франшиз вырастет до сорока.
Алан Ротенберг (бывший президент федерации футбола США, глава организационного комитета ЧМ-1994): «Честно, я не задумывался о создании профессиональной лиги. Я надеялся, что если чемпионат мира пройдет гладко, то появятся инвесторы, заинтересованные в возрождении футбола в США. Но накануне турнира все было тихо. Тогда, во время жеребьевки в 1993-м, представители ФИФА заявили, что пришло время действовать».
Джонатан Крафт (совладелец «Нью-Инглэнд Революшн»): «Никто из нашей семьи ничего не знал об этом виде спорта. Но как только мы увидели игры на самом высоком уровне – все были поражены».
Кларк Хант (владелец «Коламбус Крю»): «Одним из первых, кому позвонил Ротенберг, был мой отец (владелец «Канзас Чифс» из НФЛ; человек, в честь которого назван Кубок США). Он был уверен в потенциале футбола еще с 60-70-х годов и с радостью ударился в это авантюру. Несмотря на то, что советники рекомендовали ему этого не делать».
Ротенберг: «Я позвонил одному из моих партнеров по юридической фирме, т.к. считал, что ему понравится предложенная мной идея. В тот момент в его офисе находился Марк Эбботт (нынешний президент МЛС), который заинтересовался проектом. Вот что значит оказаться в нужное время в нужном месте».
Президент ФИФА Жоао Авеланж, президент ФФСШ Алан Ротенберг и комиссионер МЛС Даг Логан перед началом исторического поединка на Spartan Stadium
Чарли Стилитано (вице-президент и генеральный менеджер Нью-Йорк/Нью-Джерси МетроСтарз): «Сунил Гулати (нынешний президент ФФСШ) и Ротенберг собрали всех инвесторов, устроили для них хорошо поставленное представление и сказали, что те могут построить маленькие арены за 30 миллионов долларов».
Хант: «Идея с чисто футбольными стадионами была хороша, но тогда было неподходящее время для ее реализации».
Марла Мессинг (вице-президент МЛС в 1994-1997 гг.): «Главная идея заключалась в строительстве чисто футбольных арен и в том, что все клубы будут принадлежать Лиге».
Хант: «Единовластие Лиги было отличной отправной точкой. И хорошим подспорьем для тех, кто пришел позже».
Ротенберг: «Идея лиги, которой принадлежат все права, родилась в моей голове еще в 70-х, когда я был молодым юристом, работавшим на НБА».
Хант: «Лига отчаянно пыталась объединить вокруг себя инвесторов. Для Стюарта Суботника и Джона Клюге (владельцы МетроСтарз), а также для Крафтов и моего отца, уговаривавших всех вокруг, это были тяжелые времена».
Иван Газидис (вице-президент МЛС): «Человеком, от которого все зависело, был Фил Аншутц. Многие ожидали именно его голоса. Фил был готов дать свое согласие при одном условии. В его команде из Колорадо «должен играть тот парень, который почти забил на чемпионате мира ударом через себя». Речь шла о Марсело Бальбоа. Это была невероятная сделка, т.к. в то время он великолепно выступал в Мексике. Думаю, Марсело не осознавал, насколько важно было его решение. Будущее Лиги находилось в его руках».
Кевин Пэйн (президент и генеральный менеджер «Ди-Си Юнайтед»): «Нам требовалось $50 миллионов (примерно 75 в пересчете на 2015 год). Каждый клуб получал по 5, но у нас было только 40. Организовали встречу, на которой заявили, что не можем продолжать, т.к. не хватает денег. Я сказал Стю Суботнику, что он может приобрести вторую команду. Он подумал минуту и ответил, что согласен. А потом добавил, что Фил Аншутц сделает то же самое. Эбботт и Хант повернулись ко мне и поздравили с тем, что я только что спас Лигу».
Тот самый удар Бальбоа, повлиявший на решение Фила Аншутца
Казалось, что все срослось. Чемпионат мира прошел на ура. МЛС была организована и готова к проведению первого турнира в своей истории. Однако по-прежнему оставалась одна большая проблема – футбол так и не заинтересовал американцев.
Сунил Гулати (помощник Комиссионера МЛС в 1994-1999 гг., нынешний президент ФФСШ): «Мы организовали много «мозговых штурмов», на которых обсуждали вещи, способные сделать игру более интересной».
Газидис: «Некоторые идеи были на самом деле безумными. Но тогда мы точно не знали, насколько велика наша армия футбольных болельщиков. Я думаю, что дебаты были вполне уместны».
Даг Логан (Комиссионер МЛС в 1996-1999 гг.): «Все думали, что мы сумасшедшие американцы, а ФИФА пытается нас сдержать. Но это утверждение далеко от истины. ФИФА рассматривала нас в качестве большой лаборатории. Если эксперименты сработают – хорошо. Если нет – сами виноваты».
Брюс Арена (главный тренер «Ди-Си Юнайтед» в 1996-м): «Впервые я присутствовал на собрании Лиги во время съезда скаутов. Нам сказали, что МЛС сделает запрос в ФИФА, в котором попросит о статусе «экспериментальной лиги». Затем, в свете этого события, нам поведали о том, что ФИФА собирается дать боковым судьям указание, согласно которому они могут не поднимать флажок, если офсайд не очевиден. Помню, я спросил «Во что, черт побери, мы ввязались?».
Логан: «У них было еще одно предложение – вводить ауты не руками, а ногами».
Мессинг: «Я помню встречу между Ротенбергом и Зеппом Блаттером, во время которой Алан красочно рассказывал о том, что нужно увеличить размер ворот. С каждым годом голкиперы становятся все крупнее и крупнее, а голы забивать сложнее. Зепп посмотрел на него и сказал: «Тогда всем в мире придется покупать новые ворота. Вы понимаете, что Вы предлагаете?». Блаттер просто покачал головой».
Пэйн: «У меня был совершенно иной взгляд. Я верил, что люди хотят чего-то, что они видели на полях Европы или Южной Америки, а также на Чемпионате мира. Им не нужна была сумасшедшая американизированная версия игры».
Газидис: «В конце концов, мы пришли к мудрому решению кардинально ничего не менять, а ввести парочку «фишек». Таких как шут-ауты и обратный отсчет времени».
Логан: «ФИФА была очень заинтригована шут-аутами».
Крафт: «Шут-ауты были ошибкой. Это было захватывающе, но это была ошибка».
Эрик Виналда (нападающий «Сан-Хосе Клэш» в 1996-м): «Я ненавидел их. Весь мир задавался вопросом «Какого черта творят эти ребята?». Все мои немецкие друзья смеялись над нами».
Брэд Фридель (голкипер «Коламбус Крю» в 1996-м): «Один из моих первых матчей завершился 1:1. Я ушел с поля и направился в раздевалку. Человек, отвечавший за экипировку, догнал меня и спросил, что я здесь делаю? Ведь сейчас шут-ауты и разве мне никто не говорил об этом? Я знал, но забыл. Пришлось возвращаться».
В МЛС не было ничьих: такие матчи завершались шут-аутами – выходами один-на-один с 35-метровой отметки
Логан: «Я сказал, перед тем как меня назначили, что они совершают две ошибки. Первая – команда во Флориде. Вторая – слово Major в названии. Как кто-то может быть «старшим», если он только начинает?»
Ротенберг: «Когда мы только представили наше название, MLB была очень недовольна и прислала письмо с просьбой изменить его. Потом об этом забыли».
Рэнди Бернштейн (исполнительный вице-президент МЛС): «Если бы MLB проиграла в суде, это бы сильно ударило по ее репутации и правам».
Мессинг: «Мы организовали мероприятие под названием MLS Unveiled, где презентовали формы. Была музыка и модели, и мы не могли чувствовать себя лучше. А после, нас уничтожили абсолютно все».
Пэйн: «Это были одни из самых худших форм за всю историю спорта».
В чем играли в первом сезоне МЛС
Хант: «Лига позволила компаниям, занимающимся производством атрибутики, оказать большое влияние на выбор названия и логотипов клубов. Это было очень необычно».
Бернштейн: «Наше руководство решило, что никто не разбирается лучше в брендинге, лицензировании и рынке сбыта. Поэтому мы доверились Nike, Adidas и Reebok».
Пэйн: «Они хотели, чтобы внешний вид игроков напоминал скейтбордистов. Думали, что мы являемся контркультурой. Но я считал иначе. Футбол – самый традиционный вид спорта. Американцам нравилось то, что они видели в других лигах».
Алекси Лалас (защитник «Нью-Инглэнд Революшн» в 1996-м): «Если в середине 90-х кого-то не из футбольной культуры нужно было попросить сделать новый бренд, это могло закончиться сумасшествием. И они это сделали – сошли с ума».
Пэйн: «Я сказал им, что не понимаю названия Mutiny (мятеж), и что насчет эмблемы? Они ответили, что это будет мутировавшая летучая мышь. Хорошо, но какое это отношение имеет к «мятежу»? Они: «Ну, ты понимаешь – мятеж (mutiny), мутант (mutant)». Я возразил, что это два разных слова с абсолютно разными значениями, и лишь имеют похожий набор букв. Что вы творите?».
Томас Ронген (главный тренер «Тампа-Бэй Мьютини» в 1996-м): «Что за нах? Мутировавшая летучая мышь? Мы кого вообще представляем? В «Найке», видимо, работали парни, любившие пыхать и продвигать свои безумные идеи».
Джованни Саварезе (нападающий «МетроСтарз» в 1996-м): «На футболке «Гэлакси» было легче найти какой-нибудь цвет, чем не найти его».
Хант: «В Канзасе возникла загвоздка, связанная с названием Wiz. Дело в том, что была компания с таким именем, которая относительно недавно зарегистрировала его».
Вот так выглядели логотипы первых команд МЛС
Следующая проблема, с которой столкнулось руководство Лиги – футболисты. В октябре 1995 года были подписаны всего лишь 53 игрока из нужных 180.
Тодд Дарбин (директор по персоналу в МЛС): «В июне-июле 1995-го, мы знали, что чемпионат стартует в марте. Но у нас не было, ни игроков, ни тренеров, ни президентов».
Гулати: «За один день я побывал в четырех странах. Утром у меня была встреча в Германии с Андреасом Бреме. Затем в Милане с Роберто Донадони. Потом в Лондоне с Бобби Хафтоном, т.к. «Колорадо» рассматривал его в качестве главного тренера. В итоге я прилетел в Нью-Йорк, где отобедал с Ротенбергом и Логаном».
Логан: «На первом драфте команды могли выбрать трех футболистов. И тогда никто не знал, что это за футболисты».
Дарбин: «Фарзлагич был задрафтован «Ди-Си» и даже вышел на поле в первом матче МЛС. Он был беженцем из Боснии и заявился на предсезонные смотрины со своим другом и парой старых бутс, а также фотокопией вырезок из газет».
Арена: «Парни, которых мы набрали изначально, не соответствовали вообще никакому уровню. Спустя несколько недель я выгнал шестерых или семерых и взял на их место тех, кого знал».
Первая игра состоялась 6 апреля на Spartan Stadium в Сан-Хосе и собрала 31 683 зрителя. Местные «Клэш» забили единственный гол на 88-й минуте и обыграли будущего чемпиона «Ди-Си Юнайтед». Игра получилась не особо зрелищной, и после матча Сунил Гулати поблагодарил всевышнего за автора мяча. «Спасибо богу за Эрика Виналду», – сказал нынешний президент федерации футбола.
Первый гол в истории МЛС
Газидис: «Спустя двадцать лет изменились многие вещи. Включая взгляды тех, кто имеет какое-либо отношение к соккеру. Когда начинаешь вспоминать идеи, которые обсуждались тогда, понимаешь, что сейчас они кажутся куда более безумными».
Каким был мир в 1996 году
Песня Селин Дион Because You Loved Me взорвала чарты.
Лучшими сериалами считались «Скорая помощь», «Сайнфелд» и, конечно же, «Друзья».
Google стартовал в марте, но еще не сместил с трона Netscape.
Среди консолей правила Super Nintendo, а на ее место прицелилась недавно вышедшая PS1.
Серия игр FIFA только собиралась покорить PC и Playstation.
Нынешний тренер «Нью-Йорк Сити» Патрик Виейра прозябал в резерве «Милана» и в конце года перебрался в «Арсенал».
Сборная США занимала 14-е место в рейтинге ФИФА. Впереди была Дания, позади – Замбия (О_о).
Обладателем Золотого Мяча в 1995-м стал Джордж Веа из Либерии – человек, который никогда не играл на Чемпионатах мира.
В европейском ТОП-5 царствовали (чемпионы 95-96) «Манчестер Юнайтед», дортмундская «Боруссия», «Осер», «Милан» и мадридский «Атлетико».
До скорого, подписывайтесь на блог, Алекс Морган одобряет!
Топовое фото: Gettyimages.ru/Steve Dunn
Есть такие "воинствующие олени" как grammar nazi. Они иногда раздражают, но, в целом, выполняют довольно полезную функцию. А относительно недавно появилась ещё одна каста "воинствующих оленей", к коим относитесь и Вы. Они загаживают комменты тем, что требуют указывать источники. И ладно бы, если случайно где-то в инете наткнулись. Так нет, выискивают же и потом с показной брезгливостью выдают типа "Ну в источниках было бы неплохо указать ссылку". Вот такие бесят, аж до дрожи!!!
Так что, ответим Вам в стиле Василия Уткина - идите Вы в жопу :-)
Уткин и MLS нынчы близки как никогда, очень уместно, да.
А вообще, я не в упрек это написал и никого строить из себя не собирался, ничего плохого в использовании иностранных источников не вижу, и если основной источник был другим, то почему бы и не указать его?
Уровень моего знания английского и мою потребность в использовании гугл-переводчика вам, не зная меня лично, оценивать, пожалуй, лишне.
Ну не совсем. Они действительно обогнали хоккей по посещаемости, но по понятной причине - хоккейные площадки гораздо меньше вмещают. А по баблу и количеству ТВ-зрителей еще далеко позади. Но динакимка действительно хорошая