8 мин.

Лев Россошик: «Спорт экспресс» умер

Лев Россошик: «Спорт экспресс» умер.

Сказать, что был несказанно рад узнав новость о том, что во вторник у нашей группы будет встреча со Львом Вольковичем Россошиком, значит не сказать ничего. По мне, так двухчасовая встреча с интересным человеком, легендарным мастером очерка, одним из аксакалов пера, человеком, который формировал направление развития спортивной журналистики в молодой возрождающейся России, может дать в разы больше, чем прочтение сотен статей в интернете, и стольких же книжек на тему что такое журналистика и с чем это едят. Да и что греха таить, встречи с такими людьми происходят не каждый день. 

В аудиторию вошел статный человек, ростом чуть выше среднего, крепкого телосложения с густыми усами. Он неспешно достал из черного портфельчика листки бумаги, книги и разложил их на столе. Затем, сев за стол, окинул взглядом присутствующих, поздоровался и вздохнул.

 Запомните одну дату, 21 марта. В этот день 7 лет назад умерла газета «Спорт экспресс», - первое что сказал Лев Волькович, когда мы уселись.

Весной 2009 не стало Владимира Кучмия, главного редактора газеты «Спорт-Экспресс», а в 2016 на его могилу не пришел ни один человек. Причины могут быть разные. Кто-то не смог, был в отъезде, другие забыли, третьи отложил на потом. Однако, от самого факта, признаемся грустного факта, никуда не деться. Высказавшись без обсуждения эту тему, Лев Волькович перешел к сути самой встречи.

Пять качеств спортивного журналиста.

Начали с того, что Россошик попросил нас вспомнить спортивных журналистов 70-80 годов прошлого столетия. Не знаю, насколько он остался доволен нашими познаниями в этом временном отрезке, но были названы и Филатов, и Озеров, и Маслаченко, и Перетурин, и Анна Дмитриева и даже Котэ Махардзе. Вспомнили и Киврина к коему у Льва Вольковича, как выяснилось, весьма теплое и почтенное отношение.

Киврин это художник. Фото художник. Я его с пеленок знаю и уважал его отца. Даже преклоняюсь перед ним. Владислав Донатович был великий человек. Лётчик. Брал Берлин. Прекрасный был фотожурналист, объездил весь мир. А Сергей ещё мальчишкой меня называл дядя Лёва. И до сих пор так называет.

В основном, конечно, были названы люди, больше известные как телекомментаторы, но большинство из нас, в те годы ещё даже не родились и поэтому такие ответы были логичны. Объясняя свой вопрос, Лев Волькович высказал мысль, которая прошла незримой нитью через всю нашу встречу.

Нельзя быть Иванами, не помнящими родства. Нужно знать и помнить тех великих журналистов, их не так много, на чьих именах выросло это нелегкое ремесло в нашей стране. Если бы не было таких людей как Кучмий, Россошик, Марин, Филатов, Рабинер Дзичковский, не было бы сегодня в нашей стране спортивной журналистики. Сто процентов.

Нам было предложено, если мы хотим быть профессионалами своего дела, почитать статьи и книги этих людей.  Отдельно остановились на творчестве Льва Ивановича Филатова – человека, который был, есть и остается номером один в спортивной журналистике.  В его статьях и книгах, по словам Россошика, раскрывается суть ремесла. Конечно, помимо Филатова, вспоминали и других людей, писавших про спорт в то время и формировавших нынешнюю спортивную журналистику. В этих книгах есть чему поучиться не только в профессиональном плане, они так же очень познавательны и полезны в целях накопления жизненного опыта.

Отдельно вспомнили Станислава Николаевича Токарева. Герой нашей встречи процитировал его высказывание, которое и по сей день актуально и определяет отношение к профессии:

«Спортивному журналисту свойственны 5 основных качеств. Смелость не опасаться высказывать свою точку зрения, не скрываясь за каучуковой формулировкой «по мнению специалистов». Компетентность, дабы уметь обосновать свою точку зрения. Мудрость, чтобы высказать свою точку зрения вовремя, не опережая событий, но и не совсем уж после драки. Человечность, ибо стоит помнить, что слова относятся к живым людям, с их неприятностями, болью и горестями. Ну и естественно литературное мастерство».

Несмотря на то, что Россошик великолепный рассказчик, и мы все ждали его историй, продолжение общения было посвящено азам воспитания в себе журналиста как человека, уважающего свой труд и людей с кем и для кого он работает. Дав ценные советы, гость предложил почитать еще несколько книг, которые могут предоставить пищу для размышлений, позволят многое для себя понять и усвоить. Причем, не просто помахал фолиантом и сказал почитайте. В книгах были замечены закладки, в нескольких местах, которые, по его мнению, были важны или интересны. Он зачитывал отрывки, приправляя это своими пояснениями, аргументами. В течение всей встречи, каждое замечание или реплика сдабривалась историями личного примера из богатой на события и встречи с интересными людьми жизни.

Сегодняшний Спорт-Экспресс – пародия на то что делал Кучмий

Лев Волькович взял в руки одну из книг, лежащих на столе.  Открыл закладку, пробежал глазами страницу, в поиске нужного фрагмента и зачитал нам отрывок из книги Роберта Сильвестра «Вторая древнейшая профессия».

Я хочу, чтобы мою газету мог читать любой рядовой болван. К черту изысканный стиль. От этого материал только теряет остроту. Пишите просто. Пишите покороче. Любая история, когда она толково изложена помещается в одном абзаце. А то и в одном предложении. Самый великий газетный очерк, который был когда-либо написан, вы найдёте в Библии. Он состоит из двух слов: Иисус плакал. Тут всё сказано. Перед вами вся картина. Тут нечего прибавить. О чем бы вы ни писали, пишите так, чтобы каждому было понятно. А техника вашего ремесла меня не интересует. Технику оставьте пианисту.

Закончив цитировать, он сказал, что на 99% согласен с этими утверждениями. Однако, с сожалением отметил, что в газетном деле со временем привыкаешь к тому, что приходится кое чем поступаться. Это тоже надо запомнить. 

Нельзя не отметить, что мы из первых уст услышали интереснейшую и эмоционально рассказанную историю о зачатии и рождении газеты «Спорт экспресс». Да, это описано в книжке «СЭкс в большом спорте», но ведь совсем другой коленкор, когда живой участник событий и один из главных героев, собственноустно делится впечатлениями и воспоминаниями. Пересказывать не буду, всё это можно прочитать в книге Игоря Рабинера и Сергея Микулика.

Сегодняшняя газета – это пародия на тот «Спрот-Эксрпесс», который делал Кучмий и его команда. Это не та газета, которую мы придумали с ним. Это не та журналистика, о которой мы мечтали.

Лев Волькоквич посетовал, что сегодня очень мало действительно хороших думающих и интересных людей нашей профессии. Нет, они есть. Но их очень мало. Сейчас проходит пятый конкурс спортивных журналистов, инициатором и одним из членов жюри которого является Россошик. Он с огорчением констатировал, что люди сегодня отдают предпочтения в основном жанру интервью, очерков чрезвычайно мало. Причем в региональной прессе очерков больше. Встречаются и очень неплохие. Может быть потому что героев там меньше, чем в столицах. И надо бы членам жюри, при определении победителей всё-таки приоритет отдавать очеркам. Совершенно стали забывать этот жанр.    

Не прошла стороной и животрепещущая сегодня тема мельдония и Олимпийских Игр. Россошик глубоко убежден, что это целенаправленная атака на наш спорт, что бы наша сборная отказалась от участия игр в Рио. Некоторые из слушателей не согласились со столь категорической точкой зрения. Развернувшаяся полемика победителя не выявила, но Лев Волькович согласился с тем, что часть вины лежит на руководстве российского спорта, получившее предупреждение полгода назад и понадеявшееся на русский авось и не отследившее этот вопрос в федерациях.

 - Лев Волькович, Вы утверждаете, что это целенаправленная атака, ответьте на вопрос почему в 2014 году, когда стало известно, что мельдоний еще не внесли в список запрещенных препаратов, а только поставили на контроль на пересмотр, почему тогда никто из руководства не побеспокоился?

- Потому что идиоты!

- Тогда при чем тут политика? Если у нас в руководстве сидят идиоты?

- Так на то и был расчет. (смеется). Это обычное российское разгильдяйство.

Публика завелась. Посыпались версии, аргументы, мысли кто прав, кто виноват. Это понравилось Льву Вольковичу и он с удовольствием влился в обсуждение. И как-то незаметно мы перешли в формат импровизированной пресс-конференции.   

Есть один человек, которого я вижу главным редактором спортивной газеты.  

Когда дошло дело до вопросов, выяснилось, что их много. Участники встречи просили поделиться опытом, секретом, написания идеальных статей, удачных интервью.

Лев Волькович посоветовал почитать его рубрику Мемориз. Стиль его статей там, соответствует понятию «очерк». Объем, как таковой, не имеет большого значения. Россошик признался, что сам не любит большие материалы, но иногда не получается писать коротко. Особенно, когда пишешь про интересных людей, о которых можно и хочется многое рассказать. 

Один из таки людей Дмитрий Николаевич Богинов. Наш гость очень интересно рассказывал про тренера хоккейного нижегородского торпедо 60-х годов. Уникального человека, прошедшего войну, получившего четыре ордена Боевого Красного Знамени, причем два из них в штрафбате. Человека, для которого не существовало авторитетов.

Человек был такой. Угнал немецкий танк в войну. Вот скучно ему стало. Перешел через мост и угнал танк. Это было под Лугой под Ленинградом. Месяц танки стояли, не двигались. А на следующий день после того как он это сделал началось наступление. И его из-за этого чуть в штрафбат не отправили. Но обошлось.

На вопрос какими качествами должен обладать главный редактор, первое что ответил Россошик, что он должен быть журналистом. Он обязан сам уметь писать, и помимо этого необходимо постоянно фонтанировать новыми идеями.

 В этот момент в комнату вошел Дзичковский.  Узнав тему обсуждения добавил, что Лошак, главный редактор «Огонька», говорил, что главный редактор – это хранитель традиций.

Не вижу сегодня ни одного кандидата на должность главного редактора. Есть хорошие журналисты, но нет хороших редакторов.  Нет сейчас таких, каким был Владимир Кучмий. Хотя нет, есть один человек. Но я вам не назову его имя. (смеется)

Особенно запомнилась эмоциональность, с которой Лев Волькович рассказывал про велосипедный Тур де Франс, про то как рождалась книга «В Большой петле». Его глаза горели, голос звенел, эмоции били через край. Было видно, как он живет этими воспоминаниями. 

Это счастье. Это праздник, которое мне довелось испытать. Я не сравню Тур де Франс ни с олимпийскими играми, ни с чем другим. Это отдельная планета, это совершенно ни на что не похоже... И, несмотря на то, что за плечами двенадцать олимпиад, поверьте мне, Тур де Франс - это ни с чем несравнимое соревнование.      

Думаю, не мне одному нравится общаться с человеком, умеющим интересно рассказывать и имеющим отменное чувство юмора. За время двухчасовой встречи мы все не раз улыбались. Несколько раз за встречу, оглядываясь на лица присутствующих, я отметил, что все были заинтересованы общением. Никого не застал, как это сейчас часто бывает, сидящими в гаджетах. Это ли не показатель?!

Конечно заявленных полутора часов нам не хватило. Их не может хватить в принципе когда за разговором с интересным собеседником не замечаешь минут и часов: слушаешь, раскрыв рот, вопросов много, а времени всегда мало. В итоге встреча продлилась более двух часов, но честно признаться, и их мне показалось мало. Встреча получилась очень «вкусной» и запоминающейся. Остается надеяться, что это была не последний наш разговор.