Красимир Балаков: «Российский футбол похож на немецкий. Тот, который был 15 лет назад»
Красимир Балаков был ведущим игроком команды, которая на чемпионате мира 1994 года влюбила в себя многих российских болельщиков. Тот турнир стал звездным часом талантливого поколения. Балаков застал восхождение и трагедию в «Спортинге» российского полузащитника Сергея Щербакова, а спустя несколько лет и дебют в роли главного тренера Йоахима Лева – самого успешного сегодня специалиста на уровне сборных. Закончив карьеру игрока в 37 лет, Балаков поработал тренером в четырех странах. И готов продолжить карьеру в России.
«Лев – лучший в мире селекционер»
- В «Штутгарте» вы играли под руководством Йоахима Лева. Чем он запомнился?
– До этого Лев был помощником главного тренера, а когда сам им стал, мы во второй сезон при нем дошли до финала Кубка кубков. Он был для футболистов лучшим другом. Лидерам команды – мне, Джованни Элберу и Фредди Бобичу – предоставил на поле полную свободу, разрешал творить, что хотим. И мы его отблагодарили – 85 процентов голов «Штутгарта» в том сезоне оказалось на счету нашего трио.
Футбольный путеводитель по городам мира
- Видели в Леве потенциал, который позволил ему на десяток лет возглавить «бундестим» и выиграть чемпионат мира?
– О чем вы говорите! Йогги тогда не было еще и сорока! Заглядывать столь далеко было бы фантастикой. Зато сейчас уверенно могу назвать его топовым из топовых тренеров в мире. Думаю, Лев – лучший в мире селекционер.
- Как это проявляется в работе со сборной?
– Он очень точно умеет подбирать футболистов, замечать в них перспективу. И еще Лев – выдающийся тактик. По умению максимально использовать возможности игроков, изменить схему игры равных ему очень мало.
- Допускаете, что вскоре он вернется в клубный футбол?
– В случае с Левом возможно все. Он сделал сборную Германии одной из самых сильных и стабильных команд, выиграл с ней Кубок мира. С такой визитной карточкой он может пойти куда только захочет.
«Болгария заслуживала места в финале»
- Финал Кубка кубков-1998 остается для «Штутгарта» последним матчем такого уровня в еврокубках. Поражение от «Челси» – самое тяжелое за карьеру?
– Разочарование после финала в Стокгольме было велико. Придавало горечи и то, что «Штутгарт» превосходил «Челси». И конкретно в той игре, и вообще. Считаю, наша команда была тогда сильнее.
- Что же помешало ей выиграть?
– Все испортил Джанфранко Дзола. Он вышел на замену в середине второго тайма, но моментально показал, что значит в футболе индивидуальность. Уже через минуту после появления на поле Дзола реализовал редкий для «Челси» в той игре момент. Особенно обидно уступать, когда владеешь преимуществом и кажется, что игра с результатом под контролем. А единственный шанс у соперника становится для тебя роковым. Впрочем, самую тяжелую драму за карьеру я к тому моменту давно пережил.
- Это когда же?
– Летом 1994-го. В полуфинале чемпионата мира против Италии.
- Разве Баджо и компания тогда выиграли не по делу?
– Итальянцы провели отличный матч. Но победили все же при большой помощи арбитра. Мы тоже были достойны сыграть в финале. Увы, француз Жоэль Кинью помогал в той встрече соперникам. Мы осознавали, что возможность сыграть в матче за Кубок мира выпадает раз в карьере и этот шанс для того поколения сборной Болгарии – единственный. Вот тогда было действительно тяжело.
- У вас есть догадки, почему судья принимал решения в пользу Италии?
– С тех пор прошло уже больше 20 лет. И сегодня скажу так: все мы люди, и все делаем ошибки.
- Но даже заняв четвертое место, Болгария произвела фурор.
– Ну а как могло быть по-другому? К тем, кто выбивает из турнира фаворита и одновременно действующего чемпиона мира, всегда особое внимание.
«Ошибки судей в твою пользу не запоминаются»
- Сегодня для вашей сборной будет за счастье хотя бы попасть на крупный турнир. Нынешнее поколение не столь талантливо, как ваше?
– Думаю, и в этом тоже причина. Но успех на чемпионате мира 1994 года пришел из-за совпадения многих факторов. Да, в сборной тогда выступало много очень талантливых футболистов. И в середине 90-х большинство из них находилось на лучшем этапе своей карьеры. Но весомую роль сыграла и мотивация. На крупный турнир наша страна попала после долгого перерыва. И желание показать себя на фоне лучших сборных мира било через край. Кроме того, мы к этому оказались готовы. Ведь весь костяк команды выступал тогда за сильные европейские команды из ведущих чемпионатов – я, Стоичков, Костадинов, Лечков, Иванов, да многие! Нас было не напугать переполненными трибунами, ответственностью и запредельным эмоциональным накалом решающих матчей.
- Почему же после американского чемпионата успехи не получили продолжения?
– Чемпионат Европы-1996 стал для нас если не разочарованием, то как минимум плохим результатом. Уровень команды позволял рассчитывать на то, чтобы пройти далеко. Возможно, и победить на турнире. Но нам не повезло с группой.
- Да неужели?! Испания, Румыния и Франция тогда не казались непобедимыми.
– Это со стороны так кажется. Да, победное время для Франции с Испанией наступило позже. Но уже тогда это были топ-команды. С ними пришлось очень тяжело. Поверьте, мы это прочувствовали на себе.
- Чемпионат мира во Франции стал лебединой песней того поколения?
– Обьективно даже при лучшем раскладе мы тогда вряд ли были способны на высокий результат. Дело даже не в том, что после чемпионата мира в США мы стали на 4 года старше. Просто не тот уже был настрой, как тогда в Америке. Наверное, команда была не готова вытащить из себя максимум. Да и коллектив не сложился.
- Что этому помешало?
– Между главным тренером Христо Боневым и командой не было должного контакта. Но имелись и футбольные причины. Несколько опытных игроков во Францию не поехали. А взятая вместо них молодежь не смогла стать им равноценной заменой.
- Став тренером, как теперь смотрите на ту ситуацию?
– Понимаю, что ошибки допускались с обеих сторон. Амбиции всех должны быть подчинены общей цели – запомниться хорошей игрой и занять высокое место. И еще осознавать, что крупных турниров много не бывает, чтобы устраивать на них разборки. С тех пор мы лишь раз выступали на чемпионате Европы, а ЧМ-1998 так и остается для Болгарии последним.
- Кстати, помните, как на него выходили?
– Конечно. И очень жалею, что регламент в то время допускал выход лишь одной команды из отборочной группы. Мы опередили Россию, но я очень хотел, чтоб она все-таки вышла на чемпионат мира через стыковые матчи. И переживал, когда ваша команда уступила в них Италии.
- Решающим в отборочной группе стал матч с Россией в Софии. На первый план тогда вышли решения чешского судьи Вацлава Крондла.
– Слышал, конечно, что у вас были недовольны. Но мне его работа в той игре не запомнилась. Возможно, потому, что разозлили решения судьи тогда не нас, а соперников. Если у них были на то основания, то сожалею. Как и о том, что Россия не поехала во Францию.
«Первым приехал в больницу к Щербакову после аварии»
- Что случилось с автором единственного гола в той игре, Болгария – Россия, Трифоном Ивановым?
– Тяжелая тема. Его смерть стала для меня, как у вас говорят, ледяным душем. Трифон был моим другом, занимался последнее время бизнесом. У него были проблемы со здоровьем, но казалось, все под контролем. И тут… Я не могу больше на эту тему говорить, извините.
- Понимаю. Вернемся к футболу. Почему сборная Болгарии перестала попадать на чемпионаты мира и Европы?
– Это обьективно отражает нынешнюю ситуацию в нашем футболе. В ведущих европейских клубах болгарских игроков нет – недотягивают по уровню. А корни проблем в детско-юношеском футболе, на котором сложная экономическая ситуация в стране сказывается, как и на остальных сферах жизни. Не хватает полей, инфраструктуры, детских тренеров, оплата их труда тоже не позволяет людям сосредоточиться на этой работе. Да, у «Литекса», где я работал, есть отличная академия, выпустившая, кстати, спартаковца Ивелина Попова и Георгия Миланова, выступавшего за ЦСКА. Но в масштабах всей страны одна хорошая академия – мизер. А создать суперкоманду с европейскими звездами невозможно по тем же экономическим причинам. Ведь бюджетных денег в наших клубах почти нет, клубы финансируются частными инвесторами. Но не могут же они вкладывать в футбол сотни миллионов евро!
- Кто из российских футболистов вам больше всех запомнился на поле?
– Конечно, Сергей Щербаков! Когда мы с ним играли в «Спортинге», ему было чуть за 20, но Сергей уже становился лидером команды, обещал вырасти в большого мастера. Эх, если б не та трагедия…
- Вы присутствовали на вечеринке, после которой Щербаков попал в аварию?
– Да. И, кстати, первым приехал к нему в больницу.
- Его вида испугались?
– Вовсе нет. Сергей находился в сознании, даже шутил. Сказал, чтобы я принес ему бутылку пива, когда он оклемается после операции.
- Какие окажутся последствия той аварии, вы предполагали?
– Нет! Никто из нас вообще ничего подобного не подозревал. Допускаю, что врачи знали больше. Но мы, футболисты, точно нет. Когда выяснилось, что Сергей оказался в инвалидной коляске, все были в шоке.
- Знаете, чем сейчас занимается Щербаков?
– По моему, он футбольный анатилик или селекционер. Давно с ним не виделись. Последний раз – когда я приезжал в Москву на 50-летие Рината Дасаева. Это ж в каком году-то? В 2007-м? Значит, почти 9 лет уже не общались со Щербаковым. Обращаюсь к нему через вас: «Серега, надеюсь, ты прочитаешь это интервью. Выйди на связь».
- С кем еще из наших футболистов встречи на поле запомнились?
– Те матчи с вашей сборной, пожалуй, стоят особняком. В первую очередь домашний, конечно, ведь победа в нем досрочно нас вывела из группы. Еще помню встречи с «Локомотивом» в полуфинале Кубка кубков. Кажется, мы выиграли в обоих матчах. Но «Локомотив» мне показался достойной командой – быстрой, мобильной, боевой. А еще? Хоть карьера у меня оказалась очень длинной, с русскими командами и футболистами я соперничал очень редко. Станислав Черчесов – мой приятель. Но не припоминаю, чтоб мы были соперниками на поле.
«В Болгарии тоже ворчали, когда сборную возглавил иностранец»
- А кто сейчас самый популярный российский футболист в Болгарии?
– Канчельскис и Аршавин. Они выступали за великие английские команды, долго играли в Европе на топ-уровне.
Как убивали ЦСКА. Что пришлось пережить клубу из Болгарии
- А тренер?
– Конечно, Валерий Лобановский.
- Он ведь с Украины.
– Я не учел. У нас долго футбол на постсоветском пространстве воспринимали как единое целое.
- А что у вас знают о Леониде Слуцком?
– Он ведь возглавил сборную России недавно. О нем в Болгарии пока знают мало.
- Кстати, в 2007 году вы были претендентом на пост главного тренера своей сборной. Почему не сложилось?
– Я вел переговоры с президентом нашей футбольной федерации Бориславом Михайловым. Высказывал свое мнение о развитии нашего футбола, предлагал использовать свои наработки. Но мы не договорились. Сборную доверили Лотару Маттеусу. А у меня, кстати, и потом были переговоры по поводу работы в сборной. Но как видите – с тем же результатом.
- Что дал Маттеус вашему футболу?
– Думаю, мой ответ вас не удивит. Дисциплину. Нам, славянам, этого не хватает. Поэтому системность и дисциплина в работе Маттеуса пошли болгарскому футболу на пользу.
- Сборную России почти 9 лет подряд возглавляли иностранные тренеры, что порой вызывало недовольство и ожесточенную критику.
– Узнаю славянские дела. У нас эти разговоры тоже были.
«В штрафных ударах Стоичков – на первом месте»
- Кстати, кто лучше бил штрафные – Стоичков или Балаков?
– Козырь Стоичкова передо мной в том, что он забил со штрафного гол на чемпионате мира в ворота сборной Германии. Напишите, что Стоичков был здесь на первом месте. А я за ним. (Играя за «Штутгарт», Балаков установил два рекорда в исполнении стандартов: реализовал 18 подряд пенальти, а также в одном сезоне 7 штрафных ударов. – Ред.)
- Чем сейчас занимается Стоичков?
– Мы большие друзья и на связи постоянно. Христо живет в Майами, работает аналитиком по европейскому футболу для мексиканского телевидения.
- В 2011 году он был советником президента «Ростова». Еще поработать в нашем футболе ему интересно?
– Это к Стоичкову. Такие темы в последнее время мы не обсуждали.
Боязнь высоты. Что не так в лидерстве «Ростова»
- Кто сейчас лучший в мире исполнитель штрафных?
– Сейчас вообще все изменилось. Потому, кстати, сравнивать нынешних мастеров с нашим поколением некорректно. Сегодня все делается для повышения зрелищности и результативности: бутсы, мячи такие, чтобы удары оказывались для вратарей максимально коварными. Кто лучший? Мой ответ окажется банальным: Месси и Роналду. Они выше всех в современном футболе, в том числе в исполнении штрафных.
- А среди всех остальных?
– Внимательно смотрю все ведущие европейские чемпионаты, матчи сборных, но такого виртуоза стандартов, каким был в мое время, например, Томас Хесслер, не вижу. На мой взгляд, нет сегодня мастера штрафных, который бы явно выделялся среди всех. Ну, кроме Месси с Роналду, как мы договорились. В Болгарии, кстати, тоже.
- С чем это связываете?
– На мой взгляд, причина в том, что футбол ушел с улиц. Дворового футбола в Болгарии больше нет. Ребята сегодня тотально интересуются компьютерами, виртуальной жизнью, а массовый спорт далеко на заднем плане. А ведь особенные технические навыки, которые отличают большого мастера, приходят оттуда, со двора. Я же взялся бить штрафные не вдруг и не в профессиональной команде. Отрабатывал это у себя во дворе, на школьном стадионе, после тренировок в футбольной секции. И приходя во взрослую команду, уже имел сильное качество – хорошо выполнять штрафные.
- При должном усердии научиться виртуозно бить штрафные могут многие или же тренер должен увидеть, у кого для этого есть особенные задатки?
– Конечно, длительная и регулярная отработка стандартов даром не пройдет ни для кого. Когда футболист научится это делать хорошо, возможно, сделает своим козырем на поле. Но даже при фанатичном отношении к данному компоненту стать королем штрафных дано не каждому. Думаю, здесь обязательно должно быть какое-то особенное чутье.
«Сегодня снова играют в футбол все, а побеждают немцы»
- Вы работали тренером в четырех странах. Где пришлось особенно сложно?
– Да везде тренеру сложно. На родине ли ты работаешь – там, где тебя знают и любят, или в незнакомой стране – всегда ждут побед и надеются, что покажешь более высокий результат, чем был раньше. Но самые волнительные ожидания у меня были перед работой с «Хайдуком» из Сплита.
- Почему?
– Коллеги и друзья предупреждали, что фанаты в Сплите отличаются особенно буйным нравом. И если что-то пойдет не так, то у тренера велик шанс попасть под раздачу. Но действительность оказалась, к счастью, другой. Из всех команд, которые я тренировал, именно с болельщиками «Хайдука» сложились самые теплые отношения.
- Кому будете симпатизировать на чемпионате Европы?
– Симпатизировать с глубокими эмоциями у нас не получается с 2004-го. С тех пор мы во время крупных турниров отдыхаем. А с предпочтениями определюсь по ходу чемпионата. Переживать буду за команды, которые смогут показать что-то новое, чем-нибудь удивить и каждый матч, независимо от счета, проводить так, чтоб захватывало до финального свистка.
- Кого считаете фаворитами?
– На мой взгляд, явный фаворит лишь один – Германия. В футбол играют все, но побеждают всегда немцы.
- Так ведь этому тезису уже лет 30-40.
– После чемпионата мира в Бразилии это снова актуально. Считаю, сейчас у «бундестим» сильнейшая команда в мире.
Вечные фавориты. Что собой представляет молодежная сборная Германии
- Но чемпионат Европы дважды подряд выигрывала только Испания.
– Ну, тогда испанцы действительно превосходили конкурентов. Сейчас же, по моему мнению, расклад изменился. Германии удалось достичь идеального баланса. Я же хорошо знаком, как работает система подготовки футболистов в этой стране, сколько сил и знаний вкладывают тренеры в молодых игроков в академиях. В той же Испании основной упор делают на технику. В Германии тоже ей уделяют огромное внимание. Но столько же работают над тактическим разнообразием, универсализмом.
«Тренировать в России? С удовольствием!»
- А что думаете о шансах сборной России на предстоящем Евро?
– Из группы ваша сборная должна выходить. Англию все еще считают фаворитом, но скорее по инерции. Сегодня это не топ-команда. Словакия с Уэльсом тоже вашей команде по зубам. Поэтому сборную России вижу как минимум в 1/8 финала.
- С чем у вас ассоциируется российский футбол?
– Он очень похож на немецкий 15 лет назад. Да-да, все очень похоже. Как и тогда в Германии, ваши команды отличает хорошая физическая готовность и дисциплина, средний уровень игроков тоже достойный. А вот в тактике есть куда стремиться. И конечно, не хватает индивидуально сильных игроков. Способных решать исходы матчей самостоятельно.
- Вы знаете, как сделать наш футбол сильнее?
– С удовольствием этим займусь. Но вы задали слишком серьезный вопрос, чтобы ответить на него сразу. Если меня пригласит на переговоры российский клуб, я тщательно все проанализирую и подготовлюсь. И в зависимости от поставленных руководством задач, выскажу свои идеи. Важно, чтобы задачи соответствовали финансовым возможностям клуба. Все должно быть соизмеримо. Неоправданно ставить максимальные задачи и оценивать по ним работу тренеров там, где условия уступают конкурентам в разы.
- Следите за болгарами в чемпионате России?
– Конечно. В большей степени за теми, кого хорошо знаю. За Ивелином Поповым, Георгием Пеевым, с которым играл в сборной. Внимательно следил за Благо Георгиевым, но он последнее время не играет.
- У кого самый большой потенциал из «русских» болгар?
– У Попова. Его креатив, техника и видение поля – ценные качества для любой команды. Считаю, Ивелин способен заблистать и в европейском топ-клубе. Да он и в нашу компанию, игравшую на чемпионате мира 1994 года, уверенно смог бы вписаться.
Текст: Максим Михалко – обозреватель «Спорт День за Днем», – специально для еженедельника «Футбол»
Фото: Gettyimages.ru/Thomas Niedermueller/Bongarts, Shaun Botterill/Allsport, Petar Peshev/Bongarts, Peter Schatz/Bongarts, Andreas Rentz/Bongarts
Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!
App Store:https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8
Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru
Малое количество звезд в мировом Футболе вызвано в первую очередь тем, что нет дворового футбола. Во дворе закладывается то, что потом шлифуется в клубах и спорт.школах.
Еще давно, Анри кажется, говорил что-то типа-Когда ты каждый день должен обвести толпу пацанов-научишься дриблингу.
P.S. Если кто и заслуживал лучшей участи, так это румыны. Как они шикарно играли тогда! Вот они как раз в полуфинале запросто могли бразилов дернуть. Шведы на их месте сыграли уж больно трусливо.