13 мин.

Тест на юродивость

Небольшое отступление перед завтрашним отчетом о матче:

alt

ДИСКЛАЙМЕР: Данный материал является личным мнением автора, основанным на детальном наблюдении перипетий обозреваемого матча. Данное мнение вам никто не спешит навязывать. Автор не претендует на абсолютную истину, ибо таковой не существует. Все в этой жизни относительно. А категоричность свойственна невеждам.

Вот знаете, про «Спартак» писать нелегко. Чувствуешь себя юродивым, что ли. И дело здесь не столько в его непомерной популярности, и отнюдь даже не в высокой конкуренции. А все дело тут в атмосфере, царящей вокруг команды. Атмосфере всеобщей истерии.

Складывается такое впечатление, что вполне свободно и спокойно можно писать о «Зените», о ЦСКА — будь они в депрессивном кризисе, либо же в благом здравии. Ну а что тут такого, они ж ведь уже проходили через всякое в девяностые. Но как такое может происходить с великим «Спартаком», где любое место, окромя первого — это трагедия шекспировского масштаба?

Вокруг «Спартака» вечно витает дух некоего сопротивления, противоборства всему и вся. Недаром же говорят, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Среднестатистический болельщик «Спартака» - это своего рода пассионарий, эта пассионарность распылена в воздухе, словно некий дурманящий газ, который оказывает опьяняющее воздействие на нервную систему вдыхающего. И чем больше этих пассионариев становится на квадратный метр, тем градус адекватности в суждениях и умозаключениях, в рамках этой новообразованной толпы, все более и более понижается, превращаясь в некое коллективное бессознательное. В конце концов, все приходит к тому, что важным становится сам процесс, некая обрядность, некие действия внутри этой общности, а не поиск либо ожидание какого-либо адекватного алгоритма действий. Эдакая оргия греко-римских словоблудцев.

Есть в этом пассионарном омуте и место нигилизму — от легкой, «глорской» базаровщины, с его подростковым отрицанием того, что отрицать модно, до глубокого ницшеанства, почитатели которого в своем отрицании готовы аннигилировать все, что угодно, пытаясь сделать шаг на пути к сверхчеловеческому. Все вместе - и пассионарии, и нигилисты, и нигилисты-пассионарии (и даже пассионарии-нигилисты), составляют некий культ. Культ для избранных, который злопыхатели из других команд как раз презрительно и кличут «сектой».

Этому культу необходимы адепты. Чем их можно привлечь? Красивыми былинными сказаниями о великих победах прошлого, об особой духовности, которая присуща только адептам культа. Четко прописанными правилами, свято законспектированными в своем священном писании. Своими героями — как живыми, так и уже почившими в бозе. А что делать, если окружающая действительность отлична от того, что слагается в легендах? Остается давить лишь на театрализованную обрядность, кульминацией которой становится жертвоприношение. Это как в фильме Мела Гибсона «Апокалипсис» про индейцев доколумбовой эпохи - нужно вырвать еще бьющееся сердце из груди еще живого человека, дабы привести толпу в восторг, озарив кровью начало очередной эпохи плодородия, даже если его и не будет. Просто тогда это значит, что жертв нужно приносить больше.

А потом все кружатся в пьяном танце, бормоча в трансе, как мантру, что-то вроде бы и логичное по отдельности, но вместе с тем, во всем этом гуле, и совершенно бессвязное: «Народная команда...20 лет болею...Я Федю Черенкова видел...не есть до второй звезды...Пятка болит у...А Дасаев-то тащил...Над нами смеются «бомжи» и «кони»...Симонян в свои годы был...Червь, жирный...Да Бесков того Бубнова...А Федун за Киев!...Аленичев наш!...Эх, Буба-Буба!...Вот придет Бердыев...Стеночки-забегания...Валера, верим!...Рыбалка...Горлуковича на вас нет!...1:18...За ромбик играй!...Пионеротряд...Тьфу, Алень!...Да как можно было «Кошице» то вср...Валера, иди сюда!». Можно перечислять еще долго, но смысла в этом не вижу.

И вот одно дело, когда ты лицезреешь все это со стороны, как судьбу своих менее удачливых товарищей с соседней горы наблюдал конкистадор Бернар Диас дель Кастильо в 1521 г. Да, страшно и жутко, но все равно, ты на безопасном расстоянии. И другое дело, когда сам начинаешь находиться в эпицентре событий всего этого праздника жизни. И когда чувствуешь, что на заклание могут повести и тебя. Правда, в отличие от избранных жертв, тебя, как мелкую сошку, заколют еще «на разогреве», где-то на ступеньках на пути к алтарю.

Культовый советский режиссер Элем Климов в своих работах пытался передать так называемые «сверхсостояния» - что-то необъяснимое, непонятное, необъясненное, в то же время манящее, жуткое и эпохальное. Эдакого Сфинкса, который одновременно выражает все, и в то же время - одновременно ничего. Пожалуй, будь Элем Германович жив сейчас, он мог бы снять фильм о московском «Спартаке».

alt

Конечно, все написанное выше — это иносказательность. Но чем люди дня сегодняшнего отличаются от людей эпохи ацтеков, майя, греко-римлян? Да, прогресс науки привел к тому, что уж не человек подчиняется природе, а природа — человеку. Да, правила жизни — мораль и закон, привели к тому, что в буквальном плане никаких жертв мы больше не приносим. Да и в пьяном угаре, в большинстве своем, в сектах и тайных обществах мы не состоим (хотя, здесь еще вопрос, что в это понятие вкладывать). Но ведь природа человека, в своем глубинном бессознательном контексте не изменилась! Мы стали ленивее и боязливее, но тяга к хлебу и зрелищам, принадлежности к чему-то большому, к гладиадорству и жертвам никуда не исчезла. Просто она претерпела свои метаморфозы, и теперь нами заправляют СМИ — телевидение, радио, печать, всемирная паутина.

Именно там теперь сидят жрецы, которые кормят нас инфоповодами, вводя нас в благоговейный транс. На этом разжигается интерес, накручивается трафик, распродаются тиражи, набивается рейтинг, растет популярность, а значит — идут деньги. Нет, я не говорю что это плохо, или хорошо. Это данность. Так просто есть. Такова же ведь природа человека. Бороться с ней, героически противопоставлять себя этому — это как биться с ветряными мельницами: бесперспективно и глупо. Не потому что благая цель недостижима. Вернее, да — она недостижима. Просто даже потому, что якобы благой цели в конце этой борьбы не существует. Ее нет и не было изначально. А если ты продолжаешь думать, что она есть — ты сумасшедший. Говоря более доступным языком - «поехавший».

Другое дело, что интерес достижим разными средствами. И почему-то по отношению к «Спартаку» всегда выгодным выглядит описание происходящего в траурных, негативных тонах. И вот с этим бороться реально, и цель тут вполне достижима — плюрализм необходим. Но делать это сложно. Ведь высказывать что-то иное и не требуется — ну зачем изобретать велосипед, если можно делать все по накатанной?! И в итоге, когда берешься писать иначе, выглядишь ты, словно юродивый - вне зависимости от того, сознательно юродствуешь ли ты, или вообще делать это избегаешь. И будут все на тебя смотреть снисходительно, с ехидной улыбкой на лице приговаривая: «Смотри-ка, а Васька, блаженный наш, опять отчебучил-то, а?». И почему-то забросать фекалиями и обложить фаллосами — это здраво, а попробовать взглянуть с другой стороны и лишний раз не истерить — это мракобесие.

А к чему я все это? А к тому, что информационный фон вокруг «Спартака» из года в год благоволит к новым бесконечным перестановкам на тренерском мостике. Порою складывается впечатление, что благодаря ему вокруг команды порождается атмосфера конца света, как в фильме «Агония» того же Климова, про последние годы царской России. Да даже если и напишут или сделают что-то, вложив туда позитивный смысл, то последователи в итоге перевернут все с ног на голову, как было с посылом картины «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, которая ознаменовала феномен очернения советской культуры в годы перестройки. Хотя автор призывал делать в ровной степени да наоборот. Бесконечный путь по кругам ада, как у Данте Алигьери. А зачем что-то менять? В аду же ведь тепло.

Информационному Левиафану необходима новая жертва. Здесь я не говорю о ком-то конкретно — о журналистах ли, либо о болельщиках. Это, опять же, некое коллективное бессознательное. Что-то противоборствующее и пассионарное, живущее в наших головах. Никто не хочет ждать, в современной жизни все необходимо получать здесь и сейчас. Опять же, повторюсь - это не преступно. Преступно добиваться желаемого результата лишь одними и теми же, ломовыми средствами. Преступно, в первую очередь, по отношению к здравому смыслу. Ибо рано или поздно, но одни и те же действия, повторяемые из разу в раз, при возможности совершать другие действия, ведут к деградации, а там где ей есть место, здравому смыслу места нет.

Новая жертва, естественно — это очередной тренер московского «Спартака», коим является Дмитрий Аленичев. Ну вот нужно его уволить, и все! Учитывать объективные обстоятельства, вроде первого опыта работы в большой команде, перестановок в менеджменте, реалий нашего российского футбола, с его лимитами и паспортистами, отсутствия селекционной подпитки и весьма занимательной позиции Леонида Арнольдовича (Рабинер в помощь) необходимым не представляется. Зачем, ведь у нас есть очередная избранная жертва, которой можно вырвать сердце прямо на алтаре, на потеху публике.

Не давать шанс в «Спартаке» вошло в привычку. Проходили уже и с Лаудрупом, и с Эмери. И Карпину не дали доработать, хотя поставленную перед ним задачу (хотя бы теоретически) он выполнить еще мог. Давайте теперь и Аленичева лишим шанса строить в долгую — будем выставлять всякого рода ультиматумы. А то, что перед этим необходимо создать необходимые условия — это дело десятое. В чем-то, как отмечал Алексей Зинин, здесь вина и самих Родионова с Аленичевым: ну вот озвучьте вы, что сезон переходный, и ждать ничего эпохального не следует, и информационный фон не будет так клевать маковку и вам, и руководству. Но вагончик уже тронулся, а перрон — остался позади.А может и не было такой возможности изначально?

Как такового системного (!) игрового кризиса у «Спартака» нет, а есть некий спорадически разгорающийся кризис в управлении, когда за одним верным решением следует одно (а то и два) решение опрометчивое. Опять же, предостерегая от возможных критических стрел в адрес тезиса об игрового кризисе: ну вот скажите мне, второе место Старкова — это беда? Игра пионеротряда Федотова — катастрофа? Почему победа «Зенита» — это триумфальная веха в истории, а второе место Черчесова, который до последнего тура шел нос к носу с петербуржцами — это провал? Да и «Спартак» при Червиченко, и «Спартак» при Федуне — это две большие разницы. Это я к тем возгласам, что вот столько-то лет «красно-белые» без трофея. Только каждый вновь приходящий тренер к тому количеству лет, что были без достижений до него, отношения не имеет.

alt

Пару слов о Карпине: нужно было дать доработать Валерию Георгиевичу тогда до конца сезона, раз уж была поставлена третья задача (чемпионство). Но у совета директоров клуба на то было свое мнение.Да, команда при Карпине, к сожалению, прогрессировала слишком медленно, но она это делала. Можно вспомнить итог противостояния с «Порту», но простите, это же ведь была 1/4 финала евротурнира, «красно-белые» уступили его будущему победителю, а до этого прошли не самые последние европейские команды. «Спартак» демонстрировал плохую игру? Ну давайте вспомним тот самый переходный сезон, и особенно - его третий круг. Давайте вспомним первую половину последнего сезона Карпина, когда «красно-белые» показали лучший свой футбол за лет десять (да и в РФПЛ того розыгрыша в целом тоже, кстати). «Санкт-Галлен»? Ну так у каждого есть свои «Осеры», «Зюлте-Варегемы» и «Вардары». Да и во втором круге было не все так критично. Если бы руководство «Спартака» отличалось таким качеством, как терпение. Но в итоге Карпина увольняют, ставят Гунько и вновь небытие.

Ну хорошо, заложим в нашу систему координат гипотетическую конструкцию, согласно которой Валерий Георгиевич действительно со своей задачей не справился, себя он изжил, а его увольнение — действие стратегически верное. Но ведь какой-то фундамент он все-таки заложил, да? Может быть, давайте позовем соответствующего специалиста, который сможет развить начатое, доложить основание и построить крепкий дом? То, что осталось позитивного от Карпина, нужно было сохранить и преумножить. Не было нужды перекраивать все заново, необходимо было только одно точечное попадание. В итоге попали в Якина. Хотя, если верить Нобелю Арустамяну, могли позвать Конте. Получается, акционеры решили сэкономить. Но в итоге вышло дороже.

Лично у меня чрезмерного негатива к швейцарцу турецкого происхождения нет. Он — жертва нездорового менеджмента московской команды, который взял и посадил недостаточно опытного специалиста с совершенно иным футбольным мировоззрением на почву «красно-белых». Вот только пустить ростки у Якина не получилось, ибо в «Спартаке» сильны другие корни.

Якин — очередная жертва в многолетней трагикомедийной новелле «Спартак»-чемпион: смех и грех». Он пришел и невольно разрушил все, что и без того хрупко держалось при Карпине, а своего не оставил. Вопрос лишь в том, что прежде чем требовать от тренера чемпионства, возможно изначально следовало бы обеспечить его соответствующими условиями, и в первую очередь — доверием? А в случае с Якином, сперва еще и убедиться, а подходят ли необходимые специалисту условия под систему координат «Спартака»?

В итоге, Аленичев начал по сути строить с нуля. Изначально, насколько помню, Федун заявлял, что даст карт-бланш и предоставит спортивные вопросы ведению профессионалов. Но по ходу сезона, как я понимаю, он пошел на попятную. Да и пресса по инерции начала давить Аленичева, как и его предшественников. Ну а там и болельщики подтянулись. Определенная часть из которых любит не «Спартак» в себе, а себя в «Спартаке».

А ведь как все просто можно было бы решить. Федун делает красивый жест и уходит в тень: он по-прежнему главный, но отвечает только за бизнес-вопросы. А тут Леонид Арнольдович, стоит признать, преуспел — стадион, инфраструктура, академия, музей, акции. По спортивным вопросам отдувается Родионов, на пару с Аленичевым: созывают пресс-конференцию, заявляют о переходном сезоне, что нужно подождать, нам все тут нужно перестроить, обновить, пятое-десятое. Попутно записывают обращение к болельщикам. И все довольны: пресса мусолит тему переходного сезона, болельщики более лояльны, Федун на любой вопрос может отвечать: «Извините, пирожки». Но этого сделано не было, что оставило все, в общем-то, как оно и было до этого. Пресса штампует по накатанной, болельщики привычно рвут рубахи на груди, в области ромбика.

Ну а каковой может в сложившейся ситуации быть работа над ошибками? Никаких жертвоприношений в угоду публике, только светский гуманизм, выражающийся в терпении. Вся эта история с контрактом Бердыева, с ультиматумом — какой-то бред. Ведь изначально оговаривалось, что если «Спартак» окажется вне еврокубков, то Аленичеву головы не сносить, нет? На кой черт усложнять после прошлой неудачи с Якином, если ситуация требует все упрощать — шаг назад для двух последующих вперед? Вот не будет промежуточного минимального результата или (внимание — не «и», а «или») игры, то тогда «Давай, до свидания!». А коль один из пунктов соблюден — переходим на следующий уровень, где и сложность будет повыше. Но и «ништячков» побольше. Просто спрашивать нужно было по итогам сезона, а не тюкать носом в ультиматумы на его протяжении.

Да, можно до бесконечности перебирать тренеров, как перчатки, надеясь, что один из них все-таки выстрелит, как то случилось после затяжной полосы неудач с «Аяксом» и «Црвеной Звездой». Но тут руководству «Спартака» необходимо будет помнить, что де Бур пришел в Амстердам на фоне радикальнейших перестановок в управлении клубом, а у Божовича в Белграде была большая свобода в плане селекционной работы. Так что, либо Федун машет ручкой, либо делится денежкой с новым тренером. А уж если это будет Бердыев, то в такое безвольное положение, в каком оказывались его предшественники, он загнать себя не позволит. Но тут еще дело и в том, что под идеалы «Спартака» этот безусловно компетентный и авторитетный специалист все же не подходит. Народная команда таких отторгает.

Аленичеву — удачи. Болельщикам — терпения и понимания. Руководству — рассудительности и дальновидности. Игрокам — чуточку побольше футбольного интеллекта и рвения. Прессе — изобретательности и разносторонности. И любите «Спартак» в себе, а не себя в «Спартаке». Всей этой «коллективно-бессознательной» конструкции необходимо умерить свой нигилизм и направить пассионарность в созидательное русло, на время снизив планку ожиданий и требований.

Ну а вы, если вдруг согласны с прочитанным, то знайте — ваш тест на юродивость выдал положительный результат.

Если вам понравился материал, ставьте «+» и расскажите о нем в статусах или социальных сетях. Также вы можете помочь автору финансово — он сейчас испытывает временные трудности, связанные с поиском работы. Символические суммы можете отправлять на Qiwi-кошелек: +7 981 888 39 98. Заранее спасибо!

Подписывайтесь на профиль автора в Twitter - @berline56! 

Подписывайтесь на блог автора об амстердамском «Аяксе»!

Использованы фото и другие материалы с сайтов «Чемпионат» (фотографы - П.Ткачук, А.Мысякин), Sports.Ru и официального сайта ФК «Спартак» (Москва).