9 мин.

Трое лишних, не считая Утаки

 

Заметка на тему несовершенства отбора на кубок мира по футболу

Окинул я тут взглядом все группы, сформировавшиеся на мундиале. Почти все-то они ровненькие, да и команды сплошь симпатичные. Если б не одно но. Сдается мне, что некоторые сборные явно лишние на этом празднике жизни. Это я о Корее, той, что Северная, Зеландии, той, что Новая, и Гондурасе, том, что всеми так любим.

Нет, вы, конечно, тут же начнете возражать. Мол, Гондурас-то не трожь, нормальная- де командочка, и игроки есть известные. Ну да. Играют там Павон, Суазо и Паласиос. Но, во-первых, игроки-то это средние, при всем к ним уважении, а во-вторых, оправдание присутствия команды на чемпионате мира наличием в ней парочки игроков с именем - это само по себе смехотворно. Потому что, если говорить о силе команды, то все они очень слабы. Ни одна из них не выйдет из своей группы ни при каких обстоятельствах, и ясно это еще задолго до начала турнира. Подозреваю, что и здесь сплоченные ряды гондурасофилов найдут, что мне возразить. Но я останусь при своем: Гондурас не попадет в плей-офф. Он, как и КНДР с Новой Зеландией, занимает чужое место на чемпионате мира.

Чемпионат мира не должен превращаться в смотр самобытных, если не сказать экзотических, сборных. И играть на нем должны сильнейшие команды мира. Это и является квинтэссенцией моей заметки, и именно эту мысль я и буду развивать в дальнейшем.

Сразу хочется оговориться, что тут нет ни капли припозднившейся истерии по поводу непопадания сборной России на мундиаль. Про наших я вообще не скажу ни слова. Дело не в том, КТО не попал, дело в том, что попали те, кто не должен туда проходить в принципе. Любая из европейских команд второго эшелона заслуживает игры на чемпионате мира, просто потому, что она сильнее многих азиатских и североамериканских сборных. И причина у обозначенной мною проблемы одна – это несовершенство отборочного цикла. Непосредственно о принципах отбора мы поговорим ближе к концу, а сейчас хочется разобраться в том, из чего это несовершенство вообще выросло.

«Популяризация футбола по всему миру»- вот он корень всех проблем. Этот слоган, продиктованный, безусловно, благими намерениями, является ничем иным, как профанацией. Точнее профанацией является то, что для воплощения этого слогана в жизнь выбрали такой турнир, как Чемпионат Мира. Ну, вот в чью «светлую голову пришло», что расширение географии участников чемпионата мира - это благо? Есть же Олимпийские Игры. Вот где, действительно, главное - не победа, а участие. Пусть на них и играют команды со всех континентов. А они там, кстати, и играют. Например, на играх в Пекине в футбольном турнире участвовали и Новая Зеландия, и Гондурас, ну, и Китай до кучи. И что? Разница мячей «-16», и всего 2 очка на троих, причем, набранные в поединках между собой. Ну, и зачем их тащить на чемпионат мира? Понятно же, что со взрослыми сборными будет примерно то же самое. Вы скажите: «ну, кто отобрался - тот отобрался, поехали сильнейшие в своих конфедерациях». Так, в том то и дело, что еще до отбора было ясно, что - кто бы из той конфедерации ни приехал, он, в любом случае, будет очень слаб.

И ведь я не призываю радикально менять структуру отбора, всего лишь ратую за то, чтобы две путевки из Азии и одна из зоны КОНКАКАФ были переданы в пользу Европы. Всего лишь на три сборные из Европы больше - и сразу, в один миг, чемпионат дополнительно получает с десяток матчей с настоящей борьбой и интригой; с исходом, который нельзя предугадать еще до начала поединка.

Сейчас из азиатской зоны и Океании в сумме на чемпионат мира попадает пять команд. Ну, скажите мне, почему так много??? Да, я знаю, что в Азии поживает почти две трети всего населения Земли. Ну, так и что дальше-то? Это что значит, что надо заниматься футбольной благотворительностью? Хотите популяризировать там этот вид спорта? Привозите туда Роналду и Зидана, сколько влезет; проводите коммерческие турниры хоть по 20 раз в году; стройте поля и стадионы. Но зачем же их за уши тянуть? Хотя, может, я чего то и не знаю? Может, FIFA финансируется арабскими нефтяными магнатами и японскими госкорпорациями? Но это, знаете ли, не наша проблема, и спортивная составляющая от этого страдать не должна.

Ну, почему, к примеру, международная федерация хоккея с шайбой не переживает по тому поводу, что в хоккей не играют в Южной Америке или в Азии? Вы, вот, подумайте. На планете Земля есть только четыре очага развития хоккея с шайбой. Только четыре! Это Северная Америка, Скандинавия и территории бывших СССР и Чехословакии. Да, есть еще несколько локальных очагов, но они не меняют общей картины. Но это ведь не мешает хоккею идти своим путем, развиваться и оставаться одной из самых популярных игр на Земле.

Почему же футбольные чиновники считают, что их первостепенной задачей является охватить весь мир? Еще братья Жемчужниковы и Алексей Толстой, более известные, как Козьма Прутков, говорили, что нельзя объять необъятное. Да, футбол прекрасен, но позвольте людям самим тянуться к прекрасному; к тому прекрасному, что привлекает их, а не вас.

Надо развивать и укреплять то, что уже существует, благодаря традициям, или же то, что образовалось, в силу национальной предрасположенности, а не насаждать и искусственно культивировать то, что кому-то из властей предержащих взбрело в голову.

Ну, совершенно ясно, что никогда в Австралии и Океании футбол не станет популярнее регби. Никогда. Так и пускай ребята играют в регби. Пусть это будет их национальной идеей и религией, как хоккей в Канаде. Дайте людям сделать выбор самим, а не решайте за них. Ведь и Африка, и Азия были под британским влиянием; и там, и там было множество английских колоний. И ведь они сами сделали свой выбор. Африка в пользу футбола (ну, правда, там и Португалия с Францией постарались), а Азия в пользу крикета и хоккея на траве. У американцев те же азиаты, и опять же без больших уговоров, переняли бейсбол. Да и свое родное поло они никогда не забывали. Так зачем же пытаться доказать всему миру да и им самим, что футбол – это ИХ? Если футбол- это совсем не их. Пускай занимаются тем, что у них, действительно, хорошо получается.

Пусть футболом там занимаются те, кому это действительно интересно, для кого это не просто развлечение, и кто, при всем при этом, действительно умеет в него играть на высоком уровне. Ну, а чемпионат мира должен проходить не под девизом «все флаги в гости будут к нам», а просто должен радовать болельщиков всей планеты красивой и качественной игрой лучших сборных планеты. Быть может, глядя на эту красивую игру сборных других стран, детишки какого-нибудь азиатского государства с бОльшим энтузиазмом пойдут в секцию футбола, нежели, наблюдая за разгромными поражениями сборной своей страны?

В заключении хочется ответить на возможный вопрос моих заочных оппонентов. «Допустим, просто попадание на кубок мира не послужит сильным толчком в развитии футбола в стране. Но что будет, если этот футбольный карлик вдруг обыграет одного из грандов? Неужели это не станет мощным импульсом для всего футбольного хозяйства страны-победителя?» Отвечая на этот вопрос, я позволю себе сравнение, навеянное моим игроцким опытом. Не футбольно-игроцким, а опытом игрока в казино.

Начнем с того, что шансы той же КНДР или Новой Зеландии одержать хотя бы одну победу на мундиале сопоставимы с шансами Ирландии или Боснии и Герцеговины, которые могли бы занимать их место, на проход, ну, например, в четвертьфинал турнира. Шансы примерно равны, если даже не в пользу европейцев. Так неужели вы мне хотите сказать, мои дорогие друзья, что уровни эмоционального воздействия, которое окажут два этих события на развитие футбола в стране, сопоставимы? Конечно же, нет. И вот тут я и позволю себе обратиться к игроцкому опыту. Это - то же самое, что сравнивать какого-нибудь залетного подвыпившего мужичка, который решил проиграть двести рублей в автоматы и случайно поймал комбинацию на несколько тысяч, с прожженным игроком в покер, который уже энную ночь подряд сидит за сукном, проигрывая крупные суммы; и вот, проигравшись почти до тла, он наконец-то ловит долгожданный флеш-рояль, да еще и по «макс бету». Да, первый в тот момент чувствует себя самым счастливым человеком на свете, но по глубине и силе переживаний второй побеждает за явным преимуществом.

Рационализаторское предложение, или вместо эпилога

Идеальную структуру отбора на кубок мира я себе представляю такой:

- 16 сборных из Европы,

- 5 сборных из Африки,

- 4 сборных из Южной Америки,

- 3 сборных из Азии и Океании,

- 2 сборных из зоны КОНКАКАФ,

- 1 сборная - победитель противостояния пятой команды из Южной Америки и третьей из зоны КОНКАКАФ,

- 1 сборная – хозяйка турнира.

Итого: 32 по-настоящему сильных сборных с не менее широкой географией и стилевым разнообразием.

И пару слов о европейской части отбора на чемпионат мира. Сейчас она представляет собой девять групп: восемь групп по 6 команд в каждой и одна - из 5-ти. Считаю, что пять слабейших сборных надо выделить в отдельный турнир, оставив тем самым восемь групп по 6 команд, из которых на чемпионат миру напрямую будут выходить по 2 победителя. Тем самым уберутся совсем уж проходные и мало кому нужные матчи с явными аутсайдерами.

Если кто-то считает, что тем самым мы совсем убьем интерес к футболу среди европейских «карликов», то он ошибается. Так как сложно называть популяризацией футбола в Сан-Марино разницу 1-47 в десяти отборочных матчах и ожидание, как манны небесной, случайной ничьей с каким-нибудь середнячком. А, вводя отдельный турнир, где будут участвовать Сан-Марино и ему подобные, мы как раз повышаем конкуренцию и борьбу в каждом мачте.

Повыситься и спортивная составляющая. Так как победитель этого турнира «карликов» будет выходить в касту сильнейших и иметь возможность встретиться с лучшими сборными Европы. Чем не стимул для побед и хорошей игры для сотен почтальонов и сантехников? Тем более что все команды по зубам и шансов на победу в десятки раз больше.

Да и мотивацию у команд-аутсайдеров из сильнейшей группы мы повысим. Потому что слабейшая из них будет вылетать из этой группы и опускаться в дивизион к «карликам». Думаю, такая перспектива мало кому покажется радужной, и поэтому команды, утратившие шансы на выход их группы, не будут играть совсем уж спустя рукава.

На мой взгляд, данное предложение является вполне здравым. Ведь, не считая Южной Америки, где всего-то 10 команд, Европа- это единственная конфедерация, где в финальном отборе на мундиаль участие принимают абсолютно все страны. Проще говоря, отбор состоит всего из одной стадии. Поэтому примерно в четверти матчей просто отсутствует спортивная составляющая. А виной тому - уже не раз упомянутое мною и зачастую очень вредное словечко «популяризация». И очень печально то, что слово это все чаще и чаще в своем значении приближается к таким слова, как «популизм» и «профанация».