Уроки футбола. О взаимопонимании
Всем любителям поиграть в футбол посвящается.
Не удивительно, что проблема командной игры появилась тогда, как только появился, собственно, и сам футбол. И она будет вечной, пока существует футбол. На свет появляются новые игроки, старые уходят, современные команды уже постоянно нуждаются в ротации состава, чтобы выступать на высочайшем уровне. Соответственно, периодически возникает потребность работать над взаимодействием между игроками. То, как важно игрокам понимать друг друга на поле, мы рассмотрим на нескольких примерах не только из былых времён, но и на примерах современных команд.
В очередной раз обратимся к книге Михаила Иосифовича Якушина «Вечная тайна футбола». Приезд в 1937 году в СССР команды басков впоследствии очень серьёзно сказался на развитии отечественного футбола, так как до этого нашим клубным командам ещё не встречались настолько сильные соперники как в техническом, так и в тактическом плане.
На второй матч с басками наш тренер Виктор Дубинин определил такой состав: Дорохов-Шавгулидзе (оба – тбилисское «Динамо»), Корчебоков – Лапшин, Качалин, Вал. Федоров (ленинградское «Динамо»), которого заменил в ходе игры Чернышев, – Семичастный, Якушин, Смирнов, П. Дементьев (ленинградское «Динамо»), Ильин.
По сравнению с первой нашей встречей у басков видоизменилась лишь линия нападения, которая выглядела так: Горостиса, Луис Регейро, Лангара, Иррарагори, Ларринага. Интересно, что судил игру Владимир Стрепихеев, тот самый капитан первой хоккейной команды «Совторгслужащих», который окрестил меня «Михеичем» и утешал, когда я, мальчишкой, расплакался после крупного проигрыша «Красной Пресне». В этот день ему впору было снова выражать мне сочувствие.
К 25-й минуте матча баски вели 4: 0. Оборона наша пребывала в шоковом состоянии. В то время я еще не входил в избранный круг игроков, с которыми тренер обсуждает состав на предстоящую встречу. Мне кажется, что исходная ошибка заключалась в том, что, пригласив для второго выступления против басков в нашу команду действительно сильных футболистов из других динамовских клубов, никто не подумал, смогут ли они сыграть в той манере, в которой обычно играет московское «Динамо». Фактически получилось, что в этом матче выступала не усиленная команда «Динамо», как было объявлено в печати, а ослабленная, так как в ней были нарушены привычные игровые связи, прежде всего в обороне.
Это очень тонкое дело – правильно определить состав на ответственную, а не на показательную игру. Конечно, надо прежде всего учитывать индивидуальное мастерство, но выбирать следует не самых именитых, а тех, кто умеет хорошо взаимодействовать друг с другом и кто сможет сыграть сильнее не вообще, а в данной конкретной ситуации.
Дождь, прошедший перед матчем, усугубил наше положение. На мокром поле, если оно в хорошем состоянии, дополнительное преимущество всегда получает более техничная команда. Басконские футболисты в целом были техничнее нас, именно поэтому им в начале игры удавалось легко расправляться с нашими тяжеловесными защитниками: два мяча провел Ларринага, по одному – Лангара и Горостиса.
Но мы все-таки тоже умели играть в футбол. Катастрофическое начало не только не сломило нас, но, наоборот, разозлило донельзя. Все, что можно было вложить в ответный штурм, мы вложили и еще до перерыва в течение семи минут забили три гола (П. Дементьев, Смирнов, Семичастный), а в начале второго тайма, после того, как Смирнов реализовал 11-метровый, счет сравнялся – 4:4! Совершили, казалось бы, невозможное, но длительный атакующий порыв вымотал нас настолько, что в конце матча мы, по существу, лишь наблюдали за тем, как Лангара, Эчебарриа и снова Лангара забивают нам три гола. 4:7 – таков был окончательный счет матча.
Информации для размышления мы получили предостаточно. С одной стороны, вроде бы оправдалась наша ставка на атаку – все-таки забили четыре гола, но с другой – укоряюще зияли семь «пробоин» в наших воротах. Ни выдвинутого вперед Лангару нам не удалось нейтрализовать, ни Луиса Регейро, который, собственно говоря, и плел всю игровую интригу сборной Басконии.
Точного ответа на вопрос, почему это происходило, мы тогда себе дать так и не смогли.
Для чего я привёл именно этот отрывок. Меня давно не покидает ощущение, что некоторые современные футбольные руководители, имея достаточно мощную финансовую поддержку, в футболе разбираются слабо. Я думаю, тут даже не надо показывать пальцем на конкретные клубы, через которые за сравнительно небольшой промежуток времени прошла масса футболистов. А ожидаемого результата нет и, скорее всего, не будет. И что самое интересное, игроки, уходя в другие клубы, снова начинают прилично играть. Парадокс, скажете вы. Но никакого парадокса на мой взгляд тут нет.
Если бросаться, как сорока, на всё блестящее, то у тебя просто будет набор блестящих вещей. Или если у тебя, образно говоря, в клубе строится модель «Опеля», а ты покупаешь детали от «Мерседеса» или «BMW», то ничего удивительного в том, что машина потом не едет, нет.
«Детали», то бишь игроки, обязательно должны подходить друг к другу. Но вопрос быстроты притирки зависит от многих факторов. При выборе игроков помимо игровых качеств нужно учитывать ещё и наличие или отсутствие языкового барьера с будущими партнёрами, одинаковое или разное у игроков будет понимание построения игры (стиль, в котором игроки привыкли играть) и, как следствие, понимание друг друга с полуслова, умение игрока адаптироваться к новым условиям, история поведения вне поля — всё это работа селекционного отдела клуба. И если селекционный отдел где-то не дорабатывает, то это вина спортивного директора. А спортивный директор это уже кандидатура президента.
Но у нас всё привыкли сваливать на тренеров, у которых за короткий период времени не получается подогнать «детали» друг к другу. Как в том анекдоте, чтобы получить из парозова самолёт, его нужно обработать лобзиком. И в конце концов тренеров меняют, зато селекционные отделы со спортивными директорами как правило остаются.
В своей книге «Тактика футбольной игры» Аркадьев впоследствии очень емко и точно, мне кажется, выразил суть всяких тактических перемен, происходящих в футболе: «Система игры– продукт коллективного творчества игроков и тренеров. В этом процессе игроки начинают, а тренеры завершают».
В давнишнем споре о том, игроков ли нужно подбирать под определенную тактику или строить тактику, основываясь на достоинствах игроков, я твердо стою на второй позиции.
Нет, от тренеров, конечно, тоже многое зависит. И главное тренерское искусство, как я думаю, заключается в том, чтобы разглядеть и понять.
Это не Ринус Михелс, известный голландский тренер, заставил Иоханна Круиффа играть практически на всех участках поля, в результате чего в «Аяксе» родилась так называемая система «тотального футбола». Прежде сам Круифф, который обладал редкими природными данными, почувствовал, что ему, как птице в клетке, становится тесно в рамках игры обычного нападающего, назойливо преследуемого бесцеремонными опекунами, и вырвался на свободу, которую обрел на всем большом пространстве футбольного поля. Заслуга же Михелса была в том, что он, не осадил своего талантливого ученика, а, разглядев все выгоды необычайно широкоманевренной и универсальной игры Круиффа, обернул ее на пользу команде. Тренер стал поощрять и других футболистов следовать примеру лидера, наладил взаимозаменяемость и взаимодействие… Так было сказано новое слово в тактике.
А вот один из моих любимых отрывков из книги Якушина:
Была у нас с ним (речь идёт о партнёре по московскому «Динамо» Сергее Ильине) одна комбинация, возникшая импровизированно. В матче со сборной Праги я, получив мяч на месте правого полусреднего, начал продвигаться поперек поля на левый фланг, увлекая за собой защитника. Краем глаза заметил, что Ильин слева как бы нехотя неторопливо направился к центру. «Ну, – думаю, – понял меня». Продолжая движение в прежнем направлении, я, уловив нужный момент, пяткой отбросил мяч назад на свободное место. Ильин же, внимательно наблюдавший за мной, резко оторвался от своего опекуна, оказался один на один с вратарем Тихи и сильнейшим ударом забил гол. Зрители были в восторге.
Успеху способствовали точность выполнения замысла и неожиданность наших действий для соперников (мы знали, что будем делать, они – нет, и это дало нам выигрыш во времени). Тогда я для себя окончательно уяснил, в чем соль любой комбинации в футболе.
Вышеприведённый отрывок нравится мне тем, что наглядно показывает, как могут понимать друг друга футболисты. И самое главное, что ничего сложного в этом нет, и такое взаимодействие игроков можно увидеть и на любительском уровне. Может быть, кто-то из читателей видел, как, например, пузатые дяденьки в возрасте играют в одно касание. Порой любо-дорого посмотреть на такую игру вместо того, как носятся без толку молодые. И это я, заметьте, не про «Кубок легенд» говорю. Играйте почаще в футбол, и да пребудет с вами подобное взаимопонимание.
Урок первый. Удар носком (пыром)
Урок второй. Тактика игры нападающих (памяти Юрия Севидова)
Урок третий. Спортивные травмы или моя история лечения
Урок четвёртый. Если ты защитник
Урок пятый. Нормы ГТО и Слава Метревели
Урок седьмой. Вратарская работа и всё новое - это хорошо забытое старое
Урок восьмой. Удары подъёмом и почему наши игроки часто бьют выше ворот
Урок девятый. Удары по движущемуся мячу. Удар Григория Федотова и ещё немного об ударах выше ворот
Урок одиннадцатый. Удар «щёчкой» и упражнения на точность ударов
Урок двенадцатый. О заразительных пятках
Урок тринадцатый. Как начинал Пеле и немного мыслей о детском футболе
Урок четырнадцатый. Ведение мяча и финты
Урок пятнадцатый. Удары с подрезкой мяча
Урок семнадцатый. Удар через голову, или представим себя Ибрагимовичем
Урок восемнадцатый. Как Лев Яшин высказался о травме Алана Дзагоева
Урок девятнадцатый. Удар с полулёта
Урок двадцатый. Душа и мозг команды. Как начинал Игорь Нетто
Урок двадцать первый. Черчесов, Денисов, Якушин...
Урок двадцать второй. Удар «Рабона»
Урок двадцать третий. Мы продолжаем. Отработка штрафных и угловых ударов
Урок двадцать четвёртый. Удар скорпиона. А какой самый крутой любительский гол видели вы?
Урок двадцать пятый. Я - тренер
Урок двадцать шестой. Как я считал ТТД и почему это нужно делать вручную
Урок двадцать седьмой. О роскоши. История Златана
Урок двадцать восьмой. О ван Гале и футбольной философии
Урок двадцать девятый. О микроклимате
Урок тридцатый. О роли личности в команде